Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Отложенный экспорт. AlfaNews.Ru - портал свежих новостей, 4 марта 2008

Сегодня большинство малых предприятий Южного округа рассматривает зарубежные рынки в основном как дополнительные площадки для сбыта продукции. Но со вступлением России в ВТО роль экспорта в их деятельности может возрасти

За январь-сентябрь 2007 года объём экспорта в ЮФО по сравнению с предыдущим годом вырос на 27,5% и составил 8,5 млрд долларов. Львиную долю в нём занимает продукция крупных предприятий нефтяного, металлургического и продовольственного секторов, а экспортные операции малого бизнеса пока находятся в зачаточной стадии. При этом результаты социологических опросов говорят о заинтересованности небольших участников экономической деятельности в выходе на рынки не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Однако для воплощения этих идей в жизнь необходимо разрешить ряд проблем как технического, так и институционального характера, которые всё ещё являются существенным барьером для малых предприятий-участников внешне­экономической деятельности (ВЭД). Тем не менее, несмотря на существующие преграды, у малого бизнеса есть все шансы для увеличения своей доли в суммарном экспорте Южного округа уже в ближайшие годы, а в особенности после вступления России в ВТО.

Государственная гомеопатия

В целом экспорт Южного федерального округа представлен девятью отраслями (см. график). Оценка реальной доли экспорта малого бизнеса в каждой из этих отраслей - дело нелёгкое. Во-первых, в таможенных службах статистика ведётся агрегированно, что не позволяет отдельно выделить объёмы экспорта малых предприятий. Во-вторых, именно в малом бизнесе преобладают "серые" и челночные схемы отгрузки товаров за границу, что существенно искажает объективную картину объёмов экспортируемых товаров. Тем не менее, по различным оценкам, в зависимости от сферы производства, доля малого бизнеса в отраслевом экспорте потенциально может доходить до 50% (например, по номенклатурам рыбных, пищевых товаров, кормов для животных, алкоголя и т. д.). У самих же предприятий малого бизнеса ЮФО, в среднем, доходы от экспорта гораздо ниже.

Исследования информационно-консультационного центра "Бизнес-Тезаурус" показывают, что существует целый ряд проблем, возникающих перед малым бизнесом - участником ВЭД, которые, по всей видимости, не дают ему возможности значительно увеличить долю доходов от экспортных операций. Наряду с общими проблемами, свойственными малому бизнесу (такими, как кадровое обеспечение, налого­обложение, бюрократические процедуры, коррупция и завышенная ставка процента по кредитам), "маленькие" участники ВЭД сталкиваются и с некоторыми специфическими препятствиями. К наиболее существенным из них можно отнести проблемы возмещения НДС, сложности, связанные с сертификацией продукции за рубежом и оформлением экспортных операций. Примечательно, что опросы показывают: прохождение таможенных процедур в большинстве случаев не является проблемой для предприятий малого бизнеса, хотя стоимость этой процедуры всё ещё высока. Остальные же затруднения явно могут быть устранены муниципальными и государственными властями, главное - определить цели.

Сегодня малый бизнес и так находится в центре внимания государственной политики, однако большинство программ по его поддержке всё ещё не даёт заявленных результатов. Это очень существенная проблема, так как в сегодняшней экономике Юга малому бизнесу в осуществлении экспортных операций необходима как материальная, так и административная помощь.

Нынешняя региональная корпоративная структура имеет умеренную степень концентрации. Коэффициент CR3, характеризующий долю трёх крупнейших компаний отрасли, в ЮФО для оптовой торговли равен 20%, транспорта и связи - 25%, для строительства - 15% и т. д., а на долю 150 крупнейших предприятий Юга приходится до половины ВРП (по данным рейтинга крупнейших предприятий ЮФО, составленного "Экспертом ЮГ" совместно с "Эксперт РА"), что создаёт весомые технологические барьеры для малых предприятий. Отдача от масштаба существующих производств, сформировавшаяся клиентура и возможность альтернативного финансирования инновационных проектов являются основными конкурентными преимуществами крупного бизнеса, в то время как для малого бизнеса таковым выступают точечные высокотехнологичные производства.

По результатам исследований упомянутого центра, из форм реально действующей государственной поддержки (хотя и не повсеместно) наиболее положительно малым бизнесом - участником ВЭД - оценивается субсидирование части процентной ставки по заёмным средствам, будь то обычное кредитование или лизинг. Не менее эффективными мерами считаются участие в выполнении федеральных заказов и программах повышения квалификации кадров на льготных условиях, а также информационно-консультационная поддержка. Наряду с такой "стандартной" помощью, существуют и специальные меры государственной поддержки, направленные на улучшение условий функционирования экспортно-ориентированных предприятий малого бизнеса. По результатам опросов, наиболее востребованными из них признаны полное или частичное финансирование затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, субсидии на возмещение части затрат, связанных с сертификацией услуг и выполнением обязательных требований законодательств двух стран, а также консультационная поддержка, нацеленная на освещение и разъяснение наиболее проблемных вопросов (оформление таможенных процедур, экспортных операций, вопросы возмещения НДС и т. д.).

Проблему выбора эффективной стратегии поддержки малого предпринимательства в его внешнеэкономической деятельности следует решать на уровне администраций субъектов, приняв во внимание сложившиеся в этих регионах специфические условия функционирования бизнеса. Схожая позиция была озвучена губернатором Краснодарского края Александром Ткачёвым на конференции, посвящённой перспективам развития малого предпринимательства на Кубани: "Расширение сферы деятельности инновационных и экспортно-ориентированных предприятий должно стать основным сектором поддержки на период 2008-2010 годов", - заявил губернатор. Кроме того, ряд администраций на Юге уже реализуют программы поддержки местных производителей при вступлении в ВТО. Так, в Волгоградской областной целевой программе по развитию АПК на 2007-2010 годы предусмотрено 32 млн рублей на частичное возмещение затрат по сертификации аграрного производства по международным стандартам менеджмента качества ISO, а также на соответствующую подготовку специалистов.

Несмотря на большую долю сельского хозяйства в ВРП Юга и возможности формирования в этой сфере устойчивых экспортных отношений, пока что малый бизнес рассматривает как более перспективные другие отрасли, порой даже те, которые технологически предназначены для бизнеса крупного и среднего, например, машиностроение и чёрную металлургию. Основными проблемами при экспорте сельскохозяйственной продукции остаются поиск зарубежных партнёров и сложности в информировании участников сельскохозяйственного рынка о потребностях и стандартах внутреннего рынка России и зарубежья. Если с этими трудностями удастся справиться, то округ, скорее всего, ждёт всплеск экспортной активности малых предприятий в данной отрасли. Обнадёживает и то, что в экономически развитых регионах ЮФО живой интерес со стороны малого бизнеса вызывает экспорт компьютерных и телекоммуникационных услуг, которые по своей природе являются инновационными и высокотехнологичными. Особо следует подчеркнуть потенциал малых предприятий туристической отрасли Северного Кавказа, рост экспорта услуг которых прямо пропорционален улучшению политической и социальной ситуации в регионе.

Пока малый бизнес занимает столь скромное место в экспорте товаров и услуг ЮФО, государственная поддержка должна носить в первую очередь консультационный характер. Малые предприятия всё ещё не готовы переориентироваться на экспорт продукции и придавать доходам от него первостепенное значение. Основным стимулом для использования всего арсенала государственной поддержки выступит присоединение России к ВТО, все последствия которого осознаются пока ещё очень немногими предприятиями малого бизнеса.

Ужасы ВТО

Вступление России в ВТО преследует достижение ряда целей, необходимость и целесообразность большинства из которых до сих пор как-то смутно осознаётся представителями малого бизнеса. Среди этих целей - расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения российской законодательной системы в соответствие с нормами ВТО. Польза от участия в выработке правил международной торговли с учётом национальных интересов и улучшения имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли воспринимается малым бизнесом вообще как нечто эфемерное. Несмотря на то что вступление в ВТО приведёт к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, большинство игроков склонны думать об интеграции только в этом аспекте. Из всех последствий присоединения к всемирной торговой организации малый бизнес особо волнует пока лишь одно - угроза конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения притока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок. Вполне понятно, что для отдельно взятого предприятия, будь то малое или среднее, рост конкуренции уверенности в завтрашнем дне и радости не вызывает.

По вполне понятным причинам, при обсуждении проблем международной торговли наибольший вес имеет мнение крупного бизнеса, обладающего лоббирующими возможностями, интересы же малого бизнеса учитываются значительно в меньшей степени. Отчасти поэтому беспокойство последнего кажется обоснованным. В отличие от крупного бизнеса, малый как "создание более ранимое и нежное" менее остальных субъектов рынка защищён от влияния различного рода потрясений и колебаний экономической конъюнктуры. Его развитие в большей степени зависит от изменений цен и тарифов на товары и услуги монополистов, от валютных курсов, налоговых ставок, инфляции и др. И присущая малому бизнесу гибкость здесь не помогает. Как никакой другой сегмент российского рынка, компании малого бизнеса опасаются, что в результате присоединения к ВТО они разорятся, так как производимая ими продукция не выдержит давления растущей иностранной конкуренции.

Однако при анализе того влияния, которое окажет на бизнес интеграция России в мировое экономическое пространство, правильнее изучать его в отраслевом аспекте, а не с позиций размера бизнеса. Несмотря на то, что экономика в целом выигрывает, отдельные отрасли могут проиграть от вступления. Значимое влияние присоединение России к ВТО может оказать лишь на ограниченное число рынков. Ещё несколько лет назад к таковым относили кондитерские изделия, рыбную продукцию, косметические изделия, ковры и ковровые изделия, телевизоры, тракторы, шины, холодильники, легковые автомобили, фанеру, ДСП и ДВП, мясо и птицу, полимерные плёнки, одежду, минеральные удобрения, пряжу, чай и кофе в обработанном виде. Сегодня большинство из этих рынков, с одной стороны, получили значительные иностранные инвестиции, а с другой, уже подготовлены к новой ситуации постепенным ослаблением протекционистских мер.

Самые серьёзные последствия интеграция в международное экономическое пространство будет иметь там, где вытесняемые импортом предприятия являются градо или бюджетообразующими. Болезненнее всего, таким образом, она скажется на тех регионах, где преобладает лёгкая промышленность. Юг к ним не относится. Наибольшие сложности вступление в ВТО принесёт здесь отдельным отраслям, среди которых можно отметить, скажем, производство тракторов и поставку шин в Волгоградской области. Временные сложности могут возникнуть в крупных "перевалочных точках" международных товаропотоков, сконцентрированных в Краснодарском крае.

В целом существенных потрясений малому бизнесу на Юге от вступления в ВТО ждать не стоит. Иностранные компании не сразу придут на Юг, что отчасти вызвано отсутствием требуемого уровня развития транспортной инфраструктуры. Проблематичные ситуации сложатся на отдельных рынках только в случае снижения темпов экономического роста. Во многих отраслях объём импорта увеличится в основном за счёт роста регистрируемого импорта, благодаря сокращению использования серых схем в целях уклонения от декларирования по мере снижения пошлин, а не за счёт появления новых товарных потоков. Выполнение возможных обязательств в области доступа на рынок вряд ли приведёт к существенным экономическим последствиям для южного малого бизнеса в целом. И в этом смысле позиция тех его представителей, которые вообще не обеспокоены последствиями присоединения к ВТО, полагая, что на их деятельность это не окажет существенного влияния, вполне разумна.


Арина Барсукова 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости