ФБК в СМИ
Российская бизнес-газета
Последние данные Росстата о динамике промышленного производства дали солидную пищу для размышлений. Статистическое ведомство зафиксировало 7,7 процента прироста промышленности в первом полугодии и рекордные за последние месяцы 10,9 процента в июне по сравнению с июнем 2006-го.
Что же столь мощно подтолкнуло отечественную индустрию вперед и можно ли говорить об устойчивости такого роста в будущем? Или перед нами пресловутый "эффект базы" - в июне 2006 года промышленность выросла всего на 2,9 процента? А может, на промышленный индекс сработал одновременный выпуск нескольких крупнотоннажных производств. Теряясь в догадках, эксперты не исключили и версию о возможной неподконтрольной ошибке (чего не бывает), "проскочившей" где-либо в первичной статистической отчетности. Короче говоря, объяснить июньский феномен оказалось на сей раз очень непросто. Тем более что целый ряд аргументов заставлял готовиться к обратному.
Предварительные конъюнктурные опросы нескольких независимых исследователей фиксировали в июне заметное торможение промышленности - прежде всего из-за ослабления спроса, давления издержек и ограничений по используемым мощностям, персоналу и производительности труда. При этом такая коррекция выглядела вполне естественной после энергичного роста производства в первом квартале 2007 года и укрепления рубля во втором квартале, возросшей конкуренции импорта. Специалисты отмечали также ставшую хронической слабость основных товарных групп российского экспорта, играющего весьма существенную роль в общем объеме промышленного производства. Поэтому самые оптимистичные прогнозы прироста объема промышленной продукции за первое полугодие 2007 года не превышали 7 процентов с последующим снижением до примерно 6-процентного годового уровня. Это диктуется не просто методикой экстраполяции, а логикой реальных технологических, инфраструктурных, кадровых, спросовых ограничений и предпочтений потребителей. В любом случае теперь остается ждать результатов следующих месяцев.
Мнения
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК:
- Почти одиннадцатипроцентный (июнь к июню) рост промышленного производства нельзя назвать неожиданным. Посмотрите на инвестиции в основной капитал. В мае они увеличились на 23,1 процента, а за пять первых месяцев года - на 20,3 процента. В июне Росстат и вовсе показал 27,2 процента. Это говорит о том, что под развитие производства подводилась надежная база.
Инвестиционный климат в России пока трудно назвать идеальным, но, видимо, он все же становится более предсказуемым и понятным. Если спекулятивные капиталы не перегреют рынок и удастся обойтись без ощутимой инфляции, топо итогам года мы можем выйти на неплохие показатели: 9-10 процентов по промышленному производству и 7 процентов, а может, и чуть выше - по ВВП.
Александр Френкель, руководитель центра экономического анализа и прогнозирования Института экономики РАН:
- Высоким показателям июня российская экономика обязана прежде всего перерабатывающим отраслям. С одной стороны, это несомненный плюс, признак диверсификации экономики. С другой, если начинает отставать добыча, теряются стимулы у переработки, так что все тут должно быть тесно увязано. В этом смысле июньская сводка Росстата - ладонь с широко растопыренными пальцами. Начало реализации инвестпрограммы РАО ЕЭС определило высокий спрос на паровые (в 176 раз больше, чем год назад) и гидравлические (в 4,2 раза) турбины, трубы и детали трубопроводов (рост на 24 процента). Но сам ТЭК ныне еле держится: добыча угля выросла на 2,8 процента, нефти - на 2,1 процента, а газа даже упала на 0,7 процента.
Ольга Изряднова, зав. сектором структурных проблем экономики Института экономики переходного периода:
- Ничего экстраординарного не произошло. Уже в начале 2005го началось ускорение темпов инвестиций. Первая половина текущего года стала в этом плане рекордной. В итоге очень быстрыми темпами растет производство стройматериалов и прочих товаров инвестиционного назначения - цемента, кирпича, металлоконструкций, конструкционных пластмасс. Такой кластерный рост дает хороший генерирующий эффект.
Продолжается импортозамещение: опережает средние показатели рост производства мяса, бытовой техники и т.д. Легпрому, чтобы восстановиться до прежних объемов, разумеется, нужно время, но с прошлого года прослеживается положительная динамика. Сыграла свою роль отмена таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования.
Наталья Волчкова, старший экономист ЦЭФИР:
- Рост промышленного производства в первом полугодии (7,7 процента) вполне соответствует ожидаемым темпам роста экономики в 2007 году - 7,5 процента. При этом показательно, что основная движущая сила промышленного роста сместилась в обрабатывающий сектор - 12,2 процента. А здесь рост распределен довольно равномерно, то есть росли и легкая, и пищевая, и машиностроительная отрасли, и производство строительных материалов. В целом картина весьма оптимистичная, тяжелых признаков "голландской болезни" я не вижу.
Сергей Улатов, экономист Всемирного Банка:
- Мощную турбину или железнодорожный вагон российский производитель сделает быстрее и дешевле, чем зарубежный. Такова историческая специфика. Поэтому рост обрабатывающих отраслей объясняется резким увеличением заказов на производство машин и оборудования, электротехнику и оптическое оборудование, а также транспортных средств. Однако этот тренд недолговечен. Укрепление рубля, нехватка свободных производственных мощностей и, наконец, невысокий рост инвестиций могут привести к замедлению темпов роста во второй половине года.
В любом случае промышленный рост в России все сильнее завязывается на государство - как на прямые бюджетные заказы, так и на заказы госкомпаний. Частный бизнес выталкивается на обочину экономической политики.
Николай Смирнов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства:
- При всей его значимости июньский рекорд 2007 года не может служить основанием для повышенного оптимизма: рост обрабатывающих производств в январе-июне 2007 года составил 129,9 процента, что не превышает соответствующего показателя 2006 года (131,8 процента). Исходя из полугодовых данных, можно судить о затухающих темпах роста этого сектора, при этом неожиданно высокие на первый взгляд темпы роста инвестиционной активности являются отложенным эффектом, который тем не менее может продлиться в течение нескольких ближайших месяцев или распространиться равномерно на второе полугодие 2007 года.
Что касается потребительских товаров, то повышенным ростом отмечено производство телевизоров (169,2 процента), видеомагнитофонов (135,6), холодильников (121,7 процента), однако, исходя из общей динамики, данные показатели носят скорее случайный характер, что повлечет за собой соответствующую коррекцию в ближайшие месяцы.
Евгений Васильчук, Жанна Трофимова, Евгений Тихонов