Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Из тени - в свет. "Российская Бизнес-газета" №631 от 27 ноября 2007

С 2002 по 2006 год теневая активность в малом бизнесе заметно снизилась

Какова доля теневой составляющей в малом бизнесе? Расхождения в цифрах, которыми оперируют эксперты, громадны - от 30 до 60 миллиардов долларов. Относительно достоверных данных очень мало. Пробел пытается заполнить Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), который уже несколько лет проводит опросы руководителей малых предприятий - основного места обитания "тени". В настоящее время специалисты института готовят доклад "Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002-2006 гг.". Документ (он имеется в распоряжении редакции) констатирует: "тень" медленно, но верно сдает позиции. С 2002 по 2006 год масштабы теневой деятельности уменьшились с 45 до 38 процентов. Так, теневые продажи упали с 22 процентов от оборота в 2002 году до 17 процентов в 2006-м. Масштаб "обналички" снизился с 26 до 23 процентов. То есть обналичивание стало более важной составляющей теневой деятельности, нежели увод производства в "тень" (в 2002 году доля обналичивания практически совпадала с долей теневых продаж - 23 и 26 процентов).

Кому выгодно?

Опрос (респондентами стали руководители 804 предприятий) проводился в Калининграде, Новгороде, Томске, Перми, Красноярске, Калуге, Новосибирске. Теневая деятельность оценивалась как сумма двух основных составляющих - продажа продукции "вчерную" и "обналичка".

- Принимая во внимание, что руководитель вряд ли ответит на прямые вопросы типа "сколько вы укрываете от налогообложения", основная часть вопросов задавалась в отношении ситуации на "типичном малом предприятии, работающем в том же сегменте рынка", - поясняют авторы.

Как показало исследование, динамика теневой активности серьезно зависит от оборота предприятия. У более крупных (от 10 миллионов в год) теневая активность снижается, причем значительно. И чем крупнее предприятие, тем сильнее выражена эта тенденция. Увы, у небольших фирм (оборот менее 500 тысяч) в 2006 году отмечался рост теневой активности - им все труднее выживать в условиях стабилизирующегося рынка, соответственно они вынуждены принимать на себя большие риски. Тем не менее вклад крупных предприятий в общий оборот намного выше, присущая им динамика и определяет общую тенденцию к выходу малого бизнеса из "тени".

Увы, с ростом теневого сектора растет и рентабельность. У предприятий с самой высокой долей "тени" (более 76 процентов) она составляет 44 процента.

Влияет "тень" и на уровень заработной платы. Причем выигрывают от этого топ-менеджеры, а не рядовые сотрудники. На предприятиях с самыми низкими объемами теневой деятельности зарплата менеджеров в среднем - 12,3 тысячи рублей в месяц, на предприятиях с объемом теневого оборота 45-75 процентов она равна 15,5 тысячи. А вот рядовые работники ничего не выигрывают - их зарплата колеблется от 7,5 до 8,2 тысячи.

Чаще всего работают в "тени" предприятия, оказывающие услуги производственного назначения и услуги населению, - около 43 процентов (вероятно, скрыть от контролирующих органов факт предоставления услуги относительно легко).

Размеры теневой активности "малышей" существенно различаются по регионам. К примеру, в 2002 году обе составляющие теневого сектора - продажи и обналичивание - были самыми высокими в Красноярске. Однако к 2006 году показатели значительно снизились. Динамика улучшения ситуации наиболее благоприятна именно в этом регионе. В 2006 году лидером по обеим "теневым составляющим" стал Новосибирск.

Эх, налоги

Одной из важнейших причин ухода в тень руководители (около 50 процентов) называют высокие налоговые ставки. Причем для крупных предприятий (примерно 57 процентов) это играет более важную роль, чем для небольших (42-43 процента).

Масштабы теневой активности выше всего у предприятий, которые еженедельно контактируют с представителями налоговой инспекции. Для них средняя величина теневого оборота - 46 процентов. Однако не стоит делать скоропалительных выводов. Вероятно, более частые контакты с налоговиками связаны с большим количеством проверок. То есть инспекторы скорее всего обладают информацией о масштабах теневой активности, накопили немалое количество вопросов по налоговому администрированию.

Если налоговое бремя будет существенно уменьшено, около половины бизнесменов (46 процентов) намерены полностью отказаться от работы в теневом секторе. Еще 37 процентов готовы "существенно сократить" масштабы этой деятельности, а 77 процентов "увеличат темпы роста бизнеса".

О борзых щенках

Вторая по важности причина ухода в тень - коррумпированность госаппарата. Справедливости ради отметим: доля фирм, выплачивающих взятки, снизилась с 58 процентов в 2002 году до 54 в 2006-м. Тем не менее необходимость "неформальных выплат" при получении лицензий, сертификатов, разрешений создает необходимость в неучтенных наличных средствах, тем самым подталкивая бизнес к "тени".

Только 35 процентов предпринимателей отметили, что чиновники никогда не предлагали им "неформальные пути решения" в ситуации, когда выявлено нарушение. Примерно столько же (34 процента) утверждают, что с подобными предложениями они сталкивались редко. Пятая часть бизнесменов получают предложения решить вопрос неформально примерно в половине случаев. Ответ "часто" или "практически всегда" выбрали 10 процентов.

Чаще других получают предложения от чиновников предприятия розничной торговли - 75 процентов. А вот 43 процента предприятий, выпускающих потребительские товары и услуги производственного назначения, подобных предложений не слышали никогда.

Чаще всего сталкиваются с коррупцией в Новосибирске - 80 процентов. Самый низкий показатель в Новгороде - 34.

Увы, предприниматели также "склонны к сотрудничеству" в данной сфере. Только 20 процентов из них всегда пытаются решить вопрос в рамках официальных правил, зато 11 процентов практически всегда пытаются решить вопрос неформально.

Причины ухода "в тень" (в процентах) 

Жанна Трофимова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости