В Китае частным бизнесом владеют 20 млн женщин. В России этим могут похвастаться 1,3 млн представительниц слабого пола. Более половины работающих китаянок владеют собственными предприятиями или трудятся на себя в индивидуальном порядке. По сообщению агентства Синьхуа, за последние 10 лет число жительниц Китая, которые ринулись в пучину частного предпринимательства, выросло на 17% и достигло 20 миллионов человек. Согласно недавним исследованиям, в России малым и средним бизнесом руководят чуть более 2 млн женщин, а владеют предприятиями около 1,3 млн россиянок.
20 млн и 1,3 млн – цифры, конечно, несопоставимые. Даже несмотря на то, что в Поднебесной в 10 раз больше граждан, чем в нашем отечестве. Тем не менее, россиянки тоже активно завоевывают бизнес-пространство. Другое дело, что китаянкам проще: им помогают.
На родине фарфора несколько лет назад создана Всекитайская федерация женщин. Эта организация помогла открыть свое дело 2,6 млн жительниц страны и еще 5,8 млн китаянок, которые потеряли работу, отправила на курсы профессиональной переподготовки.
Для женщин, попавших под волну сокращения штатов, в Китае организованы информационно-консультативные центры, в которых жительницам страны объясняют, как начать свой бизнес. Кроме того, на госпредприятиях проводятся уроки предпринимательской грамотности.
Эксперты уверены, что с увеличением темпов экономического роста в Поднебесной вопрос о трудоустройстве представительниц слабого пола будет стоять все острее. И все большие требования работодатели будут предъявлять профессиональной подготовке потенциальных бизнес-вумен. Поэтому китайские власти призывают различные женские организации оказывать посильную помощь в попытках переориентировать жительниц страны на открытие собственного дела. А также прилагать максимум усилий, чтобы справиться с гендерной дискриминацией, существующей на рынке труда Поднебесной.
В России женщинам на поприще частного предпринимательства приходится пробиваться самим. Власти пока далеки от мысли о централизованной помощи представительницам слабого пола, желающим начать свой бизнес.
Как показывают изыскания Национального института системных исследований проблем предпринимательства, среди рядовых работников и менеджеров нижнего и среднего звена на предприятиях процент женщин равняется примерно 42%-45%. Но чем ближе верхушка карьерной лестницы, тем меньше вокруг особ прекрасного пола.
Среди руководителей частных компаний женщин 26,8%, или чуть больше 2 млн человек. А вот в кругу владельцев собственного бизнеса женских лиц еще меньше: 17,9%, или 1,3 миллиона.
Преимущественно «мужскими» отраслями являются промышленность, транспорт, строительство, связь и сельское хозяйство. В оптовой торговле, бизнес-услугах, услугах населению «рулят» также, в основном, мужчины. Процент женщин-руководительниц здесь не превышает 20%.
В розничной торговле и туризме начальники обоих полов существуют на паритетных началах: по 50% с каждой стороны. Правда, среди владельцев турфирм и магазинов женщин всего 25%.
Самым «женским» делом в России оказалось содержание гостиниц и кафе. Ряды рестораторов и хозяев отелей почти на 50% составляют представительницы слабого пола.