Столичные власти первыми озадачились принятием собственного закона, призванного поддерживать в Москве малое предпринимательство. Подготовленный законопроект был подвергнут конструктивной критике экспертов, чье мнение будет учтено в конечном варианте документа.
Москва-первопроходец
Принятый летом Закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обозначил приоритеты государства в формировании политики по поддержке бизнеса. Однако этот документ является рамочным и определяет только общие условия функционирования и поддержки малого и среднего предпринимательства. Принятие городского закона позволит более детализованно прописать различные меры и способы поддержки малого предпринимательства с учетом московской специфики. Несмотря на то что документ должен соответствовать федеральному закону, это не означает, что он должен быть слепком с него, говорит председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы Александр Иоффе:
— Закон должен быть достаточно подробным, конкретным и определенным. Если московские власти разработают хороший закон, то он может стать моделью для других регионов, которые будут принимать подобные документы. И в этом смысле наша работа носит еще и миссионерский характер.
Представленный на рассмотрение Общественно-экспертного совета законопроект, по словам разработчиков, предлагает новации по содействию развитию малого бизнеса. В частности, в документе выделены приоритетные социально-экономические сферы поддержки и их особенности. Это инновации в промышленном производстве, ремесленная деятельность, внешнеэкономическая деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность в сфере ЖКХ, межрегиональное сотрудничество и межрегиональные связи, а также молодежное предпринимательство.
Основным разработчиком законопроекта является Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. По словам старшего специалиста учреждения Алексея Шестоперова, в документе предусмотрена статья об объединенном реестре субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки:
— Такое требование содержит федеральный закон. Мы постарались учесть данное положение в городском законе и предлагаем создать объединенный перечень.
Используем накопленный опыт
Несмотря на положительные отзывы о законопроекте со стороны разработчиков, члены Общественно-экспертного совета предложили свои варианты совершенствования документа. В процессе обсуждения был затронут и порядок создания реестра субъектов малого предпринимательства. Эксперты предложили вести перечень с учетом многолетнего положительного опыта в Москве. Но поскольку ведение реестра в Москве регламентируется постановлением правительства и происходит в режиме «одного окна», не будет ли это перекликаться между собой, выразили озабоченность эксперты.
Алексей Шестоперов отметил, что в вопросе ведения реестров законодатели сильно зависят от мнения российского правительства. Ведь именно оно, согласно закону № 209-ФЗ, должно издать постановление, определяющее порядок ведения реестра получателя поддержки, считает разработчик:
— В нашем законопроекте мы попытались создать норму, устанавливающую объединенный реестр. Но пока не совсем понятно, насколько она будет сочетаться с постановлением правительства. Хотя на данный момент особых противоречий нет — будет создан единый реестр, который включит в себя ряд подсистем: субъекты малого и среднего предпринимательства, организации из структуры поддержки, а также подсистему, связанную с получателями помощи.
Однако не только проблема ведения реестров вызвала споры среди специалистов. Для президента Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» Елены Емельяновой немаловажным показался вопрос о формах и особенностях поддержки малого предпринимательства. Один из таких способов содействия — расширение связей с региональными и зарубежными партнерами. Однако, по мнению Елены Емельяновой, в законопроекте следует объединить статьи о поддержке межрегиональной и международной деятельности. Дело в том, что расширение в регионы и за рубеж, как правило, интересует организации в комплексе.
В ответ Алексей Шестоперов пояснил, что, определяя приоритеты, разработчики старались следовать двум принципам. Во-первых, пытались учесть положения закона № 209-ФЗ, а во-вторых — использовать положительный опыт в столице, накопленный в сфере поддержки предпринимательства, продолжил докладчик:
— В связи с этим идею по поводу объединения статей считаю неправильной, поскольку в федеральном законе есть статья о развитии международных связей. И мы ее учитываем в нашем законопроекте и добавляем в статью о развитии межрегиональных связей.
О самом наболевшем...
Согласно законопроекту, поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться по нескольким направлениям: имущественное, финансовое, информационное, правовое, консультационное, а также образовательное. Только экспертов беспокоит, как малый бизнес будет обеспечен помещениями. Ведь в документе указано, что власти будут передавать предпринимателям во владение или пользование госимущество: земельные участки, здания, строения и сооружения, нежилые помещения и прочее. Кроме того, в статье 13 законопроекта прописаны значительные преимущества для фирм: например то, что никто кроме малого бизнеса не имеет права пользоваться выделенными участками.
Однако пока не совсем ясно, какая именно организация будет вести список имущественных объектов. В законопроекте такого пункта нет, утверждает председатель Общества купцов и промышленников России Александр Дударенко:
— Без определения ответственного ведомства все преференции станут пустыми словами. Ситуация будет выглядеть так: все помещения выведут из состава Департамента имущества и распродадут. В результате малому бизнесу скажут, что помещений для него нет.
Неопределенность может привести к тому, что за это право начнут бороться Департамент имущества, Территориальное агентство по регулированию землепользования, различные комиссии по распределению и другие ведомства. Поэтому, считает Александр Дударенко, в закон обязательно надо внести пункт, что имущественную поддержку, а именно составление реестра всех помещений для малого бизнеса, должен осуществлять столичный Департамент имущества.
На предложение эксперта Александр Иоффе отметил, что ситуация с определением ответственного ведомства в законе выглядит двояко:
— С одной стороны, необходимо прописать данные нормы более конкретно. А с другой — законодательная технология такова, что мы не можем поименно называть в законе какие-то органы власти. Формировать ответственные органы — задача правительства. Безусловно, надо вносить определенные предложения в Госдуму и правительство, которые могли бы снять эти вопросы.
У «малышей» — налоговые сложности |
Преждевременная инициатива?
Увлеченную дискуссию членов Общественно-экспертного совета о судьбах законопроекта прервал один из присутствующих. Он предложил не торопиться с принятием городского документа. Дело в том, что сейчас в Госдуме находятся на рассмотрении несколько проектов, которые рассматриваются как пакет дополнений к закону № 209-ФЗ, отметил эксперт:
— Будет отлично, если примут два нынешних законопроекта, которые находятся на рассмотрении в Госдуме. Первый закон предусматривает право регионов передавать малому бизнесу арендуемое имущество вне конкурса. Второй закон регламентирует образование фондов поддержки малого предпринимательства и является как бы хвостиком к закону № 209-ФЗ. У регионов в таком случае будет выбор.
Эксперт продолжил, что в любом случае федеральный закон № 209 будет превалировать над местным. И если чиновники поторопятся и примут закон Москвы, его все равно придется потом менять. Поэтому следует все тактически правильно рассчитать, ведь чрезвычайно важно, по какому пути пойдет столица. Пока же разработка городского закона о малом и среднем бизнесе идет полным ходом.
Игорь Бондаренко