В эфире радио Сити-FM вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России" Владислав Корочкин рассказал об особенностях теневой деятельности российских фирм.
Малый бизнес стал реже продавать "в черную", зато выросла доля бизнесменов, вынужденных давать взятки чиновникам. Таковы результаты исследования о масштабах теневой деятельности. Его провел Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства.
Эксперты исследовали порядка четырехсот компаний в шести регионах. Основной вид деятельности - оптовая и розничная торговля, строительные услуги, производство промышленных и потребительских товаров. Оборот фирмы за год оценивается от 250 тыс. до 70 млн. руб.
По полученным данным, масштабы теневой деятельности за последние 5 лет несколько уменьшились. При этом снижение произошло практически полностью за счет уменьшения теневых продаж. Что касается обналички, то она осталась на том же уровне.
Три наиболее распространенные статьи, на которые идут деньги от теневой деятельности фирмы - это зарплата в конвертах, расчеты с поставщиками и взятки чиновникам.
Стало меньше предприятий, которые платят исключительно в черную, зато развивается метод "комбинированной" оплаты труда.
Что растет постоянно и неуклонно, так это теневые выплаты поставщикам. При этом меньше стали платить "в черную" за аренду помещений и криминальным "крышам".
Сейчас с нами на связи вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России" Владислав Корочкин.
Действительно, малый бизнес стал реже продавать "в черную"?
- Да. Можно было бы сделать так, чтобы необходимости продавать что-либо "в черную" совсем не было у малого бизнеса.
А как это можно сделать?
- Существует уже система "Патент", например. Второе - опустить налог по упрощенной схеме налогообложения с действующих 6% до 3, как это сделали в Казахстане, например. Тогда объяснить необходимость продаж "в черную" можно будет только и исключительно тем, о чем вы уже говорили, т.е. необходимостью откупаться от чиновников.
Развивается метод "комбинированной оплаты труда". Что это значит?
- Не знаю. Если имеется в виду, что часть зарплаты платится официально, часть - неофициально, наверное, на реальных предприятиях никогда по-другому не было. Основная претензия налоговых служб к бизнесу была в том, что зарплаты официально отражаемой финансовой отчетности меньше прожиточного минимума. Но это не значит, что их не было совсем. По всей видимости, эта система существовала всегда. А что касается «черной» оплаты труда, то, наверное, речь шла о людях, которые не работали официально. Это гастарбайтеры, например. В действующем бизнесе работник всегда оформлен на работу.
Масштабы теневой деятельности за последние 5 лет несколько уменьшились. А можно ли делать прогноз, как дальше будет развиваться малый бизнес в этой сфере?
- Я думаю, что масштабы теневой экономики в малом бизнесе уменьшились. В целом, есть большие сомнения. Практически все исследования говорят, что, если брать экономику в целом, уровень коррупции и, соответственно, теневой экономики не уменьшается, к сожалению. А связано это с выстраиванием системы административных барьеров, необходимостью покупать, регулярно подтверждать право на труд, на предпринимательскую деятельность, необходимость выплаты больших сумм или покупки индульгенций в виде тех или иных разрешений на ведение деятельности и т.д.
А с налоговой частью это тоже связано?
- Наша налоговая система некоторым образом архаична и чрезмерно усложнена. Более того, попытка совершенствования системы идет по-прежнему через стремление ее усложнить с помощью новых контролирующих инстанций, новых процедур и т.д. Вместо того чтобы упростить и сделать так, чтобы налоги, необходимые бюджету, собирались просто, ясно, однозначно и при минимальном количестве обслуживающего их персонала - аудиторов, бухгалтеров и т.д. - идет постоянно тенденция к усложнению, к увеличению количества администраторов, количества налоговых органов и т.д. Иногда предприниматель готов заплатить все налоги, но он не может содержать бухгалтера, и тогда ему проще уйти в тень, чем нанимать человека.