Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Станет ли «сетевой рай» «сетевым адом»? Retailer.RU - Сообщество профессионалов розничной торговли, 16 октября 2007

В то время, как весь цивилизованный мир жестко ограничивает сетевую торговлю, российский сетевой рынок только начинает набирать обороты. Но если в целом по стране доля сетей в розничном товарообороте еще очень незначительна (около 4%), в ряде крупных городов России происходит уже настоящая сетевая экспансия. Политики обвиняют «сетевиков» в осеннем росте цен.

Абсолютный лидер по количеству сетевых магазинов – Санкт-Петербург, в котором доля таких торговых объектов составляет более 80%. Москва в этом отношении пока существенно отстает от Петербурга: доля сетей здесь не превышает 40%. Правда, и в столице уже полным ходом идет строительство новых объектов сетевой торговли. Но если во всем мире существует обязательная пропорция в размещении предприятий торговли: 40% - сети, 40% - небольшие частные магазины и 20% - рынки и ларьки, то в нашей стране пока отсутствуют какие-либо ограничения в этой области.

Конечно, сетевая торговля, если она существует в разумных масштабах, имеет массу положительных сторон: широкий ассортимент предлагаемых товаров, гарантированное качество продуктов, достаточно низкие цены, бесплатные пакеты, скидки, возможность купить товары в кредит, удобный, в ряде случаев круглосуточный режим работы.

Апологеты сетевой торговли так описывают в прессе свой магазин: «…люди неторопливо катают по залу тележки, наполняя их недорогими и качественными продуктами, чтобы затем без очереди оплатить покупку в кассе и получить бесплатные пакеты…» И это правда – для Германии и Австрии, Испании и Швеции – стран, где сетевая торговля ограничена законами, а малый бизнес составляет ей естественную конкуренцию. У нас же, как правило, тележки неторопливо катать не получается, т.к. в силу значительного сокращения мелкой розницы магазины полны вынужденных покупателей, которые в условиях занятости почти всей площади магазина товарами с трудом пытаются разминуться.

Полчаса в «Перекрестке» или в питерском «О`Кей» в отдел салатов, 30 человек в кассу «Дикси» - это уже, к сожалению, норма. Качество товаров и услуг в сетях тоже далеко не всегда находится на должном уровне. Хамство, обвесы, обманы, подмена ценников, продажа испорченного или просроченного товара стали столь частым явлением, что «Комсомольская правда» уже регулярно публикует инструкции, «как уберечь в сетевых магазинах свой кошелек и здоровье».

Соблюдение трудового, природоохранного и прочих отраслей законодательства, тоже, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Об удобстве населения и говорить не приходится – теперь, чтобы купить буханку хлеба, пакет молока или пачку стирального порошка, жители ряда районов Москвы вынуждены ехать за тридевять земель или отстаивать огромную очередь в кассу близлежащего сетевого магазина. Ведь торговых палаток и т.н. «магазинов шаговой доступности» становится все меньше.

Огромные потери от чрезмерной сетевизации несет и российский малый бизнес, который и без того находится на грани выживания. Общеизвестна роль малого предпринимательства в структуре среднего класса, и роль последнего – в экономической и социальной стабильности любого государства европейской цивилизации. В этом смысле «сетевое нашествие» в Санкт-Петербурге и Москве уже дает свои плачевные результаты.

В докладе Национального института системных исследований проблем малого предпринимательства «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году» Санкт-Петербург признан самым проблемным городом для малого бизнеса. В такой же ситуации в скором времени окажется и Москва, где тоже объявлена война мелкорозничной торговле. А это отнюдь не способствует росту социального благополучия. Масса людей, занятых в малом бизнесе, потеряла свои рабочие места, а предприниматели разорились и утратили уверенность в завтрашнем дне.

Молодежь, особенно из предпринимательских семей, все чаще отказывается продолжать родительское дело. Насмотревшись, как беспардонно обходятся с малым бизнесом в торговле, предприниматели не рвутся и в другие, жизненно важные для страны отрасли – промышленность и инновации. Осознание того, что твою семью лишили куска хлеба ради сверхприбылей иностранных торговых олигархов также не способствует росту социальной стабильности.

Существенный вклад в дело сетевизации внесло и федеральное законодательство. Принудительная приватизация арендуемых у госструктур помещений заставляет очень многих малых предпринимателей ликвидировать свое дело. Ведь на аукционах по продаже помещений, занимаемых малыми предприятиями, последние практически не имеют шансов на выигрыш по сравнению с представителями крупного бизнеса. Так что в скором времени малый бизнес в Москве и Санкт-Петербурге может исчезнуть совсем.

Сетевая монополизация активно выкручивает руки и местному пищепрому, делая его деятельность нерентабельной и ведя к разорению. Неустойчивыми становятся не только производители торгового оборудования для мелкой розницы и пищепрома, но и весь сектор предпринимателей, ориентированных на предоставление услуг своим имущим коллегам, ставшим неимущими.

Одним словом, безумная сетевизация запустила механизм системного разрушения социально-экономического городского пространства. Правда, мировая практика уже проходила через это: именно в результате подобных разрушительных действий крупнейшего американского сетевика Wal Mart в США специальным законом запрещено строительство гипермаркетов в городах с населением менее 40 тысяч.

Эксперты полагают: для того, чтобы цена за «сетевой рай» не оказалась слишком высокой, необходимо срочно принять федеральный закон о розничной торговле, предусматривающий правовое равенство всех торговых форматов и введение аналогичных европейским антимонопольных мер по отношению к сетям.

Между тем, в повышении цен на основные продукты питания этой осенью некоторые политики обвинили как раз сетевые компании. Так, например, спикер Госдумы Борис Грызлов, находящийся в поездке в Оренбурге, пояснил, что, с его точки зрения, рост цен вызван «сговором компаний-перекупщиков, так называемых сетевых компаний», и потребовал снизить «слишком высокую» рентабельность сетевого ритейла.

Правда, согласны с ним далеко не все. Эксперты говорят, что зачастую цены сетевых магазинов на товары массового спроса ниже, чем на продовольственных рынках, где население с низким уровнем дохода и покупает продукты.

Глава X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка» и «Перекресток») и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис убежден, что сетевая торговля рост цен сдерживает. В частности, на вопрос журналиста «Финансовых Известий», в каких магазинах цены выросли больше, заявил: «В несетевых». Объяснил это Хасис тем, что независимый магазин противопоставить поставщикам, у которых он занимает ничтожную долю в объеме сбыта, не может ничего, поэтому в таких магазинах цены растут намного быстрее. «Если розница слабая, - сказал Лев Хасис, - цены диктуют производители». 


Елена Канардова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости