В краевом министерстве торговли и развития предпринимательства разрабатываются закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае» и целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008–2010 годы».
Напомним, что в первом чтении закон и концепция (идеология) программы были рассмотрены на январском заседании Законодательного собрания. Концепция благополучно принята, а вот закон был депутатами отправлен на доработку.
Как посчитали многие парламентарии, в определении и проведении краевой политики по поддержке малого бизнеса разработчики отдали слишком много прерогатив исполнительной власти. Однако законодатели решительно не хотят оказаться в стороне. Тем более после того, как в своих «прощальных» выступлениях президент Владимир Путин неоднократно подчеркнул необходимость создания для малого предпринимательства в России максимально благоприятного климата.
Но одно дело – заверения федералов, другое – позиция регионалов: до недавнего времени краевые власти не проявляли особого интереса к малым формам частной инициативы. Дескать, мелкие торговцы, парикмахеры и таксисты проживут и без государственной поддержки, а остальные вольны побираться на аутсорсинге с бюджетного плеча.
Вряд ли «местные» действительно переосмыслили свое отношение к малому бизнесу, но высочайший мейнстрим обязывает. К тому же не нужно особой наблюдательности, чтобы заметить: соседний Китай, где, разумеется, тоже существуют крупные государственные корпорации, завалил весь мир товарами, произведенными, главным образом, скромными китайскими частниками, освоившими не только изготовление носков и спортивных костюмов, но и высокие технологии.
В общем, тот факт, что исполнительная власть края повернулась лицом к малому и среднему предпринимательству, для некоторых пермских парламентариев стал поистине откровением. «Еще год назад, – заметил депутат Вадим Чебыкин, – администрация края демонстрировала полное непонимание актуальности проблематики малого бизнеса. Сейчас мы, по крайней мере, видим, что, во-первых, и департамент в министерстве создан соответствующий, во-вторых, начинают появляться документы, которые уже можно обсуждать и над ними работать».
Можно поспорить о том, кому «рулить» краевой политикой по развитию малого бизнеса или о том, зависит ли здесь вообще что-то от региональных парламентариев. Беда в том, что самих-то предпринимателей эти политические нюансы интересуют меньше всего. Людей, собирающихся открыть или расширить собственное дело, прежде всего беспокоят три вещи: прозрачность будущей программы, эффективность ее мероприятий и объем финансирования.
Согласно проекту программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008–2010 годы» планируется направить более полумиллиарда рублей. Много это или мало?
Сравним: финансирование аналогичной программы в Татарстане только в 2001–2004 годах составило 522 млн рублей. Сегодня в республике действует новая программа (на 2005–2010 гг.) с еще большим объемом финансирования. Но дело ведь не только в средствах, а в том, насколько они реально меняют ситуацию.
По данным УФНС по Татарстану на 1 января 2005 года, в республике зарегистрировано 34 944 малых предприятия и 130 146 индивидуальных предпринимателей. Сумма доходов от реализации товаров, работ и услуг, произведенных ими, в 2004 году возросла на 64% по сравнению с 2003 годом и составила 126,6 млрд рублей, что почти в три раза превысило сумму доходов, полученных в 2001 году. Говоря языком Хрюна и Степана, внушаить!
И еще: в татарстанской программе дан детальный анализ положения дел с развитием предпринимательства в регионе, соотношения динамики инвестиций (в т. ч. государственных) и прибыли, а также налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
В проекте программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае» подобной информации крайне мало.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (Москва), в 2006 году Пермский край занимал 51 место (т. е. в нижней половине таблицы) в России по количеству малых и средних предприятий – 437 единиц на 100 тыс. жителей. Между тем по объему оборота (188 млрд 170 млн рублей) малое и среднее предпринимательство в Пермском крае находится уже на 12 месте в России.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, по состоянию на 1 января 2007 года на его территории осуществляют свою деятельность 12,1 тыс. малых и средних предприятий (почти втрое меньше, чем в Татарии еще в 2005 году) и 67,8 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Неудивительно, что основными целями программы развития малого и среднего предпринимательства в Прикамье провозглашаются «увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте и повышение конкурентоспособности данного сектора в экономическом потенциале Пермского края».
Из забавного. Депутаты увлеклись конкретикой о том, какой именно малый бизнес надо поддерживать (может, только тот, что «завязан» на крупную промышленность), забыв, что рамочный закон по малому бизнесу они даже еще и не приняли.
Анатолий Москвин