Распределение земли остается проблемным вопросом для малого и среднего бизнеса, хотя и построившего азы диалога с властью. О сущности вопроса рассказывает эксперт Национального института системного исследования проблем предпринимательства, заместитель генерального директора по проектам автономной НО "Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус" Виктор Харченко.
- Как известно, остро стоит проблема с распределением земли среди малого и среднего предпринимательства. Как Вы полагаете, в чем причины проблемы?
- Действительно, одной из наиболее актуальных проблем в развитии бизнеса на сегодняшний день является доступность земли для малых и средних предприятий. Сложное и противоречивое законодательство, административная зарегулированность земельных отношений, отсутствие доступа к инженерной инфраструктуре – все это делает операции с земельными участками сложными для осуществления и формирует обширное поле для коррупционной деятельности и извлечения недобросовестными чиновниками административной ренты. Кроме того, возможности малых предприятий в приобретении объектов недвижимости и земельных участков в собственность на частном рынке понижаются усложненностью доступа к кредитным финансовым ресурсам.
- Разработанный Национальным институтом системного исследования проблем предпринимательства проект предусматривает ведущую роль в разрешении положения для ТПП России. Справится ли ТПП с этим вопросом?
- Указанные проблемные области являются результатом длительного процесса формирования системы земельных отношений и являются в значительной мере структурными. Полностью устранить проблему для Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в обозримой перспективе не представляется возможным, однако вполне определенно можно говорить о наличии возможностей положительного воздействия на ситуацию по ряду направлений. Так, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и территориальными ТПП может оказываться содействие органам власти по отдельным направлениям совершенствования земельных отношений, а также оказываться услуги непосредственно предпринимателям.
- Каковы должны быть меры и направление деятельности ТПП? Насколько эта деятельность осуществляется в настоящее время?
- Исходя из нашего исследования, основными направлениями активности территориальных ТПП в целях повышения степени доступности земельных участков для предприятий малого и среднего бизнеса могут быть проведение внутренних мероприятий и законотворчество – разработка предложений по совершенствованию регионального, местного законодательства.
В рамках ряда территориальных торгово-промышленных палат указанные направления активности уже реализуются, в том числе в отдельных ТПП на регулярной, систематической основе. Представляется очевидным, что эти направления активности должны и в дальнейшем быть наиболее приоритетными в рамках работы по совершенствованию земельных отношений.
В настоящее время представляется целесообразным сконцентрировать особое внимание на анализе и общественном обсуждении планируемых к принятию законов, существенно влияющих на систему земельных отношений – в частности к проекту закона "О государственном кадастре недвижимости" и проекту закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства".
- Насколько ограничена свобода рынка земли в настоящее время?
- В рамках нашего исследования мы провели опрос экспертов территориальных торгово-промышленных палат. Ограниченной свободу рынка земли считают 58,4% опрошенных нами экспертов (из них каждый второй считает, что она ограничена существенно). Свободным для входа новых компаний рынок считают лишь 20,8% опрошенных. Внушает определенный оптимизм тот факт, что ограничения в свободе рынка земли никто из опрошенных не связал в первую очередь с деятельностью нелегальных структур.
Как показывают результаты опроса, к числу причин, обусловливающих существование ограничений свободы рынка, в первую очередь следует отнести деятельность бюрократического аппарата. Во-первых, в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления отдается значительное число полномочий по распоряжению земельными участками, в том числе по их предоставлению и по общему регулированию земельных отношений. Зачастую проблемой для полноценной реализации указанных функций становится невысокий уровень компетенции служащих соответствующих органов власти и местного самоуправления, что ведет к нарушениям или неполному исполнению норм земельного законодательства. Помимо этого в ряде случаев имеет место умышленное оппортунистическое поведение бюрократических служащих, направленное на извлечение ренты из имеющегося у них административного ресурса.
- Что с вашей точки зрения нужно исправить в вопросе предоставления земельных участков?
- Сложность успешного прохождения процедуры предоставления земельных участков органами государственной власти или местного самоуправления отмечается как один из наиболее важных факторов, ограничивающих возможности малых предприятий приобрести земельные участки в собственность.
Для решения указанных проблем необходимо в первую очередь региональным и муниципальным органам власти: привести свои акты в соответствии с федеральным законодательством; разработать документы территориального планирования, зонирования (правила землепользования и застройки); обеспечить создание инженерной и социальной инфраструктурой; отдавать предпочтение конкурсным процедурам при распределении земельных участков; постоянно разъяснять представителям малого и среднего бизнеса изменения процедуры предоставления земельных участков в соответствии с последние изменениями законодательства; широко освещать на своих официальных сайтах в сети Интернет результаты мониторинга предоставления земельных участков.