Государственный подход к информатизации образования
Перед российской системой образования стоит крайне непростая задача — перейти на другую парадигму, органично связанную с новыми технологиями. Это означает, что создание на всей территории страны единого образовательного пространства должно сопровождаться активным внедрением лучшего мирового опыта современной развивающей педагогики. Только тогда информационные технологии смогут играть роль базиса, на который все в большей степени опирается человеческая деятельность.
Выступая на II Международной конференции «Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу» (Москва, май 2003 года), Е.Е. Чепурных, тогда первый заместитель министра образования РФ, отмечала: «Равная доступность образовательных ресурсов и использование новых информационных технологий стали для нас первейшей задачей и необходимым условием модернизации системы образования. Для этого требуется адекватная инфраструктура: учебные заведения должны быть оснащены компьютерной техникой, сетевым и другим оборудованием, а также устойчивыми каналами приема и передачи электронной информации».
В течение 2001-2002 годов в этом направлении был осуществлен настоящий прорыв — в средние школы было поставлено более 140 тыс. компьютеров. По оценке Е. Е. Чепурных, к концу 2002 года в России осталось только 3% сельских и половина городских и поселковых школ, не имеющих современного компьютерного оборудования.
«В 2004 году особое внимание будет по-прежнему уделяться вопросам информатизации общеобразовательных учреждений, — заявил Владимир Филиппов, бывший министр образования и науки РФ, выступая на коллегии министерства в феврале 2004 года. — В этом году мы продолжим компьютеризацию сельских школ, чтобы доукомплектовать их компьютерные классы. На это будет направлено более двух миллиардов рублей. К концу 2005 года уже две трети российских школ основного и полного среднего образования будут иметь возможность работать в информационных сетях и иметь подключения к Интернету. Кроме того, в 2004 году во все школьные библиотеки будут поставлены комплекты компьютеров и мультимедийного оборудования».
Первостепенное внимание министерства к информатизации среднего образования объясняется тем, что учащиеся средних школ представляют собой наиболее перспективный сегмент населения страны, от степени охвата которого новыми технологиями обучения напрямую зависит степень информатизации общества и уровень спроса на услуги ИКТ.
Наибольших успехов в информатизации школ добилась Канада. В аналитическом документе «Обзор государственной политики развития ИКТ», подготовленном Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, говорится, что реализация программы Connecting Canadians позволила стране в 1999 году выйти на первое место в мире по обеспеченности школ доступом в Интернет. Эксперты отмечают, что такие результаты стали возможны потому, что помимо традиционных программ информатизации образования (субсидирование и поддержка приобретения компьютерной техники и т. п.) в стране выполнялись такие специфические программы, как, например, «Computers for schools».
Главная задача данной программы заключалась в сборе государством устаревшей и списываемой (однако еще вполне работоспособной и отвечающей определенным требованиям) компьютерной техники, ее ремонте, модернизации и передаче в образовательные учреждения, а также в поощрении прямой передачи устаревшей техники коммерческими компаниями в государственный сектор.
При внешней простоте эта мера оказалась чрезвычайно эффективной для быстрой информатизации отдаленных и бедных территорий. Мощности устаревших компьютеров вполне хватило для обеспечения широкого доступа к ресурсам Интернета и электронной почте.
Программа Microsoft Fresh Start для технического оснащения учебных заведений
Свой вариант помощи средним школам в процессе информатизации предложила корпорация «Майкрософт». В рамках инициативы «Партнерство в образовании» реализуется программа «Новая жизнь компьютера» (Microsoft Fresh Start for Donated Computers Program), которая направлена на бесплатное обеспечение учебных заведений начального и среднего уровня, получивших в дар бывшую в употреблении компьютерную технику, лицензионными версиями операционных систем Windows 98 или Windows 2000. Эта программа действует сегодня и в России.
Практика дарения устаревших компьютеров школам распространена во всем мире. При этом эффективность подобной меры может быть значительно повышена путем снижения ограничений на амортизацию компьютерной техники — это ускорит списание устаревших компьютеров с балансов коммерческих и государственных организаций. Однако в подавляющем большинстве случаев учебное заведение получает подарок без документации, установочных дисков, а также документов, удостоверяющих легальное происхождение операционной системы, а то и вовсе без нее. Поскольку в школах сегодня чаще всего отсутствуют квалифицированные ИТ-специалисты, учебное заведение не имеет возможности определить, является ли установленная на подаренных ПК копия операционной системы легальной и полной.
Став участником программы «Новая жизнь компьютера», школы и ПТУ могут решить эту проблему легко и без финансовых затрат — достаточно отправить заявку на участие в программе «Новая жизнь компьютера» по факсу или через веб-узел корпорации «Майкрософт». Для всех полученных в дар использовавшихся ранее ПК (программа распространяется на ПК с микропроцессором уровня Intel Pentium II или более старой версии) корпорация «Майкрософт» предоставит бесплатные лицензии и компакт-диски с операционной системой. Все лицензии, выданные школам и ПТУ в рамках программы «Новая жизнь компьютера», являются бессрочными.
Российские школы активно участвуют в программе «Новая жизнь компьютера» — с марта 2004 года (т. е. с момента запуска программы) более 700 школ России приняло участие в этой программе корпорации «Майкрософт», бесплатно получив лицензии на операционные системы Windows для нескольких тысяч переданных им в дар компьютеров.
Специальные программы лицензирования и решения, позволяющие учебным заведениям использовать лицензионное ПО при минимальных затратах.
Важно отметить, что программы корпорации «Майкрософт» для учебных заведений могут быть реализованы лишь с применением лицензионного программного обеспечения. «Майкрософт» ставит перед собой задачу донести до массовых российских потребителей понимание необходимости соблюдения авторских прав на любую интеллектуальную собственность, что является неотъемлемым условием создания в России цивилизованного общества.
Выдача лицензии учебному заведению означает, что оно становится легальным партнером «Майкрософт» в области образования и может принимать участие во всех программах и инициативах корпорации, которые действуют в данном образовательном сегменте. Так, школа может получать помощь специалистов корпорации «Майкрософт» при разработке собственного предметного курса с использованием информационных технологий, а ее преподаватели могут войти в мировое сообщество преподавателей, стремящихся внедрять инновационные методики обучения на базе ИТ.
Партнерство школ с корпорацией «Майкрософт» поможет учащимся еще на школьной скамье овладеть наиболее распространенными базовыми программными инструментами. Кем бы впоследствии ни стали ученики — ИТ-профессионалами или специалистами в других областях, — они будут вооружены самыми современными и нужными знаниями из области высоких технологий.
Партнерство школ с корпорацией «Майкрософт» даст возможность учителям использовать в своей работе технологии, признанные мировым профессиональным сообществом в качестве промышленных стандартов. Это дает гарантию совместимости программных сред, которая необходима для реализации идеи единой образовательной среды. В частности, это означает, что к выполняемым в отдельной школе проектам могут при желании подключиться и другие учебные заведения.
Формируя специальные предложения, нацеленные на определенные сегменты потребителей, корпорация «Майкрософт» объединяет собственный уникальный опыт исследований в области новейших информационных технологий и программные продукты, созданные лучшими ИТ-специалистами мирового уровня в лабораториях «Майкрософт», с программно-аппаратными решениями, разработанными партнерами и установленными у клиентов в разных странах мира.
«Майкрософт» предоставляет в распоряжение клиентов методические материалы, помогающие им эффективно использовать технологии, продукты и комплексные подходы для решения практических задач, а также методологии разработки информационных систем, внедрения и сопровождения программных решений на базе продуктов и технологий корпорации. Исследовательские проекты заказчиков обеспечиваются консультационной и технической поддержкой со стороны специалистов подразделения Microsoft Research.
Технологии и продукты корпорации «Майкрософт» широко используются в различных высших учебных заведениях в разных странах мира. Для того чтобы программные комплексы могли принести максимальную пользу учреждениям образования, «Майкрософт» разработала комплекс специальных программ, описывающий принципы взаимодействия корпорации с учебными заведениями, которые стремятся применять в процессе обучения своих студентов наиболее современные и прогрессивные информационные технологии.
Программа лицензирования Microsoft Academic Open
Учитывая исключительно важную роль, которую играют информационные технологии в современном образовании, «Майкрософт» разработала специальную программу лицензирования программных продуктов корпорации для учебных и медицинских заведений (Microsoft Academic Open License). Эта программа объединяет гибкость и эффективность программы Microsoft Open License с уникальными скидками, делающими приобретение продуктов корпорации «Майкрософт» доступным для любых учебных заведений. Приобретать лицензии по программе Microsoft Academic Open License удобно и выгодно любым учебным заведениям, имеющим пять и более ПК.
Продукты, поставляемые по академической лицензии, ничем не отличаются от стандартных, поставляемых по коммерческой лицензии, включая документацию и сами носители. Более того, академическая лицензия Microsoft Academic Open License предоставляет пользователям расширенные права по сравнению с коммерческой лицензией. Приобрести академические лицензии на программные продукты корпорации «Майкрософт» можно у любой компании-посредника. «Майкрософт» рекомендует обращаться только к своим сертифицированным партнерам.
Программа лицензирования продуктов корпорации «Майкрософт» по подписке для образовательных учреждений
Программа лицензирования по подписке Microsoft Academic and School Agreement — это академическая программа корпорации «Майкрософт», рассчитанная на учреждения образования. В программе могут участвовать любые учебные заведения среднего и высшего образования, имеющие лицензию на образовательную деятельность (школы, профессионально-технические училища, вузы, коммерческие образовательные центры и другие), а также органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в области образования.
В рамках программы лицензирования по подписке клиент получает право использовать продукты корпорации «Майкрософт» (включая также любые последующие или предшествующие версии) на протяжении всего срока подписки. Лицензируется сразу весь парк компьютеров учебного заведения, что упрощает управление лицензиями. Оплата производится в виде ежегодных платежей, при этом лицензии и носители всех новых версий программных продуктов организация-подписчик получает бесплатно.
Более подробная информация о программах лицензирования для образовательных учреждений.
Специальное предложение учащимся и педагогам — пакет Microsoft Office для студентов и преподавателей
Стремясь сделать самые прогрессивные технологии доступными для учителей и учеников, корпорация «Майкрософт» предлагает учебным заведениям по льготным ценам свой флагманский офисный продукт в редакции Microsoft Office XP Standard for Students and Teachers. Многие функции этого продукта отвечают самым высоким требованиям современных учебных заведений.
Поскольку преподаватели и учащиеся сегодня все чаще работают группами или командами, то в Microsoft Office XP предусмотрены элементы, позволяющие сделать такую совместную работу более рациональной и эффективной.
Так, функция «Отправить сообщение (на рецензию)» служит для рассылки документа нескольким специалистам из различных департаментов или нескольким ученикам одного класса на рецензирование. Затем все предложенные изменения и комментарии можно будет легко собрать вместе и внести в основную версию документа. При использовании этой функции у рецензентов автоматически включается режим «Исправления», что позволяет отправителю внести изменения в исходный документ одним нажатием на кнопку мыши. Предложенные изменения можно просматривать все вместе или по отдельности с выделением их из тела основного документа цветом.
Таким образом, учитель получает возможность сосредоточиться на плане занятия, а учащийся — на своем задании, не расходуя время и силы на рутинную работу по учету комментариев и внесению правки в окончательный документ. «Преподавание и обучение являются по самой своей сути организационными задачами, и „Майкрософт“ не ослабляет усилий по созданию еще более мощных и привлекательных способов их поддержки, — заявляет Рик Бауэр (Rick Bauer), руководитель ИТ-службы в школе Хилл-скул в городе Поттстаун (штат Пенсильвания, США). — Недавно я подготовил с помощью Office XP 80-страничный отчет о нашей программе использования ноутбуков. Исходные материалы поступили в 40 отдельных сообщениях, переданных с помощью Outlook. Они содержали слайды PowerPoint, рисунки Visio, диаграммы, выполненные с использованием соответствующих программ, и таблицы Excel. Интеграция всех этих данных прошла совершенно безупречно».
MSDN Academic Alliance — программа академического сотрудничества
Специальная программа академического сотрудничества Microsoft MSDN AA предназначена для факультетов и кафедр вузов, готовящих специалистов в области информатики, кибернетики, программирования, компьютерной инженерии и информационных систем.
Факультет, являющийся членом программы MSDN AA, получает по подписке все операционные системы, средства разработки и другое программное обеспечение корпорации «Майкрософт», техническую поддержку, доступ к информационным ресурсам, а также возможности получения исходных кодов и своевременных обновлений ряда продуктов и участия в передовом академическом сообществе по соответствующей тематике.
Модернизация системы образования, предполагающая обеспечение равной доступности образовательных ресурсов и использование новейших информационных технологий, требует наличия соответствующей ИТ-инфраструктуры. Для этого учебные заведения должны быть оснащены современной компьютерной техникой, сетевым и коммуникационным оборудованием, а также каналами доступа в Интернет. Осознавая тот факт, что учащиеся средних школ представляют собой наиболее перспективную часть населения страны, Министерство образования и науки Российской Федерации уделяет большое внимание решению этих вопросов в сфере среднего образования. Таким образом, от уровня информатизации школ будет зависеть степень распространения информационных технологий в обществе и спрос на ИТ-услуги в будущем.