Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Инновационная образовательная программа «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. Сайт Томского госуниверситета систем управления и радиосвязи

Основные положения программы

В ведущих странах мира в основном рост экономики обеспечивается за счет вывода на рынок инновационной продукции. Значительную роль в экономике знаний за рубежом играют малые предприятия, доводящие новые технологии до готовности для промышленного использования, а также выпускающие на рынок новую продукцию. Примеры эффективности экономики знаний приведены на рис. 1.

Рис. 1. Примеры эффективности экономики знаний

Впечатляют результаты оксфордского университета, который совместно с окружением из 300 малых наукоемких предприятий дает годовой доход 5 млрд долларов США, а, например, Томская область, в которой добывается нефть, газ, лес, расположены гигант мировой атомной промышленности

Сибирский химический комбинат (СХК), гигант мировой нефтехимии Томский нефтехимический комбинат, имеет годовой валовый региональный продукт 6 млрд долларов США. Не менее впечатляет и пример зоны высоких технологий г. Нюрнберга (рис. 1).

В то же время сегодня в Российской Федерации число зарегистрированных малых предприятий (МП) составило 994 тыс. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей составило 656,6 единиц. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в США в расчете на 100 тыс. жителей количество МП составляет 2400 единиц. В приведенном на рис. 1 примере г. Нюрнберга имеем 3750 МП на 100 тыс. жителей. Для того чтобы России сравняться с развитыми странами (в среднем 3 тыс. МП на 100 тыс. жителей), таких предприятий требуется 4,35 млн (рис. 2).

Еще хуже ситуация в наукоемком бизнесе. Здесь всего 22 тысячи структур, в то время как необходимо 2 миллиона. Совершенно очевидно, что пока разрыв не будет ликвидирован говорить всерьез о переходе к экономике знаний невозможно. Очевидно, что сама по себе эта проблема не разрешится, так как 5 лет назад было 44 тысячи структур наукоемкого бизнеса, то есть мы имеем дело с отрицательной динамикой.

Рис. 2. Сравнительные данные по количеству МП

Для выхода из тупика необходима генерация новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса. По своим масштабам и социальным последствиям эта крупнейшая государственная задача превосходит атомный и космический проекты.

Для решения этой задачи необходимо:

  • заказать и развернуть массированную пропаганду привлекательности имиджа предпринимателя (хозяина) наукоемкого бизнеса;
  • создать требуемую инфраструктуру развития наукоемкого бизнеса: студенческие бизнес-инкубаторы, технологические парки, особо-экономические зоны, инвестиционные фонды и т.д.;
  • пересмотреть роль университетов в решении поставленной задачи, сделав их главными центрами в ее решении, так как все без исключения будущие предприниматели наукоемкого бизнеса сегодня находятся в университетах.

Именно важность этой масштабной государственной задачи и предварительные успехи ТУСУРа в этой области позволили сформулировать цель реализации инновационной образовательной программы.

1. Цель реализации инновационной образовательной программы

Целью программы является активизация инновационной деятельности выпускников ТУСУРа в экономике России за счет генерации новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса, а также за счет подготовки специалистов, способных инициировать и реализовать инновационный проект на любом действующем предприятии (рис. 3).

Главным инструментом для достижения названной цели должна стать принципиально новая организация учебного процесса в вузе, позволяющая, наряду с традиционными траекториями подготовки бакалавров, магистров, инженеров, кандидатов и докторов наук, сделать возможной траекторию подготовки предпринимателей наукоемкого бизнеса (рис. 4).

Рис. 3. Направления подготовки кадров

Рис. 4. Траектории подготовки в вузе

Базой для этого послужит организация широкомасштабного группового проектного обучения в сочетании с индивидуализацией и созданием инфраструктуры, обеспечивающей возможность работы над реальными инновационными проектами.

Программа основана на следующих основных идеях:

  • формирование бизнес-команд и их устойчивое развитие;
  • внедрение технологии группового проектного обучения;
  • широкое использование информационных технологий в образовательном процессе;
  • интеграция образовательного процесса ТУСУРа в мировое образовательное пространство.

