Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Темных» становится меньше

Российские мелкие и средние компании, доселе предпочитавшие вершить свои дела в «темноте», подобно кротам, пусть несмело и неохотно, но выходят на свет. В период с 2002 по 2006 год «тень», наброшенная на деятельность малого бизнеса, сократилась с 45 до 41% от оборота фирм.

Такие данные содержит отчет об исследовании, проведенном Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В ходе исследования, посвященного «теневой» деятельности российских фирм, были опрошены представители 380 фирм в шести областях РФ (Калининградской (16,5%), Новгородской (1,8%), Томской (39,5%), Пермской (16,3%), Красноярском крае (10%), Калужской области (2,9%).

Большинство из подвергшихся анализу предприятий было образовано в период с 2001 по 2003 год, средняя численность сотрудников — 16–50 человек, система налогообложения в основном — общепринятая. Большая часть из них, 25,3%, специализируется в сфере розничной торговли, 22,4% — в сфере услуг, остальные — в сфере услуг производственного назначения.

Исследование проводилось по двум направлениям: одно касалось продажи продукции на «теневом» рынке, второе — «обналичивания» средств.

Согласно полученным данным, торговать «в черную» стали явно меньше: доля «теневых» продаж снизилась с 21 до 16% от оборота. В то же время в отношении «обналичивания» ситуация не изменилась: деятельность по переводу денежных средств между фирмами за фактически не оказанные услуги как составляла в 2002 году 24% от оборота, так и составляет сейчас.

Основные изменения в «теневой» динамике пришлись на 2005 год: медианное значение теневых продаж снизилось с 15 до 10%. Причем активнее всего «обеляются» крупные предприятия с оборотом от 10 миллионов рублей в год.

Из чего, собственно, состоит теневая деятельность фирм? Она делится на три основные части: зарплата, расчеты с поставщиками и взятки. Исследование НИСИПП коснулось всех этих составляющих. Итак, доля «карманников» (фирм, выплачивающих зарплату «в карман», или «по-черному») за период с 2002 по 2006 года уменьшилась с 76 до 69%. Причем в большинстве случаев неофициально выплачивается до 30% заработной платы (40% фирм), ну а тех, кто выплачивает «в черную» все 100%, считанные единицы.

Что касается взяток, то здесь ситуация такая: в 2002 году этим делом «грешили» 57% опрошенных фирм, в 2005-м — 46, а в 2006-м — 48. В период с 2002 по 2004 год выплата взяток была на втором месте среди всех «теневых» затрат предприятий. В 2005–2006 годах на этой позиции их сменили выплаты поставщикам (46% — в 2002 году и 52 — в 2006-м). «Теневые» выплаты за аренду помещений и платежи так называемым «крышам» распространены среди предпринимателей гораздо меньше — 25–28% и 18–21% фирм соответственно. И за рассматриваемый период времени ситуация практически не изменилась.

Вторая часть исследования, проведенного НИСИПП, касалась применения упрощенной системы налогообложения. Казалось бы, эта схема должна быть крайне выгодной для малых предпринимателей, которые с переходом на нее освобождаются от уплаты ряда налогов (налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога) и вместо них платят единый налог. Кроме того, в этом случае они могут значительно снизить издержки за счет упрощения налогового администрирования. К примеру, мини-фирмы, перейдя на «упрощенку», получают возможность исключить штатную должность бухгалтера и даже не обращаться к услугам аутсорсинговой компании.

Почему же массовый переход на «упрощенку» до сих пор не произошел? Есть несколько причин — «барьеров», которые предприниматели не могут взять. Прежде всего, годовой оборот фирмы, намеренной перейти на «упрощенку», не должен превышать 20 миллионов рублей, а численность персонала не должна быть более 100 человек. Кроме того, упрощенная система налогообложения недоступна для предприятий — участников рынка ценных бумаг, для тех, у кого есть филиалы или инвестиционные фонды.

Согласно результатам исследования НИСИПП, 42–45% предприятий с оборотом от 5 до 15 миллионов рублей используют общепринятую систему налогообложения, хотя имеют все основания для перехода на «упрощенку». По упрощенной системе работает 30% таких фирм. К чему может привести снятие административного барьера по переходу на «упрощенку», связанного с размером оборота предприятия? По расчетам института, к снижению налоговой нагрузки на 4,2% от оборота предприятий (это распространяется только на фирмы с оборотом от 20 тысяч рублей). Таким образом, снижение налоговой нагрузки в 2007 году может достигнуть около 6% от оборота малых предприятий, или 6% от 17 660 миллиардов рублей, то есть 1 059,6 миллиарда рублей.

Проведенное исследование позволило институту сделать вывод о том, что при отмене ограничения по переходу на «упрощенку» для предприятий с оборотом более 20 миллионов рублей около 20% организаций малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей выберут именно эту схему налогообложения. В итоге налоговая нагрузка на подобные предприятия должна снизиться на 6% от оборота. В то же время снятие ограничений по обязательности использования единого налога на вмененный доход коснется около 10% предприятий, большая часть которых — фирмы с оборотом до 1 миллиона рублей в год.


Вера Колерова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости