Снижение ЕСН не увеличило собираемость налога
Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения с 1 января 2005 года ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26% не привело к существенному расширению налоговой базы и снижению доли скрытой оплаты труда. Об этом вчера в Санкт-Петербурге на заседании коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) заявила замруководителя ФНС Татьяна Шевцова. Вывод: если налоговый пряник не стал стимулом для легализации зарплат, нужно задействовать кнут. Чем и занимаются налоговики, заметно активизировавшие работу так называемых комиссий по легализации теневых зарплат.
По мнению ФНС, эффективность их работы оказывается куда выше экономических мер стимулирования налогоплательщиков.
По данным Росстата, озвученным на заседании коллегии, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Так, если в 2004 году доля скрытой оплаты труда составляла 25,4%, то в 2005 году выросла до 26,9% (после снижения ЕСН) и сохранилась на этом же уровне в 2006 году. Причем тот факт, что в 2006 году доля теневых доходов налогоплательщиков не увеличилась, налоговики считают полностью своей заслугой. По словам Шевцовой, активная работа налоговых органов наряду с выработкой новых методов работы (создание комиссий по легализации зарплат) позволила в 2006 году стабилизировать долю скрытой оплаты труда.
Как объясняют в ФНС, работа с налогоплательщиками в рамках комиссий построена на изучении и анализе финансово-хозяйственной деятельности и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. К примеру, в 2007 году в зоне риска оказались более 400 тысяч налогоплательщиков, выплачивающих зарплату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от представляющих отчетность. Из них, по данным ФНС на 1 октября 2007 года, более 62% увеличили налоговую базу за счет повышения зарплаты до среднего уровня по отрасли.
Основными отраслями экономики, в которых наблюдается наибольшее сокрытие зарплаты, налоговики называют оптовую и розничную торговлю, строительство, обрабатывающие производства.
Эффективность своей работы налоговики опять же подтверждают данными Росстата. В 2003-2006 годах темп роста зарплат составлял 24-25%, а по прогнозам на 2007 год, не должен был превысить 20%. На деле же за семь месяцев текущего года зарплаты выросли на 28%. Еще быстрее растут поступления налога на доходы физлиц и ЕСН - за девять месяцев 2007 года на 35 и 29% соответственно. При этом почти 20% прироста поступлений по ЕСН (48 млрд рублей), по оценке специалистов ФНС, обеспечила именно легализация зарплат. "Данная сумма является не итогом непосредственно контрольной работы, а результатом качественного анализа и аргументированного диалога с налогоплательщиками", - сообщила вчера пресс-служба ФНС.
"Для страны, которая привыкла жить в конвертах, бессмысленно было снижать ЕСН так, как это было сделано. Нужно отказываться от регрессивной шкалы налога в пользу единой 12-процентной ставки ЕСН", - считает глава экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян.
Активно борются налоговики не только с низкими зарплатами, но и с убыточными организациями. Их тоже приглашают на заседания спецкомиссий. По словам Шевцовой, в первом полугодии 2007 года 20% организаций являлись убыточными, с учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, - 42%. Наибольшие убытки показывают те же оптовая и розничная торговля, строительство и обрабатывающие производства. Для приглашения на заседания комиссий был определен круг из 112,4 тысячи организаций (45% от общего числа убыточных компаний за 2006 год). За девять месяцев 2007 года рассмотрена деятельность 75 тысяч организаций (67% от категории риска), треть из которых в итоге представили уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки на 29 млрд рублей и заявив дополнительно прибыль на 2 млрд рублей.
"Комиссии и все силовые методы хороши против крупных компаний. Но они и так уже на 100% белые. Мелким же компаниям никакие комиссии нипочем. Они открылись-закрылись и не несут никаких рисков. Борьба за легализацию зарплат силовыми методами - путь в никуда", - уверен вице-президент "ОПОРЫ России" Александр Паперно. По его словам, бороться с теневыми зарплатами можно одним способом - экономикой. "Допустим, отменить НДС, который является дополнительным налогом на фонд зарплат", - рассуждает он. По словам Паперно, с каждого рубля зарплаты государство сейчас забирает 71 копейку налогов, из которых 26 копеек - НДС. "Фискальные методы хороши и уже дали свой результат. Дальше же ситуация доходит до смешного: когда комиссия пытается поднять зарплаты налогоплательщиков выше рынка, оперируя какими-то среднерыночными показателями", - заявил эксперт.
Как вывести зарплаты из тени?
Олег Еремеев / председатель Координационного совета объединений работодателей России
Сегодня до 15% зарплат в России серые. Введенный в 2000 году с целью улучшения администрирования сборов в социальные страховые фонды единый социальный налог (ЕСН) привел к утрате страховой природы этих взносов и превратился в налог общего покрытия. Своей социальной задачи налог не выполнил.
Снижение ЕСН не принесло ощутимого результата. По оценкам экспертов, эффективная ставка налога снизилась всего на 3%, так как был повышен порог зарплаты, при которой применяется регрессивная шкала. Для многих средних и малых предприятий нагрузка на фонд оплаты труда даже увеличилась. Необходимо реальное уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда. Речь идет не о механическом снижении ЕСН, а о возврате к страховым принципам формирования социальных фондов. Та часть ЕСН, которая сегодня обеспечивает одинаковые для всех граждан социальные гарантии государства: базовую часть пенсии, пособие на рождение ребенка и так далее, - должна быть выделена в отдельный социальный налог. Ответственность за чисто страховую часть ЕСН по-прежнему должен нести работодатель, в будущем, возможно, на паях с работником.
Михаил Шмаков / председатель Федерации независимых профсоюзов России
Необходимо повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Как только мы выведем МРОТ на уровень не просто прожиточного минимума, но и выше, как минимум 85% теневых зарплат станут белыми. А дальше останутся только зарплаты высших менеджеров, однако это уже отдельная, совершенно другая статья.
Виктор Тюлькин / зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике (фракция КПРФ)
На мой взгляд, выводить зарплаты из тени нужно прежде всего репрессивными мерами. Речь должна идти не просто о системе штрафов, которые сегодня для многих предпринимателей являются приемлемыми, а иногда и просто смехотворными, но о том, чтобы люди, которые не смогли показать себя цивилизованными бизнесменами, лишались права заниматься соответствующей деятельностью. Поскольку в той или иной интерпретации получалось использование принудительного труда и присвоение определенной части его результатов, то есть некоторый элемент рабства. Конечно, элементы «пряника» в данных вопросах тоже должны присутствовать, однако «кнут» должен быть очень и очень суровым.
ВЛАДИМИР БУЕВ / вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Если смотреть на статистику, то снижение ЕСН на легализацию теневой зарплаты, возможно, и не повлияло. Поскольку всем известны применяемые в этих вопросах схемы вроде начисления заработной платы на узкую группу людей и использования выгод регрессивной шкалы. Однако если смотреть на проблему с точки зрения того, что обороты стали проводиться уже не через обналичивающие фирмы, а через начисление зарплат сотрудникам, то я бы не был столь категоричен. Часть средств, которые малый, средний и отчасти крупный бизнес проводил через какие-то совсем черные схемы, сейчас проводятся уже через серые. Поэтому инструмент, который заключается в сокращении так называемых зарплатных налогов - подоходного и ЕСН, может хорошо работать. Чем больше мы сокращаем, тем больше средств выходит из черного сектора. А вообще, существуют и более радикальные подходы, согласно которым оплата всех налогов перекладывается на получателей зарплат. Если бы работодатель вообще не платил ЕСН, а выплачивал все работникам, которые бы потом сами взаимодействовали с государством (такой способ применяется во многих странах мира), тогда бы все грязные схемы ушли в принципе. Конечно, я понимаю, что государству возиться с каждым индивидуальным налогоплательщиком будет достаточно тяжело и какой-то период неразберихи неизбежно будет. Тем не менее работодателю это позволило бы легализовать все объемы своей выручки.
ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