Основные заделы, имеющиеся в университете и позволившие сформулировать указанные выше идеи:

1. Создание развитой инновационной инфраструктуры (учебно-научно-инновационный комплекс ТУСУРа), в которую входят ряд подразделений самого университета (офис коммерциализации разработок, патентный отдел, маркетинговый отдел, студенческие КБ, инновационно-технологический центр, студенческий бизнес-инкубатор, школа инновационного менеджмента и т.д.), а также инновационные предприятия, возглавляемые выпускниками ТУСУРа, – «Микран», «Элеси», «Томская электронная компания», «Интант», «Стек» и т.д.

2. Тесные связи с российскими бизнес-партнерами, в число которых входят, например, Сибирский химический комбинат, Кузнецкий металлургический комбинат, «Томсктелеком», АФК «Система», Тюменьпромгеофизика, Сургутнефтегаз и многие другие.

3. Широкие договорные отношения, в том числе договоры о сотрудничестве при подготовке специалистов с ведущими сибирскими предприятиями по профилю университета, кадровую основу которых составляют выпускники ТУСУРа: НПО прикладной механики, ПО «Автоматика», «Томсктелеком», Красноярский и Барнаульский радиозаводы, УПКБ «Деталь» и др.

4. Опыт разработки и внедрения новых форм и технологий обучения: рейтинговой системы, дистанционных технологий, учебно-научного группового проектирования, студенческого бизнес-инкубатора.

5. Значительный объем НИОКР, выполняемых в университете с участием студентов и аспирантов (276,8 тыс. руб. на 1 преподавателя), наличие развитой структуры НИИ, учебно-научных центров, студенческих КБ.

6. Наличие в университете развитой корпоративной вычислительной сети с 67 дисплейными классами; 4 выходами во внешние сети; 0,7 компьютера на 1 студента и годовым внешним трафиком 1700 Гбайт.

7. Связи ТУСУРа с зарубежными образовательными и научными учреждениями, инновационными предприятиями Германии, Нидерландов, США; опыт выполнения совместных образовательных и научных проектов, в т.ч. в области внедрения Европейской системы перезачета кредитов (ECTS).

8. Внедрение в университете системы менеджмента качества в области учебной и научной деятельности.

2. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

2.1. Задачи в области инновационной образовательной деятельности


  1. Адаптация содержания и технологий обучения к современным условиям рыночной экономики:

    а) внедрение новой инновационной технологии группового проектного обучения как прогрессивной формы подготовки команд специалистов для организации наукоемких фирм и кадрового "десанта" на развивающиеся предприятия (2006 г. - опытная эксплуатация, 2007 г. - внедрение на всех специальностях);

    б) разработка предложений по содержанию новых ГОСов и широкопрофильных учебных планов, предусматривающих, в частности, доучивание специалистов на профильных предприятиях на завершающем этапе обучения (2006 г. - модернизация учебных планов и программ, 2006-2007 гг. - проведение эксперимента по введению параллельного изучения фундаментальных и специальных дисциплин, 2007 г. - разработка проектов ГОС);

    в) изменение содержания и организации учебного процесса, направленное на творческое участие студентов в формировании и реализации образовательных траекторий. Адаптация к европейской системе (Болонский процесс) (2006 г. - внедрение системы образовательных кредитов, 2007 г. - внедрение системы индивидуальных траекторий обучения). Обеспечение участия российских студентов и выпускников в системе международного непрерывного образования;

    г) разработка новых технологий передачи знания. Внедрение и совершенствование дистанционных технологий на всех этапах обучения (2006 г. - внедрение дистанционных технологий как составной части очного и заочного обучения, 2007 г. - внедрение дистанционных технологий в процесс послевузовского обучения и переподготовки специалистов).

  2. Сохранение и развитие в ТУСУРе передового уровня российского высшего образования и его основных преимуществ: фундаментальности дисциплин, интенсивности обучения, практической направленности, тесной связи обучения и научных исследований.
  3. Обеспечение единства образовательного процесса и научных исследований, в том числе привлечение в 2007 году 80% профессорско-преподавательского состава и аспирантов, 60% студентов старших курсов к научным исследованиям.
  4. Развитие материально-технической базы учебного процесса и научных исследований, соответствующей мировому уровню и обеспечивающей подготовку специалистов на современной технической, технологической, информационной основе.
  5. Разработка информационных технологий поддержки инновационного образовательного процесса, создание хранилищ электронных образовательных ресурсов, развитие и модернизация корпоративной вычислительной сети ТУСУРа как базовой инфраструктуры группового проектного обучения.
  6. Развитие международных "мостов передачи технологий и знаний", ориентированных на активизацию взаимодействия с иностранными партне-рами в области образования, науки и инноваций.

2.2. Научно-производственные задачи

  1. Укрепление учебно-научно-производственной инновационной инфраструктуры университета: создание в 2006 г. и 2007 г. новых НИИ в составе ТУСУРа, научных лабораторий, центров коллективного пользования, международных исследовательских центров, научно-образовательных центров совместно с наукоемкими частными предприятиями.
  2. В системе инновационной деятельности создание соответствующей мировому уровню технологической базы для обеспечения учебного процесса, исследования и производства кремниевой и арсенид-галлиевой электроники.
  3. Создание резидентов технико-внедренческой зоны Томской области в секторе информационных технологий и электроники выпускниками ТУСУРа - не менее 8 в 2006 г.
  4. Развитие в 2006-2007 гг. студенческого бизнес-инкубатора (СБИ), имеющее целью расширить перечень услуг для формируемых групп и фирм, усилить наукоемкий характер выполняемых проектов, увеличить заинтересованность подразделений университета и студентов в деятельности СБИ. Подготовка на базе СБИ и группового проектного обучения не менее 42 бизнес-команд в 2006 г. и не менее 70 - в 2007 г.
  5. Создание в 2006-2007 гг. опытно-производственной базы группового проектного обучения, включающей КБ и опытное производство, создаваемые бизнес-командами в составе СБИ.
  6. Дальнейшее развитие межкафедральной, межфакультетской и межвузовской кооперации при приобретении (создании) и эксплуатации уникального и дорогостоящего оборудования: измерительной техники, полигонов.

2.3. Задачи в области научной деятельности

Формирование научно-исследовательских проектов в рамках отдельных научных программ, реализуемых научными школами и научными подразделениями университета и создающих необходимую питательную среду для инновационно-образовательного процесса.

  1. Программа фундаментальных исследований физических явлений и процессов.
  2. Программа научного обеспечения проектов и разработок оборонного назначения.
  3. Программа научного обеспечения проектов и разработок в области электронных систем и устройств и элементной базы.
  4. Программа научного обеспечения проектов и разработок в области информационных технологий.
  5. Научные исследования в области образовательных технологий.
  6. Программа развития международной научной кооперации.

В процессе реализации перечисленных программ решаются главные задачи университета в области научной деятельности:

  • Доведение объема научных исследований университета до 150 млн. руб. в 2006 году и до 180 млн. руб. в 2007 году.
  • Сохранение и укрепление роли и значения ТУСУРа как передового вуза в Сибирском регионе в области научной деятельности по разделу электроники, систем управления, информационно-коммуникационных технологий.
  • Оформление к 2007 году договорных отношений между всеми выпускающими кафедрами университета и профильными наукоемкими фирмами и предприятиями, предусматривающих совместную научно-инновационную деятельность в тесной связи с подготовкой специалистов и бизнес-команд для этих предприятий. Создание "пояса внедрения ТУСУРа", включающего в себя не менее 150 инновационных наукоемких фирм Томской области.
  • Укрепление и развитие кооперации и интеграции в области научных исследований с учреждениями Российской Академии наук и вузами Сибирского региона. Создание совместных структур: филиалов отделения послевузовского профессионального образования ТУСУРа, студенческих конструкторских бюро.

3. Внедрение технологии группового проектного обучения в ТУСУРе

Технология ГПО разработана в ТУСУРе и введена в качестве факультативного эксперимента на радиотехническом факультете с 2004/05 учебного года. В учебных планах групповое проектное обучение отражено как "Учебно-научное проектирование радиоэлектронных устройств и систем".

Целью ГПО является параллельное с теоретической подготовкой практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки инновационного проекта создания устройств и систем, ориентированной на дальнейшее их коммерческое использование формируемой в процессе ГПО бизнес-командой.

Укрупненная схема технологии ГПО изображена на рис. 5.

Начальным этапом ГПО является конкурс (поиск) инновационных идей и предложений, которые могут быть реализованы в форме создания новых наукоемких изделий и технологий, востребованных на рынке. Конкурс организуется студенческим бизнес-инкубатором, кафедрами и научными подразделениями университета (НИИ, КБ, СКБ и др.). В конкурсе участвует как преподавательский и инженерный персонал вуза, так и инновационно-активные студенты, которые могут выдвигать свои предложения, а также предприятия и фирмы, заинтересованные в разработке и выпуске новой продукции для товарного рынка.

Рис. 5. Технология ГПО

Конкурсная структура (организаторы конкурса) производит отбор предложений и формирует студенческие проектные группы из 3-8 человек, в состав которых могут входить студенты одного или разных курсов, специальностей, факультетов и даже разных вузов города. В каждую проектную группу по согласованию со студентами назначается руководитель-консультант из числа опытных преподавателей или инженеров. Из числа студентов назначается ответственный исполнитель проекта.

Работа проектной группы организуется как органическая составная часть процесса подготовки специалистов. С одной стороны, реализация идеи последовательно или параллельно проходит все основные стадии опытно-конструкторской разработки по ГОСТ 2.114-95: от технического задания до опытного образца или опытной партии. С другой стороны, ГПО включается в образовательную программу в виде индивидуального учебного плана для участников данной проектной группы. Планом предусматривается изучение в процессе проектирования некоторых дисциплин, программы которых соответствуют содержанию проекта (включенное обучение), а также замена ряда учебных форм (курсовые работы и проекты, практика, лабораторные работы и др.) соответствующей работой над проектом в рамках ГПО.

Учебным планом и программой ГПО предусмотрена работа проектной группы в течение 5 семестров, начиная с весеннего семестра 2 курса, общим объемом 450 часов. Нормативное время загрузки каждого студента в период проектирования вводится в расписание учебных занятий и составляет 3 часа в неделю в 4-м семестре и 6 часов в неделю в 5-8-м семестрах. За это время выполняется значительный объем работ, включающий следующие основные разделы:

  • анализ проблемы, разработка технического задания, разработка бизнес-плана;
  • изучение рынка;
  • моделирование объектов и процессов в устройстве (системе);
  • необходимые экспериментальные исследования;
  • разработка структурных, функциональных и принципиальных схем, проведение проектных расчетов и технико-экономическое обоснование;
  • макетирование, или создание опытного образца устройства или системы;
  • составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия;
  • наладка, испытания и опытная эксплуатация образца;
  • составление обзоров и отчетов по результатам проводимой работы;
  • организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений;
  • нахождение оптимальных решений по вопросам качества продукции, стоимости, экологической безопасности и охране труда.

В области разработки информационных технологий и программных систем групповое проектное обучение основывается на методологии "Программная инженерия", получившей бурное развитие как в России, так и за рубежом. С позиций программной инженерии процесс создания программной системы состоит из следующих основных этапов: маркетинг и определение целевого продукта; анализ предметной области и разработка требований; проектирование; разработка; тестирование; документирование; комплексные испытания; внедрение (продажи); сопровождение.

Проекты реализуются группой специалистов (студентов), каждый из которых выполняет в проекте свою специфическую роль.

Повысить качество исполнения проекта, вероятность его завершения "точно в срок" и в рамках выделенного бюджета возможно только при использовании современных методологий проектирования и инструментальных (программных) средств, обеспечивающих поддержку этих методологий. Это требует постановки новых учебных курсов: "Экономика программных проектов", "Информационное право и правовая защита интеллектуальной собственности", "Рынки информационных технологий", "Основы предпринимательства и создания собственного дела", "Деловые коммуникации", "Корпоративные стандарты и нормативные документы в области IT-бизнеса", "Управление качеством, стандартизация и сертификация ПО", "Управление программными проектами". Для организации практических занятий, лабораторных работ, выполнения курсовых работ и дипломных проектов требуется специализированное лицензированное программное обеспечение, поддерживающее основные этапы жизненного цикла создания программных систем.

Все проектирование осуществляется под наблюдением и контролем структурного подразделения, проводившего конкурс проектов и сформировавшего проектную группу. Это же подразделение через руководителя-консультанта группы занимается материальным обеспечением работ, поиском инвесторов, взаимодействием группы с различными фирмами и организациями. Если проект выполняется по инициативе или в интересах сторонних фирм, то между этими фирмами и университетом устанавливаются договорные отношения, а со студентами могут заключаться договоры на целевую контрактную подготовку с предоставлением дополнительных услуг. Проектная группа сохраняет авторское право на разработанный проект. Проект может быть использован университетом или предприятием, где проводилось проектирование, для учебных и научных целей. Использование проекта в коммерческих целях возможно только с учетом интересов членов проектной группы. На завершающем этапе университет оказывает проектной группе содействие и помощь в организации собственного малого предприятия.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости