Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

МИХАИЛ ВЫШЕГОРОДЦЕВ: "ПЫТАТЬСЯ ПРОПИСАТЬ В ЗАКОНЕ ВСЕ НЕВОЗМОЖНО"

Второе чтение Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" прошло 1 июля. Событие ожидалось предпринимательской общественностью столицы с надеждой и тревогой. Ведь Москва сыграла значительную роль в лоббировании этого закона как признанный лидер в формировании системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Михаил Вышегородцев, глава Департамента поддержки и развития малого и среднего бизнеса города Москвы, отметил важную роль, которую сыграет данный законопроект для развития малого бизнеса, и подчеркнул, что пытаться прописать в законе все невозможно. Есть вопросы, которые надо обсуждать, но в связи с принятием других законов. И отметил, что шансы того, что московские поправки войдут в законопроект, есть, особенно по ремесленничеству и инновациям. Проблемой остается принятие критериев, которые бы устраивали всех. Как мы уже отмечали, на поправки остается неделя. Причем формулировать их надо не в виде пожеланий, а так, как это формулируется в законопроекте.

Новый закон изменит положение малого и среднего бизнеса. Субъекты Федерации получают более широкие права на выработку региональной политики в области поддержки малого предпринимательства. Чрезвычайно серьезные последствия будет иметь и то, что в законе определенный статус получают средние предприятия – сегмент экономики, еще не обследованный статистиками и социологами. Разработка форм и методов поддержки среднего бизнеса – задача на несколько лет вперед, отметили члены Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве Москвы и представители предпринимательских объединений столицы и органов государственной власти.

Горячая дискуссия разгорелась по положениям статьи, определяющей критерии отнесения предприятий к малым и средним. Ввиду того что на сегодняшний день не существует каких-либо достоверных сведений о размерах выручки и стоимости активов индивидуальных предпринимателей, малых, а тем более средних предприятий и на изучение этих вопросов может потребоваться несколько лет, а также учитывая значительную разницу в величине выручки и активов малых и средних предприятий по регионам России, совет счел преждевременным введение данных показателей для определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Если же законодатель сочтет необходимым увязать показатели доходности с критериями, по которым предприятие можно отнести к категории малого бизнеса, то, по мнению членов совета, следует ориентироваться на аналогичные показатели Европейского союза. Они достаточно велики для того, чтобы небольшие, но успешно работающие предприятия не оказались за бортом государственной поддержки.

Законодательный запрет на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим подакцизные товары, поставит в тяжелое положение такие малые и средние предприятия потребительского рынка, как продовольственные магазины, предприятия общественного питания и т.д.

Чтобы избежать принятия этого несправедливого по отношению к ним решения, Общественно-экспертный совет предложил в проект закона после слов "и реализацию подакцизных товаров" вписать слова "за исключением предприятий потребительского рынка".

Члены совета отметили, что законодатели упустили ряд принципиальных положений. Так, не нашла своего определения консультативная форма поддержки малого бизнеса – важная составляющая любого бизнес-процесса на всех этапах развития малого предприятия.

Кроме того, обделены вниманием законодателя предприятия, работающие в сфере инноваций, промышленного производства, и ремесленные предприятия. Было предложено дополнить текст законопроекта дополнительными статьями.


Для справки:

В 2007 году число малых предприятий в России превышает 1 млн, занятость на одно предприятие выросла на 6,7%, однако в крупных городах и в центральной части России малый бизнес развивается хуже, чем на северо-западе, где, впрочем, явные проблемы в этом секторе обозначились в Санкт-Петербурге. Таковы главные выводы доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) о динамике развития малых предприятий в 2006 году. Согласно докладу "Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году", подготовленному НИСИПП, малые предприятия (МП) в России по таким показателям, как объемы оборота, численность работников, налоговые поступления, имеют достаточно хорошие результаты. Количество предприятий увеличивается. Так, на начало 2007 года число зарегистрированных МП достигло 1 млн (1032,8 тыс.), увеличившись за год на 5,5%. Несмотря на общую положительную тенденцию по регионам, малые предприятия сосредоточены крайне неравномерно. Если в среднем по России в расчете на 100 тысяч населения зафиксировано 719,9 организации, то в Северо-Западном федеральном округе – 1183 предприятия на 100 тысяч человек, Центральном – 940, Дальневосточном – 679. Средние показатели у Приволжского и Сибирского ФО, меньше всего МП зарегистрировано в Южном ФО – 490. Этот сектор экономики растет крайне неравномерно. Так, при среднем приросте в 37,3 малого предприятия на 100 тысяч населения в 2006 году самый большой прирост зафиксирован в Дальневосточном округе – 97 предприятий на 100 тысяч, Уральском – 78, Центральном – 41. У лидера – Северо-Запада – зафиксирован отрицательный рост: на 100 тысяч населения в 2006 году малых предприятий стало на 5,8 меньше. Максимальный прирост отмечен в Томской области, Республике Коми, Калининградской и Сахалинской областях. Сильнее всего число малых предприятий сократилось в Магаданской области. В докладе отмечается, что увеличение числа малых предприятий происходило на фоне роста численности занятых на них (без учета совместителей): в 2006 году число работников в малом бизнесе достигло 8,58 млн человек, увеличившись за год на 6,7%. В это число не входят 2,9 млн предпринимателей, работающих без образования юридического лица. Из других положительных тенденций в малом бизнесе – рост объема оборота малых предприятий и инвестиций в основной капитал и рост оборотов. В 2006 году последний вырос на 15% по сравнению с 2005 годом, он зафиксирован во всех федеральных округах, наиболее значительное увеличение продаж малых предприятий отмечено в Сибирском и Северо-Западном ФО. По оценкам МЭРТ, сейчас малый бизнес генерирует около 15 - 17% ВВП. Недавно на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству министр экономики Герман Греф приводил данные, что с 2001 по 2004 год малый бизнес удвоил свой вклад в ВВП. Но этот показатель ниже в 3 - 3,3 раза, чем в экономиках развитых стран. А авторы "Мониторинга административных барьеров развития малого предпринимательства" в ЦЭФИР замечают, что, "согласно ощущениям предпринимателей, ухудшилась ситуация с неравными условиями конкуренции и коррупцией". Таким образом, говорить об устойчивости роста в малом бизнесе пока рано.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости