Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ВТО: реальные и мифические угрозы для МБ

В России, которая стоит в настоящее время на пороге вступления в ВТО, по-прежнему нет ответов на два вопроса: чего следует ожидать экономике страны в целом и малому предпринимательству в частности после присоединения ко Всемирной торговой организации, а также что же такое малый бизнес. На это обратил внимание президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе, ведущий секции «Аналитическое обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в контексте вступления России в ВТО», которая состоялась в среду, 16 мая, в рамках VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий.

По словам А. Иоффе, «обе эти проблемы очень важные и очень серьезно пересекаются». В связи с этим, считает он, развитие аналитических информационных служб в государственном и частном секторах «чрезвычайно важно и просто необходимо».

О мифах, которые распространены в российском обществе в связи с предстоящим вступлением страны в ВТО, рассказала научный руководитель Центра стратегических разработок при Правительстве РФ Ксения Юдаева. Она подчеркнула, что вступление в ВТО вовсе не означает входа в зону свободной торговли, как принято считать. Членство в ВТО представляет собой обязанность руководствоваться системой соглашений, регулирующих отношения в сфере торговли товарами и услугами, в области инвестиций, защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, ВТО — это переговорная площадка, а также возможность использования международных механизмов разрешения споров. ВТО регулирует уровень импортных пошлин и предусматривает запрет квот и субсидий. При этом К. Юдаева отметила, что хотя в ВТО запрещено субсидирование, однако предоставление субсидий малому бизнесу разрешено. Главный же принцип ВТО – равенство местных и иностранных производителей, добавила она.

К мифам, связанным с представлением о ВТО исключительно как о зоне свободной торговли, К. Юдаева отнесла следующие утверждения: после вступления России в ВТО будут уничтожены промышленность, сельское хозяйство и финансовый сектор, снижение тарифов приведет к росту импорта и уменьшению объема иностранных инвестиций и проч. Она считает, что вступление в ВТО не приведет к неконтролируемому росту импорта, напротив, в ВТО действуют механизмы защиты конкретных отраслей. Тем не менее К. Юдаева уверена, что для более эффективной защиты своих интересов бизнес должен объединяться в ассоциации.

«Присоединение к ВТО не так страшно, как принято думать, главное – повышать свою конкурентоспособность и учиться работать в новых условиях», — считает К. Юдаева.

О проблемах малого предпринимательства, выявленных на опыте Москвы, рассказал начальник информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства Валерий Нагих. Среди основных проблем малого бизнеса он выделил: отсутствие внятной государственной политики по проблемам малого бизнеса; отсутствие качественной первичной информации о состоянии субъектов малого предпринимательства и единого перечня показателей этого состояния; недостаточность адекватных утвержденных методик для расчета и информационного наполнения единой системы оценочных показателей; необходимость очистки от ошибок исходной базы данных, в частности, бухгалтерской отчетности, при ее первичном заполнении; нежелание государственных органов учитывать «теневой сектор» малого предпринимательства; нежелание субъектов малого предпринимательства предоставлять объективную информацию о своей деятельности.

Для решения этих проблем В. Нагих предложил следующие пути. Так, необходимо принять федеральный закон о малом бизнесе; использовать данные о малом предпринимательстве из всех возможных источников: налоговых и таможенных органов, Пенсионного фонда РФ, Счетной палаты, МВД, судов (арбитражных, гражданских, уголовных) ; разработать и утвердить единый перечень показателей малого бизнеса; решить вопрос организации регулярных и достаточно полных статистических наблюдений в данной сфере; ввести в практику учет «теневых» составляющих деятельности субъектов малого предпринимательства; шире использовать программно-технологические и методологические наработки Москвы и других регионов для оценки состояния малого предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие.

Более подробно о возможных критериях оценки малого предпринимательства рассказал директор Ресурсного центра малого предпринимательства Игорь Михалкин. В своем выступлении он остановился на возможности применения критерия выручки для оценки малого предпринимательства. По его словам, данный критерий позволит более четко определить категорию бизнеса, нуждающуюся в государственной поддержке. Ограничение по выручке позволит формировать более однородный по показателям деятельности сектор, унифицировать подходы по определению границ сектора малого и среднего предпринимательства с международной практикой, а в целом сделать государственную поддержку более адресной.

Однако существует и ряд проблем введения данного критерия: необходимо дифференцировать критерий выручки не только по группам занятых, но и по видам деятельности, проводить периодическую индексацию этого показателя, прежде всего, с учетом инфляции, ввести корректирующие коэффициенты на «теневую» деятельность. Кроме того, ограничение по выручке может стать фактором, сдерживающим увеличение производительности труда сектора малого и среднего предпринимательства.

В целом, заключил И. Михалкин, целесообразность введения единого критерия по выручке для РФ остается «под большим вопросом».

Вопросы, связанные с рисками для малого предпринимательства при вступлении РФ в ВТО, осветил директор по проектам Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин. По его словам, непосредственное влияние присоединения РФ к ВТО будет оказано на сектор экспортно ориентированного малого бизнеса, который на сегодняшний день и так достаточно мал, кроме того, именно здесь сосредоточены наиболее динамичные наукоемкие малые предприятия. Влияние же на весь малый бизнес будет осуществляться опосредованно через изменение характеристик отраслевых рынков, на которых он работает.

В ходе заседания высказывалось мнение, что организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса должны работать на рыночных условиях. Об этом заявила заместитель председателя координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторов Ольга Лаптева. Она считает, что малый бизнес РФ уже достаточно созрел для того, чтобы оплачивать необходимые ему услуги, такие как сбор информации о потребителях или поставщиках.

А. Иоффе ответил на это, что на рыночных условиях можно предоставлять услуги лишь уже довольно уверенно работающим предприятиям, тогда как в России до сих пор много потенциальных предпринимателей, не имеющих средств для открытия собственного дела. В связи с этим важнейшей задачей государства он назвал финансирование различных мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, таких как подготовка кадров или создание информационных сетей. «Это общепринятая вещь, без этого мы не получим даже простого воспроизводства малого бизнеса», — уверен А. Иоффе.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости