Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кодекс предпринимателя. Бизнес журнал online от 8 мая 2007 года

Внесенный депутатами в Госдуму законопроект «О малом и среднем бизнесе», разумеется, нужен. Более того, в недавнем обращении к Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин попросил принять этот закон уже в ближайшее время, напомнив о ключевой роли предпринимательства в развитии экономики. Однако парламентариям придется попотеть, чтобы утвердить документ в том виде, в котором он интересует предпринимателей.

В развитых странах малый и средний бизнес всерьез способствует росту ВВП и других экономических показателей. В России же о необходимости развития и поддержки такого предпринимательства пока больше говорится, чем делается. В итоге этот сегмент национальной экономики развивается с опорой на собственные силы. И небезуспешно.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), к 1 июля 2006 года в России было зарегистрировано 1,029 млн малых предприятий (около 40% от общего количества), то есть на 4,6% больше, чем год назад. На 100 тысяч жителей у нас приходилось 717,3 малых предприятия (на 31,6 больше, чем в 2005 году). Наибольший прирост наблюдался в Ханты-Мансийском округе (на 510,6), тогда как наиболее заметное сокращение популяции малых предприятий было зафиксировано в Ставропольском крае (на 217,1). Выросла и численность работающих в малом бизнесе: по сведениям НИСИПП, к 1 июля 2006 года в стране в малом бизнесе было занято 8,289 млн человек, что на 5,3% превосходит показатели 2005 года.

Согласно планам МЭРТ, к 2010 году доля занятых в малом предпринимательстве должна составить 50% трудоспособного населения при ежегодном приросте на уровне 70 000 новых компаний (в развитых странах — около 200–300 тысяч). По оценкам НИСИПП, оборот малых предприятий в середине 2006 года составил 5,403 трлн рублей (рост на 24,2%), а их инвестиции в основной капитал превысили 67 млрд рублей. «Если в январе–июне 2005 года инвестиции выросли на 7,1%, то за аналогичный период 2006–го рост показателя составил уже 35%», — говорится в исследовании НИСИПП.

Все могло бы быть иначе — при условии внятной поддержки со стороны государства. Однако по вкладу малого бизнеса в ВВП Россия до сих пор сильно отстает от развитых стран мира. По последним оценкам, этот показатель в нашей стране равен 18%, в то время как в США — около 50%. А по объему кредитования малого бизнеса Россия и подавно занимает позорное, 148-е место в мире. Наконец, российский малый бизнес является преимущественно торговым, а не производственным. И уж точно — не инновационным.

Средний бизнес, который формально до сих пор не выделен в особую категорию, развивается достаточно динамично. По оценкам депутата Госдумы Елены Паниной, на долю малого и среднего бизнеса приходится уже более 85% всех предприятий страны, а их совместный вклад в ВВП достигает 45–47%.

Возможно. Но до сих пор этому сектору экономики на государственном уровне уделяется слишком мало внимания. Как объясняет председатель Профсоюза работников малого и среднего бизнеса России Александр Попов, вся система законодательства в стране выстроена с учетом интересов крупного бизнеса… самим крупным бизнесом. Естественно, при поддержке депутатов и чиновников.


Бухгалтеры на страже
На этом фоне своего рода достижением можно считать недавнее сообщение о внесении в Госдуму проекта закона, призванного стать своеобразной «конституцией малого и среднего бизнеса». Запуск документа на «думскую дистанцию» был осуществлен в середине апреля 2007 года группой депутатов Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму во главе с Еленой Паниной. Как рассказала «Бизнес-журналу» сама Панина, работа над законом «О малом и среднем бизнесе» началась в конце 2004 года и была завершена к началу 2006-го. В работе над проектом принимали участие депутаты, ученые и эксперты ведущих предпринимательских объединений. Классификация
Статья 3, пункт 1 законопроекта «О малом и среднем бизнесе»

Средняя численность работников за два предшествующих года не должна превышать предельных уровней для каждой категории:
категория «микропредприятия» — не более 15 человек;
категория «малые предприятия» — от 16 до 100 человек;
категория «средние предприятия» — от 101 до 250 человек включительно.




— После того как разработка была завершена, мы решили передать проект закона на согласование в правительство в так называемое «нулевое чтение», чтобы договориться еще «на берегу». Версия закона была отправлена официальным письмом в МЭРТ, где была создана рабочая группа с нашим участием, совместными усилиями доработавшая закон, — говорит депутат. Однако внезапно вмешался Минфин: представители ведомства выступили с резкой критикой целого ряда пунктов документа. По версии чиновников, предоставление льгот не только малому, но и среднему бизнесу приведет к серьезному сокращению доходов бюджета, а также к волне массовой мимикрии крупного бизнеса в целях минимизации налогов. Минфин решительно возражает и против отмены обязательного использования кассовых аппаратов компаниями, которые платят единый налог (напомним, что в результате лоббистских действий производителей контрольно-кассовой техники такие предприятия обязали не просто приобретать кассовые аппараты, но и использовать фискальную «ленту» ЭКЛЗ). Кроме того, Минфин недоволен чрезмерными льготами и преференциями, которыми смогут воспользоваться до 90% компаний, причем большая часть — необоснованно. Другой объект критики — идея создания специальных предпринимательских советов.

В результате, полагают независимые эксперты, если Минфину удастся развернуть закон и пролоббировать внесение всех изменений, дальнейшая работа над документом потеряет всякий смысл. «Минфин действует как хороший бухгалтер, который не очень понимает в управлении предприятием, но в то же время стремится во что бы то ни стало обеспечить качественный бухучет, опасаясь, что на все нововведения не хватит денег», — иронизирует вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», генеральный директор компании «Русский огород» Владислав Корочкин. Тем временем глава столичного Департамента поддержки и развития малого бизнеса Михаил Вышегородцев в разговоре с «Бизнес-журналом» отметил, что потери бюджета нельзя определять настолько прямолинейно. «На мой взгляд, Минфин слишком упрощает ситуацию. Нельзя считать, что поступления в бюджет будут сокращаться. Предлагаемые меры по поддержке приведут к ускорению развития малого и среднего бизнеса и, следовательно, росту доходов бюджета. Увы, Минфин руководствуется исключительно бухгалтерской логикой, и с этим приходится мириться», — говорит Михаил Вышегородцев.

Что же до претензий Минфина, касающихся возможных попыток крупных предприятий получить не положенные им льготы, то эксперты категоричны: из-за одного–двух мошенников не должны страдать тысячи добросовестных компаний. «Почему-то в отношении малого бизнеса у нас заложен принцип презумпции виновности предпринимателей перед властью, — возмущается Александр Попов. — С недобросовестными компаниями должны бороться соответствующие органы, а автоматически обвинять всех в недобросовестности — это безобразие».


В поисках компромисса

Столкнувшись с непримиримой позицией Минфина, группа депутатов во главе с Еленой Паниной не стала дожидаться резолюции правительства и внесла на рассмотрение в Думу свой вариант законопроекта. «Мы решили внести закон, поскольку нельзя было больше ждать, пока Минфин даст свое одобрение. Тем более что у МЭРТ более взвешенная позиция, и принципиальных разногласий у нас с ними нет», — рассказывает Елена Панина. По ее словам, депутаты планируют принять закон уже до окончания весенней сессии, чтобы документ вступил в силу с первого июля. «Надеемся, — оговаривается она. — Мы понимаем, что нам предстоит серьезная борьба с правительством за принятие этого закона».

Однако опрошенные «Бизнес-журналом» эксперты уверены, что отсутствие согласования законопроекта со стороны правительства как раз и станет самым серьезным препятствием. «Без визы правительства принять этот закон не удастся, — категоричен председатель экспертного совета по малому и среднему бизнесу города Москвы Александр Иоффе. — Просто у нас так устроено законодательство: власти хоть и разъединены, но связаны процедурными вопросами». Между тем Минфин, по данным источников «Бизнес-журнала», идти на уступки не собирается и настаивает на немедленном внесении в законопроект своих поправок. «В таком виде закон принят не будет, так как в сегодняшней политической ситуации на каждое действие нужно одобрение правительства, а там особых апологетов малого бизнеса нет, — признает Александр Попов. — Поэтому не исключаю, что вследствие принятия закона после правок чиновников малому бизнесу будет не лучше, а наоборот — хуже».

Тем не менее Елена Панина настроена на борьбу. «Мы готовы к диалогу с Минфином, но не собираемся идти на поводу у чиновников, выставляющих нам ультиматум. Судя по всему, Минфин поставил цель — вынудить нас принять пустой и ненужный закон, из которого будут удалены все полезные бизнесу пункты. С таких позиций мы разговаривать не готовы!» Тем более что официальный регламент принятия законопроектов позволяет депутатам принимать без согласования с правительством те законы, которые не затрагивают бюджетные отношения. «А наш закон их не затрагивает, поскольку поправки в Налоговый кодекс мы решили принять отдельным законом», — подчеркивает Елена Панина.

Тем временем наблюдатели уверены, что правительство вскоре возьмет инициативу на себя. «Думаю, скоро в Госдуму будет внесен правительственный вариант закона, который неоднократно обсуждался с экспертами, — признает Александр Иоффе. — И тогда, поскольку в Думе будет два варианта одного и того же закона, один придется убрать. Мне кажется, оставят именно правительственный вариант». В том, что вероятность принятия депутатского закона стремится к нулю, а парламентариям все равно придется идти на уступки, уверен и Николай Остарков, исполнительный директор «Деловой России», однако Владислав Корочкин полагает, что при отсутствии компромисса закон не пройдет ни в той, ни в другой версиях.

— Если закон внесен не правительством, а депутатами, с его принятием может возникнуть куда больше проблем, чем в обратной ситуации, — комментирует Михаил Вышегородцев. — Поэтому, скорее всего, правительство все-таки внесет свою версию, и оба эти законопроекта будут объединены, что повысит вероятность принятия документа.

Судя по всему, правительственная версия закона будет куда менее либеральной, нежели депутатская. Однако, возражает Михаил Вышегородцев, в любой законопроект можно внести поправки в ходе обсуждения: «Если депутатам покажется, что из правительства пришел слишком сухой законопроект, они могут дополнить его. Верно и обратное: в ходе рассмотрения из депутатской версии могут быть вырезаны все либеральные формулировки».


Заговор?


С 1995 года в России действует 88–ФЗ (закон «О государственной поддержке малого бизнеса»), который впервые дал определение малому бизнесу и обещал «поддержку». Зачем тогда нужен новый закон? Эксперты единодушны: 88-ФЗ давно устарел, а многие его положения не соответствуют сложившейся ситуации. Кроме того, в 2005 году этот закон чуть было не попал «под нож» депутатов, которые хотели отменить его в рамках 102-ФЗ «О монетизации льгот». Тогда предпринимательские объединения подняли шум и добились сохранения закона как такового, однако часть важных для бизнеса положений была все же отменена. «Но даже это — достижение, — считает Александр Попов. — Если бы закон отменили, малый бизнес оказался бы вне правового поля».

Попытки разработать новый закон предпринимались еще в начале 2000-х годов, но всякий раз процесс тормозили то правительство, то депутаты. «То, что закон не могут принять уже более пяти лет, — полное безобразие. Этот факт уже наводит на мысль о том, что в правительстве существует некий заговор против малого бизнеса, в котором участвуют те, кто считает, что динамичное развитие малого бизнеса может помешать каким-то другим процессам», — грустно шутит Александр Иоффе. Что же, в каждой шутке есть доля истины.

Но может, проще было внести дополнения в действующий документ? Александр Попов полагает, что это было бы вполне логичным шагом. Но по мнению Елены Паниной, это вряд ли возможно: «88-ФЗ — это закон о господдержке малого бизнеса, а новый закон, который мы разработали, направлен на создание государственной политики в отношении малого и, главное, среднего бизнеса, чего не было в предыдущей редакции. Поддержка в этом случае является лишь частью этой политики».

Николай Остарков полагает, что даже урезанный в угоду Минфину закон все равно будет полезен предпринимателям. По его словам, этот законопроект переводит отношения по стимулированию малого и среднего бизнеса на системную основу, определяет полномочия чиновников и их обязанности, а также структурирует формы поддержки: «Все становится ясным и понятным. Естественно, бюрократы-чиновники этого не любят, поэтому будут противиться до последнего. Ведь пока все обязанности размыты, любое действие чиновников по поддержке малого бизнеса выглядит как подвиг, а вектор нового закона направлен на то, чтобы показать, что это их работа, которую нужно выполнять, и выполнять качественно».

— Малому и среднему бизнесу необходима своеобразная «конституция», которая зафиксирует принципы госполитики в этом отношении и укажет ориентиры для органов власти при принятии тех или иных нормативных документов, регулирующих этот сектор экономики. Поэтому нам очень не хотелось бы, чтобы закон был урезан, и мы, как общественная организация, приложим все усилия, чтобы этого не допустить, — утверждает Владислав Корочкин.

Кроме того, по мнению Александра Иоффе, принятие такого законопроекта даст понять чиновникам на местах, что на федеральном уровне есть определенная политическая воля. С ним соглашается Михаил Вышегородцев: «С какой стати мы будем суетиться, если на федеральном уровне развитие МСП не является приоритетным, а команды сверху не было! Пока закона нет, и местные чиновники не особо спешат помогать малому бизнесу, предпочитая заниматься теми вещами, которые являются приоритетными на уровне Федерации, — например, национальными проектами. Я лично знаком с такими чиновниками». Однако Александр Попов считает, что политической волей могло бы стать четкое распоряжение президента или премьера: подготовить закон к конкретному числу. Но пока такого решения нет, говорить о «политической воле» преждевременно.

Заместитель председателя предпринимательского профсоюза «Лига свободы» Георгий Комаров напоминает, что законопроект далеко не идеален: «Когда я начал его читать, то был приятно удивлен. Однако, дочитав до конца, оказался частично разочарован: закон никоим образом не определяет ответственность чиновников за его несоблюдение».

— Пользы от закона, который все равно не будет соблюдаться, немного. Программы поддержки малого бизнеса существуют и сегодня, но они в большинстве случаев не выполняются. Критерием эффективности работы по поддержке малого бизнеса должен выступать количественный прирост предприятий за период действия программы и увеличение числа занятых в малом бизнесе. Но в законе никак не прописана ответственность чиновников за отсутствие таких результатов. Поэтому во многом этот закон определяет, кто и как будет «пилить» выделяемые на поддержку деньги, — говорит Георгий Комаров. — Однако если в законе останется один пункт, согласно которому предпринимателям, работающим на едином налоге, можно будет отказаться от кассовых аппаратов, я готов поблагодарить депутатов. Но боюсь, что этот пункт как раз будет вырезан».

Возможно, если бы Юрию Лужкову удалось добиться появления пятого нацпроекта (малый бизнес), дело пошло бы быстрее. Но пока высок риск, что закон будет принят в урезанной форме и не принесет бизнесу никакой пользы.


На языке оригинала
Статья 7, пункт 2 законопроекта «О малом и среднем бизнесе»

Основными целями государственной политики по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства своей деятельности, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличение общего количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.


Антон Белых

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости