Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

МАЛЫЙ БИЗНЕС СТАЛ ОХОТНЕЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) опубликовал ежегодный доклад о том, как платит налоги российский малый бизнес. Выяснилось, что “малыши” стали делиться с казной гораздо охотнее.
Так, от перешедших на упрощенную систему налогообложения бюджеты получили в 2004 г. почти в полтора раза больше — 28,9 млрд руб. Чуть больше — на 54,7% — выросли поступления от плательщиков единого налога на вмененный доход (28,4 млрд руб.). Всего малые предприниматели заплатили государству 57,3 млрд руб. налогов. Доля их платежей в доходах регионов поднялась с 1,6 до 2,7%, а в муниципальных сборах — с 3,2 до 5,1%. На региональные и местные бюджеты в 2004 г. приходилось по 45% платежей малого бизнеса. Остальные 10% делили между собой внебюджетные фонды.

Большая отдача от единого налога на вмененный доход экспертов не удивляет. Ведь в 2003 г. его сбор упал на 42,5%, напоминает замгендиректора НИСИПП Олег Шестоперов, и в 2004 г., “по сути, начал заново собираться”. А вот “упрощенцы” наращивают платежи второй год подряд. “Это очень популярный режим, ведь отдавать государству только 6% выручки очень удобно и совсем недорого”, — замечает О. Шестоперов.

Упрощенный режим очень привлекателен для налогоплательщиков. По данным, за январь-сентябрь 2004 г. число перешедших на него увеличилось на 19,4% (примерно 764 400 бизнесменов и компаний). Причем массовый рост обеспечили не индивидуальные предприниматели, а организации, которые быстрее увеличивают и налоговую отдачу.

Но в целом малый бизнес стал чувствовать себя хуже. С поправкой на потребительскую инфляцию объем производства на малых предприятиях в 2004 г. вырос на 21% (годом раньше — на 29,5%), а их самих стало больше лишь на 7% (в 2003 г. — на 8,6%).

Пережив сильный спад в 1998 г., за следующие пять лет малый бизнес сумел выйти на докризисный уровень производства и инвестиций, говорит О. Шестоперов, но теперь “рынок близок к насыщению”.

Сейчас упрощенку могут применять даже не малые, а лишь “мелкие” предприятия, замечает г-н Шестоперов, по мнению которого порог надо повышать в меру потребительской инфляции. Иначе малому бизнесу получается “вредно расти”, потому что маленький порог легко превысить и потерять право на упрощенку.

К тому же налоговики начинают подозрительно относиться к малому предприятию, сидящему на упрощенке больше двух лет кряду, — они подозревают, что часть дохода скрывается либо бизнес раздроблен на мелкие части.

Минфин и ФНС заставили платить этот налог даже относительно крупные сетевые компании, у которых под условия вмененки подходят отдельные объекты, например небольшие торговые павильоны. Чиновникам очень просто управлять этим налогом. Но с 2005 г. базовая доходность для его плательщиков выросла в полтора раза, и многие компании могут этого не выдержать.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости