С 2002 по 2006 год теневая активность в малом бизнесе заметно снизилась
Какова доля теневой составляющей в малом бизнесе? Расхождения в цифрах, которыми оперируют эксперты, громадны - от 30 до 60 миллиардов долларов. Относительно достоверных данных очень мало. Пробел пытается заполнить Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), который уже несколько лет проводит опросы руководителей малых предприятий - основного места обитания "тени". В настоящее время специалисты института готовят доклад "Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002-2006 гг.". Документ (он имеется в распоряжении редакции) констатирует: "тень" медленно, но верно сдает позиции. С 2002 по 2006 год масштабы теневой деятельности уменьшились с 45 до 38 процентов. Так, теневые продажи упали с 22 процентов от оборота в 2002 году до 17 процентов в 2006-м. Масштаб "обналички" снизился с 26 до 23 процентов. То есть обналичивание стало более важной составляющей теневой деятельности, нежели увод производства в "тень" (в 2002 году доля обналичивания практически совпадала с долей теневых продаж - 23 и 26 процентов).
Кому выгодно?
Опрос (респондентами стали руководители 804 предприятий) проводился в Калининграде, Новгороде, Томске, Перми, Красноярске, Калуге, Новосибирске. Теневая деятельность оценивалась как сумма двух основных составляющих - продажа продукции "вчерную" и "обналичка".
- Принимая во внимание, что руководитель вряд ли ответит на прямые вопросы типа "сколько вы укрываете от налогообложения", основная часть вопросов задавалась в отношении ситуации на "типичном малом предприятии, работающем в том же сегменте рынка", - поясняют авторы.
Как показало исследование, динамика теневой активности серьезно зависит от оборота предприятия. У более крупных (от 10 миллионов в год) теневая активность снижается, причем значительно. И чем крупнее предприятие, тем сильнее выражена эта тенденция. Увы, у небольших фирм (оборот менее 500 тысяч) в 2006 году отмечался рост теневой активности - им все труднее выживать в условиях стабилизирующегося рынка, соответственно они вынуждены принимать на себя большие риски. Тем не менее вклад крупных предприятий в общий оборот намного выше, присущая им динамика и определяет общую тенденцию к выходу малого бизнеса из "тени".
Увы, с ростом теневого сектора растет и рентабельность. У предприятий с самой высокой долей "тени" (более 76 процентов) она составляет 44 процента.
Влияет "тень" и на уровень заработной платы. Причем выигрывают от этого топ-менеджеры, а не рядовые сотрудники. На предприятиях с самыми низкими объемами теневой деятельности зарплата менеджеров в среднем - 12,3 тысячи рублей в месяц, на предприятиях с объемом теневого оборота 45-75 процентов она равна 15,5 тысячи. А вот рядовые работники ничего не выигрывают - их зарплата колеблется от 7,5 до 8,2 тысячи.
Чаще всего работают в "тени" предприятия, оказывающие услуги производственного назначения и услуги населению, - около 43 процентов (вероятно, скрыть от контролирующих органов факт предоставления услуги относительно легко).
Размеры теневой активности "малышей" существенно различаются по регионам. К примеру, в 2002 году обе составляющие теневого сектора - продажи и обналичивание - были самыми высокими в Красноярске. Однако к 2006 году показатели значительно снизились. Динамика улучшения ситуации наиболее благоприятна именно в этом регионе. В 2006 году лидером по обеим "теневым составляющим" стал Новосибирск.
Эх, налоги
Одной из важнейших причин ухода в тень руководители (около 50 процентов) называют высокие налоговые ставки. Причем для крупных предприятий (примерно 57 процентов) это играет более важную роль, чем для небольших (42-43 процента).
Масштабы теневой активности выше всего у предприятий, которые еженедельно контактируют с представителями налоговой инспекции. Для них средняя величина теневого оборота - 46 процентов. Однако не стоит делать скоропалительных выводов. Вероятно, более частые контакты с налоговиками связаны с большим количеством проверок. То есть инспекторы скорее всего обладают информацией о масштабах теневой активности, накопили немалое количество вопросов по налоговому администрированию.
Если налоговое бремя будет существенно уменьшено, около половины бизнесменов (46 процентов) намерены полностью отказаться от работы в теневом секторе. Еще 37 процентов готовы "существенно сократить" масштабы этой деятельности, а 77 процентов "увеличат темпы роста бизнеса".
О борзых щенках
Вторая по важности причина ухода в тень - коррумпированность госаппарата. Справедливости ради отметим: доля фирм, выплачивающих взятки, снизилась с 58 процентов в 2002 году до 54 в 2006-м. Тем не менее необходимость "неформальных выплат" при получении лицензий, сертификатов, разрешений создает необходимость в неучтенных наличных средствах, тем самым подталкивая бизнес к "тени".
Только 35 процентов предпринимателей отметили, что чиновники никогда не предлагали им "неформальные пути решения" в ситуации, когда выявлено нарушение. Примерно столько же (34 процента) утверждают, что с подобными предложениями они сталкивались редко. Пятая часть бизнесменов получают предложения решить вопрос неформально примерно в половине случаев. Ответ "часто" или "практически всегда" выбрали 10 процентов.
Чаще других получают предложения от чиновников предприятия розничной торговли - 75 процентов. А вот 43 процента предприятий, выпускающих потребительские товары и услуги производственного назначения, подобных предложений не слышали никогда.
Чаще всего сталкиваются с коррупцией в Новосибирске - 80 процентов. Самый низкий показатель в Новгороде - 34.
Увы, предприниматели также "склонны к сотрудничеству" в данной сфере. Только 20 процентов из них всегда пытаются решить вопрос в рамках официальных правил, зато 11 процентов практически всегда пытаются решить вопрос неформально.
Причины ухода "в тень" (в процентах)
Жанна Трофимова