Чиновники научились собирать налоги с малого бизнеса. В 2004 г. он заплатил в бюджеты больше $2 млрд. Но далось это “малышам” нелегко, ведь рост их числа и выручки замедлился.
На днях Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) опубликовал ежегодный доклад о том, как платит налоги российский малый бизнес. Выяснилось, что “малыши” стали делиться с казной гораздо лучше. Так, от перешедших на упрощенную систему налогообложения бюджеты получили в 2004 г. почти в полтора раза больше — 28,9 млрд руб. Чуть больше — на 54,7% — выросли поступления от плательщиков единого налога на вмененный доход (28,4 млрд руб.). Всего малые предприниматели заплатили государству 57,3 млрд руб. налогов. Доля их платежей в доходах регионов поднялась с 1,6% до 2,7%, а в муниципальных сборах — с 3,2% до 5,1%. На региональные и местные бюджеты в 2004 г. приходилось по 45% платежей малого бизнеса. Остальные 10% делили между собой внебюджетные фонды.
Большая отдача от единого налога на вмененный доход экспертов не удивляет. Ведь в 2003 г. его сбор упал на 42,5%, напоминает замгендиректора НИСИПП Олег Шестоперов, и в 2004 г., “по сути, начал заново собираться”. А вот “упрощенцы” наращивают платежи второй год подряд. “Это очень популярный режим, ведь [отдавать государству только] 6% выручки очень удобно и совсем недорого”, — замечает Шестоперов. Упрощенный режим очень привлекателен для налогоплательщиков, соглашается чиновник ФНС. По его данным, за январь — сентябрь 2004 г. число перешедших на него увеличилось на 19,4% (примерно 764 400 бизнесменов и компаний). Причем массовый рост обеспечили не индивидуальные предприниматели, а организации, которые быстрее увеличивают и налоговую отдачу, объясняет прошлогоднюю статистику чиновник.
Но в целом малый бизнес стал чувствовать себя хуже. С поправкой на потребительскую инфляцию объем производства на малых предприятиях в 2004 г. вырос на 21% (годом раньше — на 29,5%), а их самих стало больше лишь на 7% (в 2003 г. — на 8,6%). Пережив сильный спад в 1998 г., за следующие пять лет малый бизнес сумел выйти на докризисный уровень производства и инвестиций, говорит Шестоперов, но теперь “рынок близок к насыщению”.
Замедление темпа роста “малышей” вызвано не “объективными причинами”, а ростом административных издержек, возражает член правления “ОПОРы” Дина Крылова. Любые согласования и получение разрешений от чиновников стоят все дороже, утверждает она.
В нынешнем году, по расчетам ФНС, число “упрощенцев” вырастет “минимум на 20%”, прогнозирует сотрудник службы. А с 2006 г. она станет еще более популярна, ведь верхний порог годовой выручки, при котором можно перейти на этот режим, будет повышен с 15 млн руб. до 20 млн руб., напоминает он. Сейчас упрощенку могут применять даже не малые, а лишь “мелкие” предприятия, замечает Шестоперов, по мнению которого порог надо повышать в меру потребительской инфляции. Иначе малому бизнесу получается “вредно расти”, потому что маленький порог легко превысить и потерять право на упрощенку, сетует владелец трех продовольственных магазинчиков в Подмосковье. К тому же “налоговики начинают подозрительно относиться к малому предприятию, сидящему на упрощенке больше двух лет кряду, — они подозревают, что часть дохода скрывается либо бизнес раздроблен на мелкие части”, добавляет владелец небольшой парикмахерской.
“Отваживая” от упрощенки компании, налоговики настойчиво пытаются увеличить число плательщиков вмененного налога, считает Крылова. В 2004 г. Минфин и ФНС заставили платить этот налог даже относительно крупные сетевые компании, у которых под условия вмененки подходят отдельные объекты, например небольшие торговые павильоны. Чиновникам очень просто управлять этим налогом, объясняет Крылова. Но с 2005 г. базовая доходность для его плательщиков выросла в полтора раза и “многие компании могут этого не выдержать”, опасается она.
Борис Грозовский