Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Малышам» сулят поддержку. Нижегородская Деловая газета, 16 марта 2007

«Удвоение ВВП невозможно без увеличения доли малого бизнеса до 40–50 процентов», – убежден президент организации малого бизнеса «ОПОРА России» Сергей Борисов. А вице-премьер Александр Жуков, выступая на форуме ОПОРЫ, от имени правительства обещал существенно упростить жизнь малому бизнесу: облегчить доступ к новым технологиям, кредитам, помещениям.

Меры поддержки гарантирует законопроект, который уже весной поступит из правительства в Госдуму. Разработчики считают, что положения проекта существенно упростят для малых предприятий доступ к новым технологиям, кредитам, помогут сократить административные барьеры. Прежде всего, законопроект внесет понятия среднего бизнеса и микробизнеса, которые до этого законодательно в России никак не были закреплены. Согласно проекту, к малым предприятиям будут относиться фирмы с численностью работников не более 50, к средним – с численностью не более 250 работников. В соответствии с сегодняшним законодательством к малому бизнесу в сфере торговли относятся предприятия численностью до 30 человек, в сфере производства – до 100 человек. Кроме того, будет выделена группа микропредприятий (до 15 работников), для которых могут приниматься дополнительные и специфические меры государственной поддержки, которые будут предусмотрены конкретной программой в регионе.

Однако закон внесет ясность лишь в основные принципы и критерии развития и поддержки предпринимательства в России. Проблем же у малого бизнеса гораздо больше. По данным МЭРТ, 53 процента малых предприятий России считают своей проблемой финансирование. Сейчас МЭРТ разработало федеральную программу, гарантирующую до 50 процентов возврата банковского кредита. МЭРТ обеспечит гарантию возврата долга, остальную часть на себя возьмет предприниматель.

Еще одна существенная проблема для малых хозяйствующих субъектов – доступ к помещениям. Бурные аплодисменты сорвал глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский, предложивший принципиальное решение, по которому все малые предприниматели, арендующие муниципальные площади более трех лет, вправе выкупить его без аукциона. До 2009 года региональные и местные власти должны приватизировать все непрофильное имущество. Этот законопроект обсуждается уже полтора года, но против него категорически выступает Мин-экономразвития. «Наш опыт показывает, что такие меры дают серьезные возможности для злоупотреблений», – заявил г-н Шаронов. МЭРТ готов пойти лишь на трехлетнюю рассрочку платежей для малого бизнеса и двукратное снижение задатка. Кроме того, экономическое ведомство предлагает создать специальные региональные и муниципальные фонды нежилого имущества для целевого использования, где малые предприятия могли бы брать имущество в аренду.

Второй конкретный вопрос был связан с долей участия малых предприятий в госзакупках. По действующему законодательству 15 процентов определенного правительством перечня товаров обязательно должно быть закуплено у малых предприятий. Теперь принято решение ввести «вилку» – от 10 до 20 процентов.

Но это в теории. По мнению главы Роспрома Бориса Алешина, эффективная работа малых и средних предприятий возможна только в случае реструктуризации крупных российских компаний. «Получить даже простой подряд на работу для малого предприятия от крупного является проблемой, так как крупные предприятия сами занимаются всем спектром работ – от добычи руды до готовой продукции. Это резко сужает возможности малого и среднего бизнеса», – отметил он.

Среди проблем, выпадающих на долю предпринимателей, – тяжкий доступ к инженерно-техническим сетям, обременительные процедуры лицензирования, сертификации и стандартизации. Самая большая беда для среднего и малого бизнесмена – это издержки, связанные с административными барьерами, коррупцией, частые проверки, сложная система предоставления налоговой отчетности, вмешательство государства в конкуренцию и злоупотребление чиновников при исполнении контрольно-надзорных функций.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) провел исследование о масштабах теневой деятельности в малом бизнесе России. Экспертами были исследованы 380 компаний из шести регионов России. Судя по полученным данным, масштабы теневой деятельности с 2002-го по 2006 год несколько уменьшились – с 45 до 41 процента от оборота фирм. По результатам исследования были выявлены три наиболее распространенные статьи, на которые идут средства от теневой деятельности предприятия. Это зарплата в конвертах, расчеты с поставщиками и взятки чиновникам. Доля фирм, осуществляющих выплаты полностью «в черную», постепенно снижается – с 76 до 69 процентов. Зато развивается метод «комбинированной» оплаты труда – почти повсеместно около 30 процентов денег работникам выплачивается неофициально.


Семен БОГУСЛАВСКИЙ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости