|
Вопрос, связанный с кредитованием малого бизнеса, с каждым годом становится все более актуальным. Вот уже на протяжении двух лет ведущие банки России и регионов оказывают финансовую поддержку как начинающим, так и уже успешным предпринимателям, относящимся к сегменту малого бизнеса. Несмотря на новизну услуги (для банковского сегмента она действительно является новой, особенно на фоне двух развитых – корпоративного и розничного кредитования) – ей пророчат светлое будущее. Правда, как отмечают эксперты, успех ее ожидает только в том случае, если на кону будут стоять не просто амбиции и голый финансовый расчет руководства банков, но и здравый смысл, и системный подход в работе с клиентами. Поэтому, чтобы добиться ощутимых результатов, уже сейчас одними новыми банковскими технологиями и продуктами, о преимуществах которых сегодня говорится на каждом углу, не обойтись. Необходимы эффективные схемы взаимодействия «банк – малый бизнес» и полное взаимопонимание, основанное на доверии.
В столице Среднего Урала уже в третий раз прошла межрегиональная конференция «Кредитование малого бизнеса: возможности развития», организаторами которой выступили аналитический центр и деловой журнал «Эксперт-Урал», при партнерстве Уральского банка Сбербанка России и при информационной поддержке продакшн-студии «Финансист». По словам организаторов, за годы своей работы конференция приобрела высокий авторитет среди экспертов банковской отрасли и стала мероприятием, на которое ежегодно съезжаются сотрудники банков, представители малого бизнеса, комитетов областных и городских администраций и фондов, занимающихся поддержкой и развитием малого предпринимательства.
Конференция состоялась 13 сентября. В ней приняло участие более 100 человек. В сессионном формате приглашенные участники не только оценили состояние и перспективы развития рынка кредитования малого бизнеса на Урале, но и обозначили проблемы, существующие в этой сфере.
Как считает директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» (Москва) Павел Самиев, объем кредитования в 2006 году почти удвоился благодаря как выходу на этот рынок новых кредитных организаций, так и наращиванию кредитования банками, уже работавшими с малым бизнесом. Однако объем рынка в три раза ниже потенциального. «Стимулировать спрос на кредиты у малого бизнеса может только государство. Для этого нужно улучшать условия функционирования малого бизнеса. Для решения второй задачи подходят хорошо известные механизмы рефинансирования, успешно сработавшие на рынке ипотеки. От расширения доступа к дешевым источникам рефинансирования и технологиям оценки заемщиков выиграют, прежде всего, региональные банки, что позволит выровнять условия конкуренции на рынке», – рассказал Павел Самиев.
Стоит сказать, что особое внимание было уделено итогам исследования «Финансирование малого бизнеса на Урале», которое в июле-августе нынешнего года провел аналитический центр «Эксперт-Урал». Напомним, тогда в опросе приняли участие 39 банков. Около четверти из них весьма положительно оценили динамику: темпы роста объемов кредитования будут увеличиваться. Примерно такая же доля экспертов заявили, что планируют на ближайшее время поступательный прирост на уровне 40–60 % в год. Основная масса оценила темпы роста рынка как высокие, но никак не взрывные – увеличение темпов роста вряд ли предвидится: скорее всего, темп прироста не превысит 80 % в год. Однако более чем на 2–3 года вперед прогнозировать состояние рынка никто не решился.
Как отметили участники экспертного опроса, рост возможен за счет расширения банковского присутствия во вторых городах (выход за переделы областных центров). Некоторые также считают, что спрос на кредиты в крупных городах уже стабилизировался, и темпы его роста замедляются, спрос в малых городах, наоборот, остается неудовлетворенным. Однако говорить о масштабной экспансии банков вглубь регионов говорить пока рано – о конкретных планах никто из опрошенных не заявил.
Между тем, как рассказали на конференции корреспонденту «УралПолит.Ru» сотрудники одного из ведущих банков УрФО, ежедневно за кредитом в их банк обращается порядка 5–7 представителей малого бизнеса. «На сегодняшний день самая большая сумма выданного кредита составляет 100 млн. рублей сроком на 6 лет. В основном кредиты выдаются не такими большими суммами – чаще всего от 10 и более тысяч рублей. Сегодня выдавать кредит, особенно если это касается кредитования предпринимателя, который только-только встает на ноги – весьма рискованно. Практически во всех случаях, если это касается крупной выдачи денежных средств, кредит предоставляется под залог жилой недвижимости. А это не всегда удобно, особенно начинающим предпринимателям», – считают работники банка.
Как считает исполняющий обязанности министра экономики и труда Свердловской области Николай Беспамятных, для того, чтобы расширить доступ к кредитным ресурсам банков, как начинающих, так и успешно развивающихся предпринимателей, разработаны 4 вида обеспечения (экспресс-поручительство, микропоручительство, поручительство вида «Стандарт», залог имущества областного фонда) с объемом поручительства от 300 тыс. руб. до 1,8 млн. руб., используя которые можно взять кредит от 600 тыс. руб. до 6 млн. руб. через 6 коммерческих банков. По заверению Беспамятных, ресурсное обеспечение этого механизма возрастет с 10,5 млн. руб. в 2005 году до 300 млн. руб. к 2015 году и до 1 млрд. руб. – к 2020 году.
Как заметил участник конференции, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов, перечень актуальных проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели, за последние годы не изменился. Среди них по-прежнему присутствует доступ не только к финансовым ресурсам, но и к офисным площадям. По его словам, сегодня начинающий малый предприниматель практически не может приобрести офис в собственность.
Как ранее отмечал в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru» председатель комитета по развитию малого предпринимательства в Свердловской области Евгений Копелян, на Среднем Урале действительно существует проблема, связанная с нехваткой офисных помещений. «Эту проблему нужно решать через развитие бизнес-инкубаторов. В Екатеринбурге сегодня работает четыре бизнес-инкубатора – один находится на ЖБИ на ул. 40 лет ВЛКСМ, два объекта – на ул. Таганской и ул. Белинского, и четвертый – на ул. Уральских рабочих. Общий объем финансирования, который планируется затратить на поддержку малого бизнеса в следующем году, составляет 250 миллионов рублей. Из них, теоретически, почти половину можно направить на строительство новых помещений бизнес-инкубаторов. А сколько будет реально, это можно будет сказать в следующем году. Вообще, в проекте областного закона значатся две суммы – 250 миллионов рублей и 10 миллионов. 250 пойдет на меры финансовой и инфраструктурной поддержки (предоставление залогов, поручительств, микрокредитование, субсидирование процентных ставок, льготное кредитование), а 10 – на целевую программу поддержки предпринимательства (проведение форумов, съездов, издание методических материалов, содействие бизнесменам в участие в конкурсах и выставках)», – рассказал Евгений Копелян.
Однако, как сообщил на конференции председатель совета некоммерческого партнерства «Комитет 101» Дмитрий Головин, который представлял точку зрения предпринимателей на обсуждаемую тему, им приходится сталкиваться с еще одной важной проблемой. По его словам, предприниматели и банкиры зачастую не только говорят на разных языках, но и живут в разных мирах. «Представим себе два банка: один показывает усилия по возврату выданного кредита, сообщает об этом в СМИ: сто процентов выдали – сто процентов вернули обратно. Конечно, в этот банк я деньги принесу. А есть другой банк, назовем его условно «Русский стандарт». Потом выясняется, что его сотрудники берут самолет и сажают туда девушек в коротких юбках и улетают в Ниццу. А там вечеринка на яхте владельца банка, которая тоже освещается в прессе. Понесу я туда деньги? Конечно, нет, потому что я им не доверяю. Таким образом, вместо того, чтобы освещать работу по возврату кредита, наши банки этим не занимаются. Надо совместно с судебными приставами показывать, как штурмуется квартира, в которой живет должник. Это очень эффективно», – рассказал Дмитрий Головин.
«Скоромность, которая присуща протестантам, должна быть присуща и банкирам. Нужно постоянно думать о том, что о тебе подумают простые люди. Если, извините у некоторых руководителей по шесть машин? Почему в СМИ нет такой информации, что Владимир Фролов, например, ездит на работу на автобусе или велосипеде?», – недоумевает Дмитрий Головин. Однако не все предприниматели согласились со столь категоричным высказыванием. По их мнению, если банкир ездит на велосипеде или на автобусе – это верный индикатор того, что у банка начинается финансовый кризис. Как правило, дорогие машины и квартиры в элитных районах столицы у руководства банков являются признаком его успешности и душевного спокойствия его клиентов, но их количество не должно выходить за рамки разумного.
Очень важно, что по итогам конференции участники получили возможность выразить свое мнение в специальных анкетах, в которой им предстояло ответить на ряд вопросов: оценить прошедшее мероприятие по трехбалльной шкале, ответить, какие темы хотелось бы обсудить на следующем мероприятии, кого из экспертов или участников хотелось бы видеть. Тем не менее, кулуарно, многие отмечали, что несмотря на высокий уровень подготовки докладчиков и актуальность тем, еще раз подведена черта под проблемами, но не предложены конкретные пути их решения.
|