Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проблемы и перспективы развития наукоемкого бизнеса в России

В ведущих странах мира основная часть роста экономики обеспечивается за счет вывода на рынок инновационной продукции. Значительную роль в экономике знаний за рубежом играют малые предприятия, доводящие новые технологии до стадии, готовой для промышленного использования, а также выводящие на рынок новую продукцию.

Впечатляют результаты Оксфордского университета, который совместно с окружением из 300 малых наукоемких предприятий дает годовой доход $5 млрд., а например, Томская область, в которой добываются нефть, газ, лес, расположены гигант мировой атомной промышленности — Сибирский химический комбинат (СХК), гигант мировой нефтехимии — Томский нефтехимический комбинат, имеет годовой валовый региональный продукт $6 млрд. Не менее впечатляет и пример зоны высоких технологий г. Нюрнберга (рис. 1), где на 2 млн жителей действуют 75 тыс. хай-тек фирм с годовым оборотом ?58 млрд., что составляет 60% валового регионального продукта Баварии.

В то же время сегодня в Российской Федерации число зарегистрированных малых предприятий (МП) составило 994 тыс. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в США в расчете на 100 тыс. жителей количество МП составляет 2400. Для того чтобы России сравняться с развитыми странами (в среднем 3 тыс. МП на 100 тыс. жителей), таких предприятий требуется 4,35 млн, пишет газета «Промышленник России».

Еще хуже ситуация в наукоемком бизнесе. Здесь всего 22 тыс. структур, в то время как необходимо 2 млн. Очевидно, что пока разрыв не будет ликвидирован, говорить всерьез о переходе к экономике знаний невозможно. Сама по себе эта проблема не разрешится. Так, 5 лет назад в России было 44 тыс. структур наукоемкого бизнеса, то есть налицо отрицательная динамика по этому показателю.

Острота проблемы станет еще более очевидной, если учесть, что первая волна предпринимательства 1990-1992 гг. дала 700 тыс. МП. Таким образом, за 15 лет их количество увеличилось на 294 тыс. Для того чтобы выйти на уровень 4,35 млн МП, понадобится при таких темпах 170 лет. В наукоемком бизнесе, как уже отмечалось, динамика отрицательная, но если даже представить себе, что каждый год количество наукоемких МП будет удваиваться, то понадобится 100 лет. В целом ситуация может быть охарактеризована как тупиковая.

Для выхода из тупика необходима генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. По своим масштабам и социальным последствиям эта крупнейшая государственная задача превосходит атомный и космический проекты. Если говорить о национальных проектах, то именно эта задача должна быть на первом месте.

Для решения задачи необходимо:

  1. Заказать и развернуть массированную пропаганду привлекательности имиджа предпринимателя (хозяина) наукоемкого бизнеса;
  2. Создать требуемую инфраструктуру развития наукоемкого бизнеса: студенческие бизнес-инкубаторы, бизнес-инкубаторы, технологические парки, зоны, инвестиционные фонды и т.д.;
  3. Пересмотреть роль университетов в решении поставленной задачи, сделав их главными центрами в ее решении, так как все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса сегодня находятся в университетах.

Пп. 2 и 3 из этого перечня непосредственно касаются сферы высшего профессионального образования, однако в федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г., нет упоминания о поставленной проблеме, ни путей ее решения. Так, стратегическими задачами программы определены:

  • совершенствование содержания и технологий образования;
  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
  • повышение эффективности управления в системе образования;
  • совершенствование экономических механизмов в системе образования.

Разработчики программы не предполагают кардинального пересмотра роли университетов в развитии наукоемкого бизнеса и саму эту проблему никак не связывают с системой высшего образования.

Однако реально повысить конкурентоспособность России на мировом уровне можно, только развив малый и средний наукоемкий бизнес до необходимого уровня, и сделать это могут только университеты, так как сегодня и завтра в университетах учатся и будут учиться будущие представители наукоемкого бизнеса. Для этого каждый университет должен быть окружен плотным кольцом наукоемких фирм, учрежденных выпускниками этого университета, а вся структура университета — работать на генерацию этих фирм.

Именно такая модель реализована в г. Томске, где наблюдается положительная динамика развития наукоемкого бизнеса и в количественном, и в качественном отношении, показан один из путей решения проблемы. Так, за последние пять лет количество предприятий наукоемкого бизнеса в Томске удвоилось, а их объемы выросли с 60 млн руб. до 6,5 млрд руб. Всего же научно-образовательный комплекс Томска дает 18 млрд руб. в год. Лидером в генерации предпринимателей наукоемкого бизнеса является Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), выпускники которого обеспечивают 80% объемов наукоемкой продукции г. Томска. В составе ТУСУРа открыт первый в России студенческий бизнес-инкубатор (2004 г.). В университете перестроен учебный процесс, позволяющий готовить предпринимателей наукоемкого бизнеса, намечены пути взаимодействия с технико-внедренческой зоной г. Томска.

Для того чтобы процесс генерации волны МП шел интенсивнее, необходимо законодательно обязать крупные фирмы, иностранные и совместные предприятия не менее 30-50% своих заказов размещать на российских предприятиях малого и среднего бизнеса и особенно в регионах своего присутствия.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости