Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес без теней. «Бизнес-журнал Онлайн», 25 октября 2007 года

16,8% продукции среднее российское предприятие в 2006 году реализовывало в «теневом» секторе рынка, и 38% от его оборота не учитывалось при налогообложении. В целом же за период 2002–2006 годов теневая активность компаний малого и среднего бизнеса существенно снизилась — с 50 до 34,5%. Причем объем продукции, реализованной «по-черному», снизился более значительно, чем объем незаконной «обналички». Таковы результаты исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Более активно «обеляли» свой бизнес в 2002–2006 годах крупные компании. Динамика для предприятий с оборотом больше 50 миллионов рублей такова: 52,6% «черного» оборота в 2006 году против 30,1% в 2002-м. А вот «малыши», по-видимому, вполне комфортно чувствуют себя в тени: они по сравнению с 2002 годом почти не снизили долю незаконного оборота (43,3% против 41,7%).

На что предприятия расходуют неучтенные налоговыми службами средства? По данным НИСИПП, 20% — это зарплата в конвертах, около 20% — «спонсорская помощь» чиновникам, до 15% — расчеты с поставщиками, около 15% — прибыль, 35% — другое. Исследователи заметили любопытную тенденцию: чем глубже предприятие погрязло в «тени», тем медленнее оно переходит на законные рельсы. И наоборот, если доля незаконного оборота компании невелика, она динамично «обеляется». Например, среди предприятий с долей теневого оборота, не превышающей 21%, около 60% готово «начать новую жизнь», если государство снизит налоговые ставки, а среди тех, у кого в тени находится 45–75% средств, таковых лишь 28%. Ну а те предприятия, 80% оборота которых находилось в 2002 году в тени, и вовсе активизируют свою незаконную деятельность.

Между тем большинство компаний имеют неплохой шанс «исправиться» в основном в течение первых шести лет своей работы на рынке: потом этот благой процесс чаще всего останавливается. Показательно также то, что даже те предприятия, которые платят единый вмененный доход и чье налогообложение по идее не зависит от объема легального оборота, почти не отстают в «теневой» активности от среднестатистической российской компании.

Еще одно наблюдение исследователей НИСИПП: чем выше доля скрываемого от налогообложения оборота, тем выше рентабельность предприятия и тем интенсивнее рост зарплаты. Правда, это касается только менеджеров, а вот оплата труда рядовых сотрудников от объема теневого оборота не зависит. Авторы доклада полагают, что нежелание бизнеса выносить свои доходы и расходы на свет божий во многом обусловлено высокими налоговыми ставками и коррумпированностью чиновников. Соответственно, самым эффективным способом подстегнуть процесс «обеления» компаний будет снижение налогообложения. Это позволит предприятиям увеличить объем производимой продукции, а значит, и доходов. Таким образом, у них исчезнет стимул для того, чтобы скрывать свою «бухгалтерию» от ока государства.

По мнению докладчиков, российский бизнес уже «морально готов» к полному отказу от схем ухода от налогообложения, но ему необходим «толчок» со стороны государства. Две трети предпринимателей, по сведениям НИСИПП, согласны сделать деятельность своей компании полностью прозрачной при условии, что так поступят их партнеры. И, наконец, подавляющее большинство бизнесменов (90%) уверены в том, что отсутствие скрываемых от налогообложения доходов — лучший способ повысить деловую репутацию.


Вера Колерова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости