Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ДИАГНОЗ СТАВИТ РЫНОК

Малый бизнес с некоторых пор – это наше все. Или почти все. Если не считать нефтегазового комплекса, да пары-тройки других экспортноориентированных отраслей экономики, на которых держится государство российское. После относительно непродолжительного периода бурного роста и обвала в 1998 г. малый бизнес сумел подняться. Более того, ему удалось даже несколько превзойти показатели, достигнутые накануне августовского дефолта. Тем не менее ситуация остается нестабильной. Сегодня нет недостатка в советах, как помочь ему, – принимаются программы поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, но, когда они дадут эффект (и дадут ли), не знает никто.


А счастье было так возможно

Развитие малого бизнеса – одна из важнейших предпосылок успешного преодоления трудностей на пути создания рыночной экономики, полагают в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Малый бизнес может заполнить те ниши, которые не может занять средний и крупный бизнес, – предоставление услуг населению (бытовых, образовательных, рекреационных) и бизнес-услуг (консалтинг, маркетинг и др.). Без них функционирование современной экономики невозможно. Ни у кого не вызывает сомнений, что малый бизнес – это огромное поле для инноваций, которые являются слишком рискованными для крупных бизнес-структур.
Сегодня движение по инновационному пути развития способно снять страну с нефтегазовой иглы и действительно удвоить ВВП. Многие экономисты и политики придерживаются мнения, что гибкий и мобильный малый бизнес способен совершить прорыв. Но тогда силы должны быть сосредоточены на этом направлении. Если опираться на оценку доктора экономических наук, члена правления РАЕН, советника председателя Совета Федерации Ирины Рукиной, то ждать чуда придется долго. На долю малого бизнеса, занимающегося инновационными технологиями, приходится всего около 4% (по другим данным и того меньше – 2,5%), основную долю в структуре малого бизнеса же занимают торговля и сфера услуг. Это совпадает и с данными, которыми оперирует НИСИПП. Сотрудник этого института Алексей Шестоперов приводит неутешительные с точки зрения перехода на инновационный путь развития страны сведения: малые предприятия в торговле и сфере услуг производят более 72% продукции. Лишь на втором и третьем месте находятся организации малого бизнеса, действующие соответственно в промышленности и строительстве (13,6% и 7%).
Несомненно, еще в одной сфере мог бы проявить себя малый бизнес, – это жилищно-коммунальный комплекс. Государство заинтересовано в том, чтобы сюда пришел частный капитал. И некоторые его представители действительно устремились на этот сегмент рынка. Но чем это порой оборачивается для смельчаков, наглядно продемонстрировал пример одной из петербургских компаний, прежде успешно занимавшейся управлением финансами, а затем решившей попробовать свои силы и в управлении домами. Итог оказался плачевным: за 8 месяцев убытки составили 10 млн рублей. Только устойчивое положение компании в других направлениях деятельности, спасло ее от неминуемого банкротства.
Впрочем, этого следовало ожидать: на протяжении многих лет ЖКК финансировался государством по остаточному принципу. Система же жизнеобеспечения не терпит такого отношения: регламентные работы должны выполняться строго в установленные сроки и в полном объеме. В противном случае происходит то, что происходит, – жилищный фонд катастрофически ветшает (по словам депутата ГД РФ Галины Хованской, в стране насчитывается 81,5 тыс. аварийных домов), а износ инженерных коммуникаций доходит до 80%. Государство готово сбросить с себя всякую ответственность за жизнеобеспечение граждан (по действующей Конституции государство отвечает за безопасность), переложив ее на кого-нибудь другого. В тезис о том, что ЖКК – золотое дно для предпринимателей, уже давно никто не верит. Если это так, то почему государство делает столь «щедрый» подарок, правда, предварительно доведя ЖКХ до плачевного состояния? Ведь речь идет об одной из самых крупных отраслей в экономике страны (как утверждают в Минрегионе, на долю ЖКХ приходится 26% основных фондов России).
Ларчик открывается просто. Внушая бизнесу, что деньги будут рекой течь в его карман, оно не говорит всей правды. Противоречивость действующего законодательства и так отбивает охоту, как у честного бизнеса, так и жителей взваливать на свои плечи проблемы, которые государство «успешно» решало. Предприниматель до сих пор не уверен в том, что вложив свои или заемные средства в жилищный или коммунальный комплекс, сможет не только вернуть их, но и получить какую-то прибыль. Постоянное изменение правил игры не добавляет стабильности и определенности во взаимоотношениях бизнеса и власти.

Какой малый бизнес нам нужен?

Впрочем, нынешняя ситуация, сложившаяся вокруг малого бизнеса, давно прогнозировалась многими экспертами. К сожалению, к мнению специалистов-практиков редко прислушиваются в коридорах власти. Между тем еще несколько лет назад советник председателя Совета Федерации, в недавнем прошлом депутат МГД Ирина Рукина предсказывала, что малый бизнес будет стагнировать, потому что действующее законодательство не способствует его развитию. Действительно, годы идут, принимается масса правильных решений, но картина существенно не меняется. Очевидно, что решения не затрагивают основ, а потому и проку от них мало – как от стрельбы из пушки по воробьям.
Хотя надо признать, что проблемам малого бизнеса уделяется большое внимание. На протяжении ряда лет ведется работа по мониторингу развития малого бизнеса в регионах страны, изучается влияние различных факторов на активность предпринимателей, делаются попытки выявить некие общие тенденции.
Причины нынешнего состояния малого бизнеса называются разные, но их можно свести к двум принципиально важным – с одной стороны, реальная поддержка со стороны властей явно недостаточна, с другой стороны, самими властями выстраиваются такие административные барьеры на местах, что очень многие предприниматели, едва начав свою деятельность, тут же сворачивают ее. Положение усугубляется финансовыми проблемами малого бизнеса, которому очень трудно рассчитывать на получение кредита на выгодных условиях, если речь не идет о торговле.
Чтобы не быть голословными, приведем только два типичных примера.
Как известно, селективный сбор ТБО в других странах – выгодный бизнес, на котором совершенно официально делаются миллионные состояния, причем без всякого криминального запашка. Надежда властей, что жители сами будут заниматься сортировкой мусора в крупных российских городах, не оправдывается. Казалось бы, в таком случае малому бизнесу нужно дать флаг в руки и пусть он этим направлением займется. Однако на пути возникают неожиданные преграды. Так, директор одной из московских фирм столкнулся с тем, что в течение полугода ему не оплачивают выполненные по договору подряда работы. ДЕЗ мотивирует свой отказ тем, что компании были предоставлены талоны на вывоз 10 т мусора, а она смогла отчитаться лишь за 5 т, утилизированных на полигоне. По словам Владимира Кузнецова, недостающие 5 т бытовых отходов после сортировки были проданы. Можно, конечно, для разрешения спора обратиться в суд, но тогда работать будет некогда. Другой вариант – хождение по кабинетам чиновников, депутатов и сенаторов для того, чтобы доказать свою правоту, – также отнимает много времени. Во всяком случае ясно, что пока трудно говорить о взаимопонимании власти и бизнеса. Они разговаривают на разных языках.
Много надежд возлагалось на конкурсы. Ожидалось, что подведение их итогов будет открытым и честным. На бумаге так оно и есть – побеждает сильнейший, но реально за его спиной обычно стоит административный ресурс. Генеральный директор одной из клининговых компаний в ходе «круглого стола», проведенного в Совете Федерации, заявила о том, что за все время участия в многочисленных конкурсах ее фирме не удалось победить ни в одном из них. Можно было бы упрекнуть руководителя – мол, сама виновата, но если подобное происходит один раз – то это случайность, если постоянно – закономерность. Появление на рынке сомнительных компаний-посредников, которые выигрывают тендер, а затем передают подряд на выполнение работ другим организациям за определенный процент, приобретает в последнее время все более отчетливые черты тенденции. Все это напоминает ситуацию конца 80-х годов, когда через многочисленные Центры ННТМ (научно-технического творчества молодежи), не имевших ни производственной, ни научной базы, проводились договоры на выполнение работ, щедро оплачиваемых из кошелька на тот момент еще государственных предприятий и учреждений. Но тогда хотя бы специалисты их выполняли, а теперь нельзя исключить ситуацию, когда технический регламент за бюджетные средства напишут несведущие люди.

Затянувшееся ожидание перемен

Сегодня весьма распространена точка зрения, которая объясняет стабилизацию количества предприятий малого бизнеса тем, что рынок насыщен. В это можно было бы поверить, если бы не упрямые факты. По состоянию на конец первого полугодия 2006 г. в стране, по официальным данным, действовало 1029,2 тыс. малых предприятий. Это означает, что за 5 лет (по сравнению с октябрем 2001 г.) их количество увеличилось всего немногим более, чем на 150 тыс. При этом по количеству малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей, Россия почти в 5 раз отстает от стран ЕС. Очевидно, что аргумент о насыщении рынка не выдерживает критики, но он содержит и рациональное зерно.
Действительно, мировой опыт показывает, что между развитием бизнеса и количеством помещений существует прямая зависимость: есть помещения для занятия бизнесом – есть и бизнес, нет помещений – нет бизнеса. Только решив эту проблему, можно подстегнуть развитие малого бизнеса, в противном случае ситуация реально (а не на бумаге) не изменится.
Но это только одна сторона медали. Априори ясно, что малый бизнес получает шанс на развитие лишь там, где местные власти оказывают ему всемерную поддержку, поскольку заинтересованы в нем. Эти два фактора, по мнению Ирины Рукиной, являются определяющими. Все остальное – налоговые послабления, упрощение процедуры регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и т.д., хотя и очень важны, но являются лишь следствием желания (или нежелания) властей пойти навстречу предпринимателям и создать комфортные условия для малого бизнеса.
Сегодня, когда главные решения принимаются на федеральном и субфедеральном уровне, в бюджеты которых и уходят налоговые поступления от малого бизнеса, на местах чиновники занимаются проблемами малого бизнеса постольку, поскольку надо отчитываться перед вышестоящей инстанцией. В отличие от крупного бизнеса, который волен выбирать место своей регистрации и поэтому между регионами идет реальная борьба за него, малый бизнес, похоже, сегодня мало кому интересен. А все потому, что наполнение местного бюджета напрямую не связано с поступлениями от малого бизнеса. Это старая песня. Тот, кто не понаслышке знает о мытарствах мелких предпринимателей, не раз обращался к депутатам ГД РФ с призывами, внести поправки в закон о поддержке малого предпринимательства, записав, что малый бизнес является субъектом бюджетного процесса. На практике это означало бы, что доходы от него формируют бюджеты местных муниципальных образований. Тогда бы руководители органов местного самоуправления, будучи не столько политиками, сколько прагматичными хозяйственниками, были бы заинтересованы в создании и поддержке предприятий: чем их больше, тем лучше для местного бюджета. Была надежда, что это обстоятельство будет принято во внимание при разработке 131-ФЗ о разделении полномочий органов власти. Но это так и осталось гласом вопиющего в пустыне.
По-прежнему малый бизнес находится в зоне интересов федеральной власти: на него распространяется федеральное законодательство, а доходы от малого бизнеса формируют бюджет федеральный (напрямую или опосредованно через бюджет субъекта Федерации). Это, по мнению Ирины Рукиной, в корне неверно. При такой ситуации нельзя рассчитывать на развитие малого бизнеса, заявляет советник председателя Совета Федерации.

Есть ли лекарство от коррупции?

Есть и еще один аспект проблемы, который при разговоре о малом бизнесе как-то упускается из виду, во всяком случае, почему-то большинством экспертов замалчивается (акцент делается прежде всего на несовершенстве налогового законодательства). На эту тему не любят распространяться и представители самого малого бизнеса, видимо, понимая, чем конкретно это для них может обернуться. Между тем коррупция на местах оказывает сильнейшее воздействие на предпринимателей. С какой помпой порой преподносится факт задержания нечистого на руку чиновника, но это вовсе не означает, что с ним больше никогда не столкнешься в коридорах власти – его могут перевести в соседний район на аналогичную должность или даже повысить, а «жалобщика» обвинить в клевете или спустить дело на тормозах. Памятуя о таких коллизиях, далеко не каждый предприниматель рискнет отстаивать свое дело. Мелкий предприниматель очень зависим от власти на местах. Порой его судьба в руках одного конкретного чиновника, который практические единолично может распорядиться судьбой предприятия. Всегда найдется тысяча и одна причина, чтобы избавиться от не очень понятливого или несговорчивого бизнесмена.
Хотя рецепт борьбы с этим злом давно известен, почему-то у нас к нему не прибегают. Необходим закон о коррупции, а все уже принятые законы должны быть проверены на коррупционоемкость. Депутаты ГД РФ, входящие в различные фракции, не раз поднимали этот вопрос, но воз и ныне там. А в это время, по оценкам фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, уровень коррупции в стране за последние 5 лет вырос в несколько раз. Общий объем коррупционного рынка в России оценивается сегодня экспертами в 300 млрд долларов. В странах Запада, на которые сегодня равняется Россия, действуют подобные законы. Кроме того, любой законопроект там обязательно проходит экспертизу, чтобы избежать коррупционных дыр и ловушек.
Но мало принять хороший закон. Его неукоснительное исполнение возможно только в том случае, если наступает реальная ответственность за его несоблюдение. Чтобы на практике можно было применять статью, предусматривающую наказание в случае неисполнения положений закона, она должна быть максимально полно прописана. Между тем качество подготовки законодательных актов в нашей стране оставляет желать лучшего. Невнятность и противоречивость статей закона, а также несогласованность с другими законами и кодексами давно уже стала притчей во языцех. Коррупционноемкие статьи можно найти практически в любом законе. Более того, коррупция фактически поразила все сферы жизни. Однако, по словам депутата ГД РФ Михаила Гришанкова, в России выявляется и регистрируется только около 1% преступлений, связанных с дачей взятки.
Подобное явление присуще и малому бизнесу, который, по словам Ирины Рукиной, «подвешен на веревочке». Слишком часто деньги от малого бизнеса находятся в тени. Отсутствие четких и понятных правил ведения бизнеса создает благоприятные условия для расцвета коррупции, государство же не очень стремится сделать деятельность чиновников и бизнесменов действительно прозрачной. Такая позиция создает порочный круг: бизнес использует малейшую лазейку для сокрытия реальных доходов, государство же, зная обо всех подобных ухищрениях, прессингует его. Это давление ослабляется с помощью дачи взятки. В этом деле у нас накоплен богатый опыт. Как заявил Михаил Грищанков, 75% граждан вступали когда-либо в коррупционные взаимоотношения. Одни вымогают, пользуясь служебным положением, другие платят, чтобы выжить. По данным последних исследований, малый бизнес России потратил в 2006 г. на преодоление административных барьеров около 10% от выручки.

Глобализация шагает по планете

На судьбу малого бизнеса можно было бы махнуть рукой. В конце концов это дело каждого конкретного предпринимателя. «Смертность» среди малых предприятий весьма велика. По словам эксперта НИСИПП Алексея Шестоперова, доживают до «преклонного» возраста (4-5 лет) лишь немногие. Кроме того, в России преобладают микропредприятия, на которых занято от 5 до 15 человек. Тем не менее малый бизнес создает рабочие места, тем самым снижает социальную напряженность в обществе. С этой точки зрения он позитивен.
Но выживет ли он или почит в бозе, сказать трудно. Сейчас все отчетливее проявляется новая тенденция. На смену порой искусственному дроблению предприятий и организаций на мелкие маломощные и оттого зачастую нежизнеспособные компании идет процесс укрупнения. От этого, хотим ли мы того или нет, никуда не деться. Это объективная реальность.
К чему привела раздробленность, наглядно показал отечественный стройкомплекс. В глаза бросается огромное количество организаций: в 109 тыс. (из 113,5 тыс., входящих в Российский союз строителей) численность работников менее 100 человек. Ни в одной другой европейской стране такого количества строительных организаций нет. «Особенно высока текучесть кадров и низка квалификация на малых предприятиях», – заявил президент Российского союза строителей Виктор Забелин на съезде РСС. Он также отметил, что по-прежнему высока доля убыточных организаций (33%) среди них. Иная ситуация складывается на крупных предприятиях: их экономические показатели значительно выше. Безусловно, рынок расставит все по своим местам. Победит сильнейший. «Будущее стройкомплекса будут определять крупные компании», – делает вывод Виктор Забелин.
Аналогичные процессы укрупнения идут и в других отраслях экономики, даже в торговле, где сегодня особенно велика доля малого бизнеса. С ростом сетевых компаний малый бизнес вынужден будет либо свернуть свою деятельность, не выдержав конкуренцию, либо преобразоваться и стать частью таких компаний. Это объективная закономерность, отмахнуться от которой невозможно. С ней необходимо считаться, принимая решение.
Особенно трепетного отношения требуют научные кадры. Их распыление уже привело к тому, что сегодня трудно найти специалистов, способных, например, разработать грамотную концепцию развития регионов. Потеря научных школ чревата большими проблемами в будущем.
Но малый бизнес, безусловно, займет достойную нишу, став генератором идей для крупных корпораций, но, видимо, не как самостоятельная единица, а как неотъемлемая часть структуры компании. На «коленке», без хорошей материально-технической базы и высококлассных специалистов, чей труд должен хорошо вознаграждаться, сегодня прорыва в науке и технике не совершить. Пока такой потенциал у России еще есть, но с каждым годом он тает. И здесь нужна политическая воля. Судя, по высказываниям Президента России, она есть. Осталось только добиться того, чтобы на местах принимаемые на высшем уровне решения исполнялись.


Елена Голубева, Марина Скворцова 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости