В ближайшее время в Мурманской области появится первый инновационный бизнес-инкубатор под названием «Футурама». Его основным клиентом станет Кольский научный центр РАН.
Бизнес-инкубатор создается в форме государственного областного учреждения, и сейчас завершается реконструкция здания, где предполагается его разместить. В «Футураме» будут оборудованы офисы для предпринимателей, зал деловых встреч, лекционный зал. Ими смогут воспользоваться более 30 малых предприятий. Организация инкубатора потребовала около 30 млн рублей; 15 млн внесено из федерального бюджета и столько же из регионального.
Бизнес-инкубаторы призваны способствовать развитию малого и среднего бизнеса в стране. Это специальные организации, где молодым компаниям на льготных условиях предоставляются помещения, связь, юридические и консалтинговые услуги. Срок «инкубации» ограничен – через 3 года компании должны окрепнуть и выйти в самостоятельное плавание.
Государственная программа бизнес-инкубаторов направлена прежде всего на поддержку инициатив в научно-технической и производственной сфере. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, сейчас в рамках реализации федеральной программы поддержки малого бизнеса идет работа над 120 бизнес-инкубаторами в 60 российских регионах. Из них открыто 38, создано 5 тыс. новых рабочих мест, на площадях этих бизнес-инкубаторов действует около 500 компаний. 15 инкубаторов являются инновационными.
Создание бизнес-инкубатора в Мурманской области поможет развить инновационный потенциал Кольского научного центра (КНЦ) РАН. Сейчас в регионе уже действуют технопарк «Апатиты» и центр трансфера технологий, они позволяют апробировать новые идеи. Бизнес-инкубатор, как предполагается, позволит тиражировать разработки КНЦ и поставить дело на коммерческую основу.
Работа КНЦ направлена на оптимизацию природопользования в арктических регионах. Главный ученый секретарь КНЦ Анатолий Виноградов рассказал 5-tv.ru, что сейчас проходит апробация вермикулита – мультифункционального сорбента, который может быть использован для эффективной очистки акваторий и территорий от разливов нефти. Также КНЦ разрабатывает, например, новые импульсные технологии разрушения руд и железобетона, что поможет «экологичной» ликвидации старых строений (бетонная крошка и железный лом будут отделяться друг от друга). В планах – развитие сотрудничества со скандинавскими бизнес-инкубаторами и техно-парками, обмен опытом и идеями с коллегами из северных стран.
Анатолий Виноградов высоко оценивает возможности бизнес-инкубатора «Футурама»
Еще одна цель открытия бизнес-инкубатора в Апатитах – вовлечение молодежи в инновационный бизнес. В городе действуют филиалы четырех университетов, выпускники которых и составят кадровый ресурс инкубатора. Как пояснил Анатолий Виноградов, над обучением кадров задумались еще несколько лет назад. Сейчас будущие менеджеры организаций, обучающиеся в филиале ИНЖЭКОНа в Апатитах, прошли спецкурсы в российских и скандинавских университетах, что позволит им активно участвовать в работе инкубатора.
Тепличный бизнес
С момента создания первых бизнес-инкубаторов в России прошло уже больше 10 лет, однако о результатах этой инициативы слышно пока не очень много. Государство далеко не сразу оценило перспективы и возможности этой модели. Однако, как отмечает ведущий аналитик Института финансовых исследований Кирилл Лебедев, как только в стране появились свободные деньги и люди, готовые вкладывать их в перспективные отрасли, развитие бизнес-инкубаторов ускорилось. Этому помогла также стабилизация состояния российской промышленности, появление установки на создание высокотехнологичных производств в ряде отраслей.
Работа бизнес-инкубаторов в России в первую очередь нацелена на стартапы, работающие в инновационных отраслях и связанные с научно-техническими разработками, подчеркивает аналитик Национального института системных исследований проблем предпринимательства Александр Шамрай. Инкубатор обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество ученых, которые поставляют идеи и разработки, и менеджеров, которые берут разработку, реализацию и продвижение бизнес-проекта. Инкубатор облегчает создание предприятия, поиск инвесторов и партнеров.
Поддержка инновационного предпринимательства в последние пять-шесть лет заметно окрепла
Как утверждает Шамрай, в сфере поддержки инновационных начинаний малого и среднего предпринимательства в последние 5-6 лет заметны позитивные сдвиги. Высокотехнологичный бизнес растет как количественно, так и качественно. В основном такие проекты развиваются по венчурной схеме. А бизнес-инкубаторы – явление исключительно позитивное, и много их никогда не будет, считает Шамрай. Немаловажное их достоинство в том, что они не искажают рыночную конкурентную среду, предоставляя шанс для развития начинающим предприятиям. Хотя инкубатор, по сути, является формой скрытого субсидирования, такая субсидия не только помогает конкретному проекту, но и положительно влияет на весь рынок.
По прогнозам Кирилла Лебедева, наибольший потенциал в рамках бизнес-инкубаторов в ближайшем будущем продемонстрируют проекты, связанные с использованием нанотехнологий, хайтек-проекты в области медицины, мобильной техники, компьютерного производства и в ряде других гражданских отраслей промышленности. Основное препятствие для развития бизнес-инкубаторов в России – устойчивый перекос в структуре среднего и малого предпринимательства. Доля предприятий, занимающихся производственной и научно-технической деятельностью, невелика в сравнении с долей торговли. Поэтому перед государством стоит задача не только создавать бизнес-инкубаторы, но и стимулировать спрос на них, улучшать информационное обеспечение инновационных бизнес-проектов.
Где возникают инкубаторы
В последние несколько лет бизнес-инкубаторы часто создаются при вузах. В 2006 году 7 университетов победило в конкурсе на создание бизнес-инкубаторов, и сейчас такие центры работают при таких вузах, как МГУ и Высшая школа экономики. Бизнес-инкубаторы также создаются как функциональные подразделения более крупных организаций, также направленных на поддержку инновационных проектов. Например, распространена практика совмещения бизнес-инкубаторов с техно-парками или научными парками.
Модель технопарка в Казани наглядно показывает, насколько это масштабный проект
Наиболее крупный проект такого рода действует в Зеленограде Московской области. Технопарк на базе Московского государственного института электронной техники открылся там еще 10 лет назад. Это был один из первых проектов в России, нацеленный на поддержку малого бизнеса в инновационной сфере. Сейчас там работает около 40 предприятий научно-технической сферы, специализирующихся на внедрении разработок в области медицины, микроэлектроники, программного обеспечения, оптики, лазерной физики, приборостроения, нанотехнологий. К концу года в Зеленограде будет введено в эксплуатацию здание Центра развития предпринимательства, 6 из 10 этажей которого займет бизнес-инкубатор общей площадью более 3 тыс. кв. м. Место и условия для ведения бизнеса получат еще около 30 малых инновационных предприятий.
Масштабный технопарк и бизнес-инкубатор создаются и в Строгино. Проект, обошедшийся правительству Москвы в 560 млн рублей, направлен на поддержку инновационных идей в области ИТ. Именно здесь ярко проявились типичные проблемы бизнес-инкубаторов. Например, остро стоит проблема заполнения инкубатора резидентами – сейчас занято лишь около 20% его площади.
С одной стороны, к предприятиям, претендующим на место в «строгинском» инкубаторе, предъявляются достаточно высокие требования: компания должна специализироваться в области ИТ, предложить конкретный инновационный проект и иметь собственный план развития. Вероятно, требования к потенциальным резидентам со временем будут смягчаться. С другой стороны, специалисты отмечают, что на самом деле недостатка в молодых предпринимателях и новых идеях нет. Однако системе инкубаторов многие не доверяют. К тому же стремление к быстрому коммерческому успеху приводит к тому, что многие идеи продаются на Запад. Это оказывается проще и выгоднее, чем искать менеджеров и сотрудников, оплачивать их труд, аренду, оборудование и т.д.
Инна Новоженина