Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

БИЗНЕС ПРОСИТ «ОГНЯ»

Эх, полным-полна коробушка

Сенаторы любят рассказывать такой анекдот: «К руководителю малого предприятия обратились с вопросом, а поддерживает ли наше государство развитие малого бизнеса? «Ещё как! — ответил предприниматель, — вот раньше у меня был большой бизнес, а теперь стал малый». В этой шутке не просто доля правды, а громадная доля… В самом деле, давайте посмотрим только на некоторые статистические данные, которые приводятся в аналитической записке Совета Федерации. Итак, по данным Федеральной службы государственной статистики, за 2004 год в России было зарегистрировано около 960 тысяч малых предприятий. Всего же в малом бизнесе занято около 17 процентов трудоспособного населения. В среднем по России на каждую тысячу жителей приходится 6 малых предприятий. Хорошо? Нет, плохо. 6 предприятий на тысячу жителей — это один из самых низких показателей в мире. Дело в том, что в европейских странах малый бизнес производит до 70 процентов ВВП и создаёт до 60 процентов рабочих мест. На тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий. В Китае число малых и средних предприятий превышает 10 миллионов, или 99 процентов всех зарегистрированных. Именно они обеспечивают три четверти всей совокупной занятости.

Но лидером развития малого бизнеса продолжают оставаться США. Здесь 99 процентов предприятий — малые, 98 процентов из них — коллективы со штатом не более 25 человек. Именно эти предприятия выпускают 55 процентов новых товаров и 50 процентов всех товаров, произведённых в частном секторе Америки. Среди них и продукция высоких технологий. У нас же, в России, среди малых предприятий явно преобладают торговые. Некоторые исследователи даже считают, что многие из «частных торговцев» являются «скрытой разновидностью безработных». В самом деле, градообразующее предприятие закрылось, люди оказались на улице, многие из них пошли в «коробейники», стали торговать на рынке турецким ширпотребом и китайской контрабандой, зарегистрировав ПБОЮЛ — предприятие без образования юридического лица. Большинство этих ПБОЮЛов, понятно, не самостоятельны, и товары для продажи им даёт монополист, прибравший к своим рукам всю торговлю в данной местности. В любой момент скромный заработок от такой «торговли» новоявленного малого предпринимателя может прекратиться. Да и вообще, как относиться к нынешнему торговцу колготками, бывшему ведущему инженеру на заводе, или бойкой ларёчнице, в недавнем прошлом чертёжнице высшего разряда? Вот вопрос!

Любовь к малому

На первый взгляд, Правительство России уделяет вопросам малого и среднего бизнеса большое внимание. Например, в начале мая этого года была одобрена программа Минэкономразвития по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в стране на 2005–2008 годы. В программе предусмотрено создание инфраструктуры предпринимательства, планируется организовать в регионах 45 бизнес-инкубаторов для 900–1150 малых предприятий на 9–11,5 тысячи рабочих мест. Предприятиям, которые производят товары на экспорт, будет оказана помощь в подтверждении соответствия этих товаров международным стандартам, что является обязательным условием выхода на мировой рынок. Предусмотрено и кредитование субъектов малого бизнеса, но не адресно, а через институт микрофинасирования, который должен быть посредником между банками и малыми предприятиями. Предусматривается и поддержка инновационных компаний. Правительство понимает, что для развития такого предпринимательства нужно венчурное финансирование, нужны бюджетные гранты. А также необходимо облегчить доступ малых предприятий к фондовому рынку. Для этого предполагается создать региональные фонды соинвестирования по 50–100 миллионов рублей каждый. Минэкономразвития ожидает, что в результате реализации этой программы доля малых предприятий в ВВП вырастет с сегодняшних 13,5 процента до 20 процентов в 2008 году. Но это программа. Или — пока теория. А практика иная. Летом прошлого года по инициативе правительства был урезан закон о господдержке бизнеса, который действовал с 1995 года, но вдруг попал под закон о «монетизации льгот». Ряд статей в результате исчезли. Среди них те, которые отменяют ускоренную амортизацию основных фондов и право списывать 50 процентов их стоимости на амортизационные отчисления. А ведь это были основные преференции! Под давлением Минфина были отменены законопроекты, которые освобождали торговцев от использования кассовых аппаратов: это, дескать, приведёт к снижению налогооблагаемой базы. Но мелкорозничные торговцы платят единый налог на вменённый доход — ЕНВД. Для расчёта этого налога берётся не выручка, а количество сотрудников и размер торговой площади. Понятно, что кассовые аппараты — своеобразное оружие рэкетиров: бесконечные проверки используются для взимания штрафов с торговцев. Малые предприятия, переведённые на уплату ЕНВД, перечислили в бюджет 28 миллиардов рублей, а одновременно на покупку кассовых аппаратов потратили 13 миллиардов плюс на их техническое обслуживание ещё 24 миллиарда. Невольно возникает вопрос: уж не производители ли этих самых кассовых аппаратов лоббировали это решение?

А что такое «малый бизнес»?

Но самое интересное в том, что у нас в стране до сих пор нет чёткого определения, что такое малый бизнес. В Евросоюзе считается, что малое предприятие — то, на котором работает до 250 сотрудников, а оборот — до 50 миллионов евро в год. В России, соответственно, 100 и 15 миллионов рублей. Но у разных министерств и ведомств своё видение темы. Ещё сравнение не в нашу пользу. Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в местные бюджеты в Европе составляют приблизительно 50 процентов, а у нас — около 12 процентов. Только в Москве и Санкт-Петербурге их доля составляет 50 и 34 процента соответственно.

Почему так происходит? Да потому, что «стимул развития малого бизнеса для местных властей невысок, налоги отправляются в вышестоящие бюджеты. А вот если бы местные бюджеты получали хотя бы 70 процентов налогов, ситуация сразу бы изменилась», — уверен председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий. «Сегодня зарплата чиновников на местах не зависит он налоговых поступлений от малых предприятий, поэтому таких чиновников устраивает, что предприниматели платят деньги не в бюджеты, а к ним в карман за разного рода разрешительные процедуры, — рассказывает он и продолжает: — Зайдите в любой сельский магазин — там не продаётся ничего российского. Может быть, пора бы уже самим гвозди делать, а не привозить их из Польши?» А мини-пекарни на селе разве не пользовались бы спросом? Пользовались бы, ведь селяне в этом случае не зависели бы от поставок хлеба из райцентра. Но вот где взять формы для хлеба? Покупать за границей?

Надеемся на авось?

«Мы знаем, как надо поддерживать малый бизнес, но всё делаем наоборот!» — говорит Рокецкий. Например, с 1 января 2006 года в результате реформы местного самоуправления в стране появится дополнительно 12,5 тысячи новых муниципальных образований. Они не имеют финансовой базы, и там никто не собирается работать с малым бизнесом. К тому же надо будет перерегистрировать те предприятия, которые уже есть на местах: маленькие кафе, магазинчики, мастерские… Не ясно, как это будет происходить и кто вообще этим будет заниматься. Никто сегодня даже не вспоминает об этой проблеме. Но скоро настанет это самое 1 января 2006 года. Что будем делать?

«Дома новы, а предрассудки стары»

Заместитель председателя Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе СФ Павел Федирко перечисляет главные причины, мешающие развитию и процветанию этого самого бизнеса: «Недавно проводились социологические опросы представителей малого бизнеса. 67% предпринимателей сказали, что им мешают бюрократические процедуры, 66% назвали главным тормозом плохие законы, 60% — отсутствие финансов, 48% — взятки, 39% — проверки госструктур, 35% — отсутствие помещений, 21% — недобросовестную конкуренцию и 19% — криминализацию…»

Как видим, те проблемы, которые стоят в целом перед страной, оказывают негативное влияние и на развитие малого бизнеса.

На одном из заседаний совета вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев назвал и ещё одну причину — сложность доступа к земле и недвижимости. Он сообщил, что по программе ТАСИС, направленной на устранение административных барьеров для развития бизнеса в России, обследовалось 10 муниципальных образований в нескольких субъектах РФ. Оказалось, что местное законодательство, определяющее выделение земельных участков под строительство, существенно отличается от федерального. На местах иные сроки для решения вопроса, иные процедуры и более высокие финансовые издержки при оформлении документов. «Наложение многочисленных реформ, проводимых в стране, друг на друга привело к серьёзному увеличению времени, затраченного на получение всех разрешений, и увеличению средств, необходимых для их получения», — отметил В. Буев. Главная причина этого в том, что на местах нет квалифицированных специалистов, способных подготовить необходимые документы на земельный участок. Торгов практически не проводится, а где торги есть, то они лишь профанация… Вот некоторые цифры, приведённые им. Так, в Екатеринбурге земля оформляется 1,5–2 года, надо согласовать до 40 документов. Официальная цена — 30 тысяч рублей, а неофициальная — 250 тысяч (почувствуйте разницу!). Буев предложил внести поправки в Земельный кодекс, которые уточнили бы список документов, необходимых для получения земельного участка, сроки их прохождения и т. д.

Сенатор Оганес Оганян, председатель Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности, на заседании совета был резок: «Если мы говорим о значимости малого и среднего бизнеса для страны, то вряд ли нас может устроить сумма в 3 миллиарда рублей, которую МЭРТ собирается выделить в 2006 году на малый бизнес. Совет Федерации предлагает выделить на эти цели 40 миллиардов рублей». О. Оганян даже пригрозил правительству, что если искомая сумма не будет выделена, то «у вас будут проблемы с прохождением бюджета 2006 года через Совет Федерации». Он ещё раз напомнил, что малый бизнес — основа любой стабильной экономики, основа гражданского общества, наконец. Он создаёт много рабочих мест, способствует развитию среднего класса. И, главное, делает страну процветающей. Например, Канада 40 лет назад озаботилась развитием малого бизнеса. Страна выделяла в течение 8 лет ежегодно 7–8 миллиардов долларов. Через 25 лет предприятия малого и среднего бизнеса стали давать 75 процентов ВВП. «А это уже даже не экономика, а политика», — отметил сенатор.

Портрет бизнес-вумен

Собирались в Совете Федерации и женщины-предприниматели, чтобы обсудить свои проблемы. Они отмечали, что сегодня доля участия женщин в частном бизнесе остаётся крайне низкой: 0,6 процента женщин против 6,2 процента мужчин, то есть в десять раз меньше. В первую очередь это связано с крайне низкой самооценкой женщин. По данным ФОМ, доля мужчин, считающих себя способными стать «новыми русскими», составила 24 процента, а доля женщин почти в два раза меньше. Примерно половина российских предпринимательниц выкупили предприятия у государства, лишь 27 процентов начали дело «с нуля».

Выступавшие предпринимательницы отмечали также, что во властных структурах, где в большинстве работают мужчины, до сих пор продолжают доминировать устаревшие представления о женщинах только как о жёнах и матерях, но не как о лидерах, способных поставить на ноги предприятие: малое, среднее или крупное. А Алевтина Федулова, руководитель Союза женщин России, отметила, что наша страна по уровню гендерного развития занимает 53-е место в мире. Поэтому «наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстоять свои интересы на уровне государственных структур и переломить существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице». Так, в Москве о дискриминации говорят около 40 процентов женщин, а в регионах — 45 процентов. А ведь в Европе (снова приходится сравнивать!) женщина-бизнесмен — традиционная фигура. В США почти половина малого бизнеса принадлежит женщинам. В 1999 году в общемировом масштабе женщины владели третью всех предприятий, в семьях с двумя работающими четверть женщин зарабатывает больше мужчин.

Выступавшие женщины говорили о том, что они вообще лучше управляют коллективом, в кризисных ситуациях они принимают более верные решения. Они склонны к созданию хорошего микроклимата в коллективе, менее расположены брать и давать взятки, заниматься рэкетом. К тому же женщины более тщательно прорабатывают бизнес-планы, более рачительно тратят средства, затрачивают меньше усилий на ту же самую работу, чем мужчины.

Что делать?

Главное, говорят сенаторы, нужна чёткая и ясно оформленная политика в отношении малого и среднего бизнеса. Надо законодательно определить, что развитие и поддержка малого бизнеса — одно из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Для этого необходимо разработать и принять Федеральный закон «О государственной политике по развитию малого предпринимательства в России». Надо также внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которыми развитие малого бизнеса на муниципальном уровне будет отнесено к местным органам власти.

Нужны средства для осуществления политики в отношении малого бизнеса. Иначе уже имеющиеся предприятия будут разрушены и поглощены крупными. Вообще же финансирование программ развития и поддержки малого бизнеса должно носить прямой и целевой характер. Выделяемые деньги должны доходить до малых предприятий, а не оседать в различных «фондах». Необходимо облегчить доступ малого бизнеса к коммерческим кредитам. Для этого надо внести коррективы в Стратегию развития банковской системы на 2005–2008 годы.

Нужно также развивать экспортный потенциал малых предприятий, содействовать развитию малых инновационных предприятий, готовить кадры предпринимателей.

Необходимо внести изменения в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые обеспечат малые предприятия первоочередным правом приобретения имущества. Надо ускорить принятие закона «О кредитной кооперации».

Эксперты Совета Федерации считают, что необходимо разработать и ряд программ развития малого и среднего бизнеса в таких сферах, как первичная обработка древесины, упаковка, реконструкция и модернизация химчисток, прачечных и других предприятий бытового обслуживания в регионах, альтернативная энергетика, а также программу развития предпринимательства коренных малочисленных народов Севера.


Анна Козырева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости