Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Штрафы набирают «обороты»

Госдума третий раз «прочла» поправки к КоАП, ужесточающие наказание за нарушение антимонопольного законодательства. И дала добро. Теперь компаниям-монополистам, по логике вещей, придется несладко: они будут платить не фиксированные (и зачастую символические) штрафы, а так называемые «оборотные» — процент от выручки, полученной от реализации товара, на рынке которого было совершено нарушение.

23 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в Кодекс об административных нарушениях, ужесточающие наказание за нарушение антимонопольного законодательства (421 депутат высказался за, один воздержался). В чем суть поправок? Если раньше штрафы за нарушение закона «О защите конкуренции» были фиксированными, и максимум, которого мог достигать их размер, составлял 500 тысяч рублей, то теперь вводится система так называемых «оборотных штрафов». То есть компании-нарушители будут платить от 1 до 15% выручки от реализации товара, в отношении которого было совершено правонарушение (не менее одной тысячи МРОТ, причем для расчета административных штрафов минимальный размер оплаты труда равняется 100 рублям). Помимо этого, поправки предусматривают введение «оборотных» штрафов за злоупотребление доминирующим положением, за картельный сговор и недобросовестную конкуренцию, а также отмену наказания для компаний, которые по своей воле прекращают участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях и оказывают ФАС помощь при расследованиях. Возможность для «исправившихся» компаний избежать наказания в российское законодательство вводится впервые. И еще одно нововведение: за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации должностных лиц провинившихся компаний будут как минимум штрафовать на 500 МРОТ, а как максимум — дисквалифицировать на срок до трех лет. Это же касается и руководства компаний-«рецидивистов», неоднократно или повторно нарушивших антимонопольное законодательство. «Мы рассчитываем на то, что введение новой системы штрафов позволит нам более эффективно бороться с нашими «постоянными клиентами», — заявляют в пресс-службе ФАС. Кроме того, там утверждают, что подобная система наложения штрафов — это общемировая практика: в Евросоюзе, к примеру, штрафы составляют 10–20% от всего оборота компании-нарушителя.

С одной стороны, ужесточение штрафов должно отпугнуть нарушителей: ведь принятые ранее административные штрафы были настолько малы, что компании просто закладывали их в свои бизнес-планы. С другой — подсчеты размера выручки и, соответственно, суммы полагающегося штрафа могут существенно осложнить и затянуть процесс доказательства вины нарушителей в суде. Хотя, по мнению Марины Бороноевой, юриста Tenzor Consulting Group, слишком затянуть судебный процесс у нарушителей не получится: «АПК устанавливает сокращенный срок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов — 10 дней, поэтому возможности по затягиванию судебных процессов в данном случае ограничены». Тем не менее «лазейки» для стремящихся уйти от ответственности компаний все же найдутся. «Поправки, принятые к КоАП РФ, предусматривают введение административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Принятие указанных изменений на процесс доказывания самого факта антимонопольного правонарушения не повлияет, но предоставит нарушителям дополнительную возможность обжаловать размер штрафа, определенный антимонопольным органом», — говорит Бороноева. А Алексей Шестоперов, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства, считает, что для правильного применения нового законопроекта на практике необходимо разработать специальную методику — а кроме того, сами сотрудники ФАС низового уровня не скоро разберутся во всех тонкостях нового законодательства: «С принятием поправок должны повыситься требования к работникам ФАС, к их квалификации. Не так просто рассчитать штраф от оборота, особенно если учесть, что доля теневой экономики, по разным данным, у нас в стране составляет от 40 до 60 процентов». В целом Алексей Шестоперов оценивает принятие поправок положительно — в первую очередь потому, что они приближают нас к нормам европейского законодательства: «В Европе, в странах Евросоюза, к примеру, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства достигают десятков и сотен миллиардов рублей. Менеджеров уличенных в нарушениях компаний даже сажают в тюрьму. У нас все, конечно, мягче, но дело сдвинулось с мертвой точки, и мы приближаемся к тому, что можно назвать «упорядочиванием антимонопольного законодательства». Я думаю, что новые штрафы действительно смогут отпугнуть нарушителей — ведь один процент от реализации того или иного товара может означать лишение 15–20 процентов прибыли. Новый законопроект отвечает большинству европейских норм, но говорить о результатах его применения пока рано — прошло слишком мало времени. Сейчас наступил своеобразный переходный период, с чем я связываю весь негатив по отношению к ФАС, который появляется в прессе. На самом деле у службы есть, конечно, проблемы, и наш институт как раз пытается помочь ей их разрешить. К примеру, сейчас мы реализуем международный проект «Сближение норм конкуренции», в ходе которого европейские консультанты обучают наших специалистов работе с антимонопольным законодательством. Кроме того, мы предлагаем реструктурировать ФАС, а наша основная цель — гармонизировать нормы российского и европейского антимонопольного законодательства».

Ужесточение антимонопольного законодательства должно, по идее, косвенно отразиться на работе малого бизнеса: можно предположить, что у «маленьких» появится новый способ борьбы с господством «больших». О том, что сами предприниматели думают по поводу нововведения законодателей, нам рассказала Дина Крылова, член президиума и исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ»: «Мы целиком и полностью поддерживаем это начинание. Если раньше крупные компании платили штрафы и тут же вновь нарушали закон, потому что для них было сущим пустяком, то теперь у них появился повод лишний раз задуматься — стоит ли совершать такой шаг. Подобная система штрафов для компаний с огромными оборотами — болезненный удар. Принятие этих поправок — компромиссное, адекватное решение, которое устроило всех — и крупный бизнес, и ФАС, и судебную власть. Что касается малого и среднего бизнеса, то у него, наконец, появился инструмент борьбы с монополистами. Мы думаем, что со временем благодаря принятию нового законодательства правоприменительная практика в антимонопольной сфере станет более эффективной. Что же — будем ждать первых прецедентов».

Интересно, что, согласно первому варианту поправок, штрафы за злоупотребление доминирующим положением составляли от 0,5 до 2% от оборота компании за год, предшествовавший нарушению, и за картельный сговор — от 2 до 4%. Однако, как утверждают некоторые эксперты, из-за противодействия крупного бизнеса система штрафования была изменена. «А на выходе мы получили компромиссное решение — то есть штрафы могли бы быть значительно жестче. Эти поправки должны были бы быть приняты гораздо раньше — одновременно с вступлением в силу закона «О защите конкуренции». Поправки же приняли лишь через несколько месяцев, после долгой борьбы, и, конечно, депутаты пошли на уступки крупному бизнесу, не желая с ним ссориться», — утверждает Алексей Шестоперов.

По данным пресс-службы ФАС, за 2006 год по всей стране было инициировано 8 127 дел, касающихся нарушений антимонопольного законодательства и закона «О защите конкуренции», вступившего в силу 28 октября 2006 года. Как сообщают в пресс-службе, 86% нарушений было вовремя устранено. Вообще же в суде обычно оспаривается 20–30% подобных дел. Между тем изучение архива новостей позволило нам сделать вывод о том, что с начала 2007 года ФАС было инициировано 14 дел о нарушении «Закона о защите конкуренции». Особая активность службы наблюдается именно в марте: к примеру, 13 марта ФАС возбудила дело в отношении Государственного Совета Республики Коми по факту нарушения ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения конкуренции на рынках добычи и переработки нефти, и 13 же марта Московское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС России) признало правительство Москвы нарушившим ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» и предписало устранить допущенные нарушения.


Вера Колерова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости