Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

По ветру. «Эксперт Урал» №12(275)

Чтобы удержать достигнутые темпы развития предпринимательства, региональным властям следует реагировать на изменения в бизнес-среде и пересматривать технологии поддержки малого бизнеса на своих территориях


В начале марта этого года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» опубликовала результаты исследования условий функционирования малого бизнеса в регионах России, проведенного совместно с Вcероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле 2006 года. Выводы, полученные в ходе опроса предпринимателей, неутешительны: бизнес попрежнему страдает от произвола чиновников и правоохранительных органов, правовой незащищенности и недостатка помещений. При этом хуже всего обстоят дела в самых динамичных по всем экономическим параметрам регионах. Например, Свердловская область, наряду с такими же сильными субъектами — Воронежской, Волгоградской, Калининградской, вошла в группу депрессивных территорий, где условия для развития малого бизнеса остаются крайне неудовлетворительными.

Потерянный рай

У косметолога Светланы Шевченко оборудование для косметического салона уже четыре года пылится на балконе собственной квартиры. В начале 2003-го она и еще семь предпринимателей откликнулись на рекламные объявления: компания «Бизнес-композит» приглашала стать соинвестором строительства офисного здания в Ботаническом районе Екатеринбурга. Предложение было заманчивое: спрос на услуги со стороны населения престижного спального района огромен, а разместить бизнес негде, свободных помещений недостаточно. Коробка здания уже строилась, работы быстро шли, и предприниматели рискнули: один давно мечтал открыть новый салон, другой — спортивный зал, третий — массажный кабинет. Тем более что застройщик, торгово-бытовой комплекс «Ботанический», обещал сдать помещения через год. Предприниматели уже начали готовить дизайнпроекты, закупать оборудование и даже набирать персонал. Уведомление о расторжении договора «ввиду невозможности его исполнения» пришло по почте в январе 2004 года.
Такого хода событий не ожидал никто: все документы у инвестора и застройщика были в порядке. Руководство компании «Бизнес-композит», ссылаясь на форсмажорные обстоятельства, предлагало заключить дополнительные соглашения и оговорить сроки возврата денег, правда, без каких-либо процентов за их использование. «Мы сразу почувствовали подвох, создалось впечатление, что все это часть продуманной игры», — говорит директор Федерации бодибилдинга Свердловской области Владимир Корепанов. Те, кто все-таки поверил обещаниям, получили по 50 — 100 тысяч из вложенных 3 — 5 млн рублей. Совокупная сумма потерянных средств составила 18 млн рублей. Поняв, что застройщик и генеральный инвестор обязательства выполнять не собираются, восемь предпринимателей решили обратиться в суд.

Директор салона-парикмахерской «Белара» Светлана Матвеева дело в Арбитражном суде Свердловской области выиграла, однако взыскать деньги с «Бизнес-композита» ей не удалось: такой компании по адресу регистрации просто не оказалось. Мало того, выяснилось, что застройщик с инвестором еще в ноябре 2003 года расторгли договор в судебном порядке, а все обязательства перед предпринимателями перешли к другой фирме, не имеющей никакого отношения к строительству, — ТПП «Уралремкомплект». При этом их деньги исправно поступали на счет «Бизнес-композита» вплоть до января 2004 года. Узнав об этом, пострадавшие обратились в правоохранительные органы. К 2005 году следственной группе УВД Екатеринбурга удалось собрать доказательную базу для заведения уголовного дела по статье «Мошенничество» в отношении коммерческого директора «Бизнес-композит» Олега Шишкина и генерального директора торгово-бытового комплекса «Ботанический» Алексея Кривых. С тех пор восемь предпринимателей исправно ходят по судам: дело передается из одной инстанции в другую, заседания откладываются. Надежд вернуть деньги все меньше.

Где болит

История достаточно типичная. Под предлогом форсмажора застройщик прекращает исполнение обязательств, делая вид, что возвращает инвесторам деньги, в это время незавершенные активы переводятся на другое юридическое лицо и продаются. Защитить права в судебном порядке людям, не обладающим большими ресурсами и поддержкой власти, крайней сложно. Именно из таких частных примеров и складывается общий негативный фон. Согласно исследованиям «Опоры России», Свердловская область существенно проигрывает другим регионам по уровню правовой защищенности: 64% свердловских предпринимателей не готовы обращаться в суд для защиты своих прав, 66% оценивают шансы отстоять интересы как «никакие» или «минимальные», если оппонентом будут региональные или местные власти. Пессимизм быстро нарастает: 66% негативных оценок в 2006 году против 11% в 2004м.

Низкий уровень правовой защиты — не единственная проблема, о которой говорят предприниматели. На Среднем Урале трудно найти производственные площади, для входа в отдельные отрасли существуют искусственные ограничения. Однако главная беда в глазах бизнесменов — позиция Роспотребнадзора. Половина опрошенных оценила его деятельность так: «сильно мешает» и «практически не дает работать».

В аутсайдерах Свердловская область оказалась и по уровню поддержки малого бизнеса. Отрицательную оценку влияния («мешают работать и развиваться» и «скорее мешают, чем помогают») региональной администрации дали 26% опрошенных, федерального правительства — 28%, местного самоуправления — 35%, территориальных органов федеральной власти — 54%. Положительно оценивают влияние властей различных уровней на развитие малого предпринимательства всего 2 — 6% принявших участие в опросе. Все это в совокупности и определило попадание Среднего Урала вместе с его столицей в «депрессивные».

Ситуация в других субъектах федерации Урала и Западной Сибири несколько лучше, однако благоприятного климата для малого бизнеса нет практически нигде. По версии «Опоры России», по наличию и доступности производственных площадей выигрывает Пермский край, здесь же самая высокая среди областей и республик региона готовность предпринимателей отстаивать свои интересы в суде. бизнес подчеркивает лояльность МВД, Роспотребнадзора, налоговых органов, указывает на хорошее взаимодействие между малыми и крупными предприятиями. Но в Прикамье много проблем, связанных с угрозами и вымогательствами со стороны криминала, противоправными действиями чиновников и взяточничеством. Предприниматели Челябинской области не испытывают сильного давления Роспотребнадзора, однако, как и в Свердловской области, указывают на затрудненность доступа в отдельные отрасли, наезды криминальных группировок, противоправные действия чиновников и МВД. Малый бизнес ХМАО активно работает по заказам крупных предприятий, пользуется поддержкой властей, больше других верит в свои шансы отстоять интересы бизнеса в суде. Вместе с тем округ — в лидерах по уровню угроз и насилия криминальных структур. В Тюменской области выше средних по России оценены только условия ведения бизнеса и взаимодействие малого бизнеса с крупными предприятиями, остальные показатели — средние и ниже средних; много проблем, связанных противоправными действиями со стороны МВД и контрольнонадзорных органов. Самые позитивно настроенные предприниматели — в ЯНАО. Пожалуй, единственная их жалоба — дефицит производственной и офисной недвижимости. А в Башкортостане площади имеются, но предприниматели указывают на сложность доступа к ним, а также говорят о закрытости для малого бизнеса отдельных отраслей и преференциях избранным фирмам. При этом ни угроз, насилия и вымогательств со стороны криминала не отмечено.

Польза диагностики

Неожиданные результаты исследования вызвали противоречивую реакцию в бизнессреде и дискуссии о субъективности подхода ВЦИОМ. Мы согласны с тем, что методика этого исследования оставляет без внимания такие фундаментальные факторы функционирования бизнеса, как размер регионального рынка, уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и так далее. При рассмотрении переменных факторной модели очевидно повышенное внимание к вопросу коррумпированности власти: девять из 31 так или иначе связаны с покупкой лояльности властей различных уровней, правоохранительных органов и контролирующих инстанций.


Малые предприятия готовились открыть в этом здании парикмахерские и спортзалы. Памятником их надежде в центре спального района столицы Урала уже четыре года стоит этот незавершенный объект

Исследования, проведенные на основе статистических данных, дают противоположные результаты. Так, изучение проблем малого бизнеса в регионах, проведенное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства(НИСИПП) в 2005 году, показало: Свердловская область характеризуется высоким уровнем развития малых предприятий; Башкортостан, Пермский край и Челябинская область — средним, а Тюменская область с автономными округами — самым низким.

Однако ценность метода ВЦИОМ состоит в том, что он позволяет не просто зафиксировать результаты развития малого бизнеса в том или ином регионе, но и оценить ожидания предпринимательской среды. В конце концов, важно не то, каким способом выявлена болезнь, а найдено ли от нее эффективное лекарство. Именно парадоксальные выводы исследования «Опоры России» показывают: многие существующие технологии поддержки малого бизнеса в регионах безнадежно устарели, и если власти успешного сегодня региона останутся в накатанной колее, завтра он может оказаться в числе депрессивных (см. «Малый бизнес: о времени и о себе»). Да, каждый субъект федерации имеет программу или концепцию развития предпринимательства. В ней заложено и создание бизнесинкубаторов, и компенсирование ставок по кредитам, и предоставление гарантий по банковским кредитам. Только результат этих безусловно нужных и важных мероприятий нивелируется, если человек, способный самостоятельно обеспечить себя работой, вынужден уходить с рынка из-за дыр в законодательстве, отсутствия правовой защиты, недостатка свободной недвижимости, а иногда и просто неадекватной позиции надзорных органов (см. «Принцип разумной достаточности»).

…Светлана Шевченко, конечно, переживает о почти потерянных деньгах. Но больше всего ей жаль, что мечта об открытии собственного салона, наверное, уже никогда не сбудется.

Те же чувства испытывает и Владимир Корепанов:

— Я всю жизнь прожил в этом районе, и хотел именно здесь сделать спортивный зал, причем, обязательно недорогой, и обязательно с детской секцией, чтобы у ребят была возможность заниматься. Сейчас у меня эту мечту фактически отобрали.

— Мы могли бы выйти на улицу с плакатами, устроить митинг у здания суда или мэрии, — говорит Светлана Матвеева. — Но мы не хотим добиваться правды таким способом. Мы все-таки верим, что у нас правовое государство. Пока верим.


Ирина Перечнева

В подготовке материала принимали участие Ольга Логинова и Глеб Жога, аналитический центр «Эксперт Урал»

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости