Малый бизнес растет быстрее остальной экономики. По данным Росстата, оборот “малышей” вырос в январе — сентябре 2006 г. на 17,1%, а инвестиции — на 25,9%.
За первые три квартала инвестиции, сделанные малыми предприятиями, увеличились на 25,9% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Год назад инвестиции выросли на 10,9%, отмечает Олег Шестоперов, замгендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Оборот “малышей” увеличился на 17,1%. Быстрый рост малого бизнеса НИСИПП объясняет ускоренным развитием рынка услуг и строительства, где он в основном и работает.
Число самих малых предприятий за то же время выросло на 4,8%. Наиболее быстрый рост числа компаний наблюдался на Дальнем Востоке и Урале. А по темпам роста оборота и инвестиций впереди оказался Сибирский округ — там они увеличились на 34,9% и 65,2% соответственно. Всего “малыши” за три квартала инвестировали более 106 млрд руб.
Малый бизнес растет быстрее, чем остальная экономика, ведь большая часть этих компаний работает в сфере услуг, которая развивается очень динамично, отмечает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Правда, у производственных малых предприятий обороты едва ли росли столь же быстро, полагает он. Шестоперов отмечает, что быстрее всего в 2006 г. росли обороты у оптовых и розничных торговцев, строителей и риэлторов.
В России растет личное потребление граждан и нет ничего удивительного в успехе бизнесменов, занимающихся торговлей и услугами, отмечает декан факультета социологии Высшей школы экономики Александр Чепуренко. В структуре малого бизнеса других стран преобладают компании такого же профиля, отмечает он.
Малые предприниматели сетуют на бюрократические барьеры для бизнеса, но благоприятную экономическую конъюнктуру заметили и они.
Лишь два года назад компании удалось преодолеть стагнацию и начать увеличивать прибыли, говорит попросивший об анонимности гендиректор студии web-дизайна: “Компания выросла из хобби, а теперь все больше людей готовы платить за это все больше денег”.
Президент компании “Фармакон” (производство аптечной косметики) Александр Меликянц рассказывает, что в 2006 г. оборот его предприятия вырос на 27%, обогнав темп роста парфюмерно-косметической отрасли.
Но инвестиции сдерживаются спросом, отмечает он. Рынок сбыта достаточно узок, высока конкуренция, “мы не можем инвестировать столько, сколько хотим, иначе просто не продадим произведенный товар”, отмечает он.
Директор по креативным проектам компании, занимающейся издательской деятельностью, рассказывает, что штат его предприятия увеличился за 2006 г. вдвое. Всего число занятых на малых предприятиях увеличилось на 6,3%. “Часто небольшие организации довольствуются остатками бюджетов крупных заказчиков, но сейчас и на это можно существовать и даже развивать бизнес”, — отметил он.
Влад Островский