Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Эй, кто хочет амнистии?! Би.ком - www.buscomm.ru

В стране продолжается налоговая амнистия. Но пока никаких вестей о том, сколько человек уже легализировались, нет. И прогнозы не утешительные...

Источник в администрации президента пояснил, что налоговая амнистия является внутриполитической, а не экономической мерой и направлена на "создание психологического комфорта у граждан". Интересно, какой может быть комфорт у граждан, если уплата декларационного платежа есть исполнение налоговых обязательств, однако, неизвестно – своевременная ли. То есть сомнений в виде перспективы штрафа или пенни гражданам бизнесменам добавили. Хотя «Коммерсант» и писал о том, что данные о декларационном платеже не будут являться доказательством по уголовным делам и делам об административных нарушениях, но в это верится с трудом. После амнистии данные будут храниться в базе, открытой для правоохранительных властей. "Они послужат материалам для дополнительных проверок и перепроверок", - уверен вице-президент движения "Опора России" Александр Паперно (частичная или полная неуплата налогов физическим лицом на сумму свыше 100 тыс. рублей может повлечь уголовную ответственность налогоплательщика, а неуплата меньшей суммы подразумевает административные санкции в виде штрафа в 20% недоплаченной суммы). Да и воспользоваться налоговой амнистией смогут не все раскаявшиеся. Под нее не подпадают, в частности, граждане, которые уже отбывают наказание за уклонение от уплаты налогов по 198 и 199 статьям Уголовного кодекса.

А вот то, что это внутриполитическая мера, вполне справедливо. Принятый федеральный закон - это третья по счету, но первая реально имеющая шансы на полноценную реализацию налоговая амнистия в России. Впервые налоговую амнистию провели в предвыборном 1993 году. Тогда она распространялась не только на физлиц, но и на организации. Однако ее срок (30 дней) не только не давал времени оценить последствия участия в амнистии, но и даже узнать, что такая кампания вообще проводится. Для тех, кто тогда не изъявил желания задекларировать доходы, были предусмотрены штрафы в троекратном размере, причем не от суммы налога, а от суммы заниженной прибыли. Данных о том, сколько человек воспользовалось той амнистией, нет, хотя действовал приказ Госналогслужбы, согласно которому каждого, кто подал декларацию, должны были регистрировать в специальном журнале. Где сейчас находятся эти списки, неизвестно. Вторая амнистия для граждан и организаций - перед выборами 1996 года - так и не была проведена. Нынешняя, третья по счету амнистия проводится в очередной предвыборный период, и призвана продемонстрировать налогоплательщикам (читай, избирателям) лояльное отношение к ним государства в преддверии политических перемен. Поверят ли граждане в чистосердечность властей на сей раз, станет ясно в начале 2008 года - накануне президентских выборов.

- "Чтобы повысить доверие к налоговой амнистии, следовало бы определить более высокую ставку налога, например в 20 процентов. Это послужило бы лучшей мотивацией для российских граждан - более высокая плата за индульгенцию внушала бы большее доверие",- считает экс-олигарх Борис Березовский. - Также неплохой мотивацией могло бы послужить ужесточение налоговой политики государства, но на сегодняшний день о таких проектах речи нет. Глава Федеральной службы финансового мониторинга Виктор Зубков предложил установить контроль за всеми денежными операциями на сумму свыше 600 тыс. рублей, и расширить круг организаций, которые будут обязаны сообщать в его службу о подобных сделках, но будет ли это осуществлено – неизвестно". По словам Березовского, подобная норма уже существовала в российском законодательстве с 1999 года и была отменена в 2004 году, так как была очень не эффективна. «Так что не исключено, что это только пиар ход», – добавил олигарх.

Налоговую амнистию ввели для того, чтобы увеличить поступления денежных средств в бюджет. Оно и понятно. Малый бизнес почти весь в тени. По данным национального института системных исследований проблем предпринимательства доля бизнесменов, вынужденных давать взятки чиновникам, растет. Средства от теневой деятельности в основном идут: на зарплату в конвертах — 30 процентов, на расчеты с поставщиками — 52 процента, на взятки чиновникам — 48 процентов. Конечно, с «серыми» зарплатами борются, и даже не безуспешно. Тут даже есть очень интересные предложения: депутаты Государственной думы намерены рассмотреть вопрос о введении прогрессивной шкалы по НДФЛ. На повестке дня будут одновременно два законопроекта на эту тему. В оба внесено предложение вывести из-под налогообложения годовые доходы граждан до 60 тыс. руб. Согласно одному из законопроектов, 13-процентная ставка ждет тех, кто заработал за год от 60 до 280 тысяч рублей (от 5 до 23 тысяч в месяц). При доходах от 280 до 600 тысяч ставка налога будет уже составлять 20 процентах, а при доходах от 600 тысяч рублей – 30 процентов. Условия второго законопроекта более мягкие. Граждане с доходами от 60 до 120 тысяч рублей в год будут платить НДФЛ по ставке в 10 процентов, от 120 до 1 млн. 200 руб. – 13 процентов, от 1 млн. 200 тыс до 3 млн. 600 тыс. руб. – 20 процентов. И только при доходах от 3 млн. 600 тыс. руб. ставка налога составит 30 процентов. Изменения должны вступить в силу с 2008 года.

Но вот со взятками… Здесь, кажется, показатели будут только прогрессировать.


Во-первых

Переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС может выйти компаниям боком. Издержки бизнеса вырастут, если налоговики доначислят налог вместе со штрафами и пенями (документ-основание: приказ Минфина РФ от 07.11.2006г. № 136н). С 2007 г. экспортеры подают единую декларацию по налогу на добавленную стоимость, сразу уменьшая платеж в бюджет на сумму налога, перечисленного поставщикам, в том числе вывозимых товаров. Теперь для возврата НДС, уплаченного поставщикам, экспортеру не нужно ждать разрешения чиновников и добиваться возврата налога в судах.

Но применение нового порядка создает новые риски. Налоговики могут проверять декларации экспортеров три месяца и в итоге решить, что предприятие не имело права на нулевую ставку НДС. Раньше бы налоговики отказали в возмещении, а теперь будут доначислять налог, пени и штрафовать предприятие.

Пока компании не столкнулись с этой проблемой — они сдавали декларации по НДС 20 февраля и 20 марта, чиновники сейчас их проверяют. Первые решения о доначислении могут появиться в мае.

Особые проблемы появились у транспортных компаний, обслуживающих экспортеров. Раньше у них было 180 дней на сбор документов, подтверждающих право на уплату НДС по ставке 0 %. Теперь это право осталось у железнодорожников, а остальным перевозчикам НК РФ дает время лишь до 20-го числа каждого месяца. Не успев собрать документы, перевозчик должен будет заплатить налог, а потом его возвращать, а контрагенты перевозчика не смогут вычесть перечисленный ему НДС.


Во-вторых

ФНС РФ готовится снять гриф «для служебного пользования» и официально опубликовать набор условий, соблюдение которых освобождает компании-налогоплательщики от проверок. По заявлению замглавы ФНС Татьяны Шевцовой, цель этого — стимулировать добровольный отказ от оптимизации налогообложения через спорные «налоговые схемы». Среди критериев — предельная доля вычетов по НДС к сумме уплаченного налога, размер «белых» зарплат, расчетный уровень налоговой нагрузки.

О новой тактике налоговых органов сообщила журналистам заместитель руководителя ФНС России Т.В. Шевцова. По ее словам, уже в ближайшее время ФНС обнародует условия, соблюдение которых избавит компании от налоговых проверок с истребованием документов. Контрольные мероприятия в отношении таких «послушных» компаний сведутся к мониторингу их отчетности и отслеживанию информации из внешних источников.

Введением этих нормативов налоговики хотят мотивировать предпринимателей к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов. «Плательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут принять эти негласные правила»,— заявила замглавы ФНС. На долю остальных выпадет предпроверочный анализ и мероприятия налогового контроля в полном объеме. Критерии отбора плательщиков для проверок дорабатываются и уже скоро будут опубликованы на сайте ФНС. Из предлагаемых ФНС правил неизбежно будет сделано множество исключений. Вряд ли налоговые инспектора перестанут выходить на проверку крупных компаний только потому, что они соблюдают некие нормативы. Не удастся избежать проверок и экспортерам, чьи декларации по НДС, согласно НК РФ, в любом случае должны изучаться инспекторами ФНС. Впрочем, даже если новшества коснутся только небольших компаний, публичное объявление «правил игры» налоговиками, можно только приветствовать. Возможно, появятся налогоплательщики, которые захотят обжаловать эти методики в суде, чего сейчас не удается сделать в отношении ведомственных документов с грифом «для служебного пользования».


И, в-третьих. Для тех, кто не внял пункту два

ФНС установила новые правила проверок. Шесть месяцев — именно столько смогут теперь проводить выездную проверку инспекторы. А ведь изначально предполагалось, что срок будет всего два месяца, а продлить его до шести инспекторы смогут лишь в исключительных случаях. Но почетную обязанность назвать эти исключительные случаи законодатели возложили на ФНС России. И что бы вы думали? Естественно, у налоговой службы глаза разбежались, и она так и не смогла сделать этот перечень исчерпывающим. А потому появилась приписка — «иные обстоятельства».

Вот в каких случаях ФНС России разрешает инспекторам продлить проверку до полугода:

1) проверка ведется у крупнейшего налогоплательщика;

2) от правоохранительных, контролирующих или других источников получена дополнительная информация о нарушениях;

3) на территории, где проводится проверка, случился форс-мажор — затопление, пожар и т. п.;

4) у проверяемой организации 10 подразделений и более;

5) налогоплательщик (или налоговый агент) не представил в срок документы для проверки;

6) иные обстоятельства.

Последнего пункта вполне достаточно — он обеспечивает инспекторам неограниченные возможности. Придумав любое мало-мальски важное (опять же — на взгляд налоговика) основание, ИФНС обратится в региональное управление с просьбой продлить срок проверки до четырех или шести месяцев. Представляется, что инспекторы не будут мелочиться и попросят максимально возможный срок. Отметим, что законодатели не предполагали такого поворота событий и даже предлагают исправить формулировки кодекса, если налоговики будут злоупотреблять своими полномочиями.

К сожалению, такие формулировки, как «иные обстоятельства», могут способствовать росту коррупции. По опыту можно судить, что все законы, имеющие в своем составе подзаконные акты, считаются наиболее коррупционными. В то же время нельзя совсем отказаться от подзаконных актов. Иначе Налоговый кодекс РФ мог бы соперничать по объему с полным собранием сочинений классиков русской литературы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости