Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бизнес-демография. Сайт ВЦИОМ - Всероссийского центра изучения общественного мнения, 11 марта 2008

Ведомости, 11.03.08

Президенты России и вслед за ними правительство озаботились тяжелым положением малого бизнеса. В очередной раз делается непростая попытка «хорошими» бюрократическими процедурами побороть «плохие» бюрократические процедуры.

На последнем заседании госсовета Владимир Путин сокрушался по поводу проблем предпринимателей: «До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить с взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам — к кому только не нужно ходить, ужас какой-то просто!» По поручению Путина Минэкономразвития и Минфин разрабатывают меры поддержки малого бизнеса. Премьер Виктор Зубков дважды поднимал эту тему на последних заседаниях правительства, поддержал инициативы «Опоры России» и создал совет по малому предпринимательству с вице-премьером Александром Жуковым во главе.

На 1 июля 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий в России составило 1 133 800, что на 10,2% больше, чем на 1 июля 2006 г. На 100 000 жителей у нас приходится 790,2 малого предприятия — тоже рост по сравнению с 1 июля 2006 г.: на 72,9 единицы. Но это на порядок ниже, чем в развитых экономиках.

Список мер, над которыми работают чиновники, впечатляет: тут и сокращение времени и количества проверок, и упрощение системы налогообложения, и облегчение доступа к инфраструктуре (помещения и сети естественных монополий), и облегчение доступа к финансовым ресурсам институтов развития.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, главным фактором ухода «в тень» для малого бизнеса являются высокие налоги, затем следует коррупция в госорганах, затем — работа «в тени» бизнес-партнеров.

Прошлогоднее исследование делового климата в России (РСПП совместно с ВЦИОМ) показало, что важнейшие для малого бизнеса факторы предприниматели оценивают так: возможность создания бизнеса «с нуля» — 2,88 (по 7-балльной шкале), защищенность частной собственности — 2,94, свобода от коррупции — 3,03, законодательная база — 3,17, налоговое администрирование — 3,59, надзор и контроль — 3,63, деятельность региональных властей по развитию инфраструктуры — 3,73, отношение населения к предпринимателям — 3,86.

Опрос предпринимателей в Ростовской области (проведен центром «Бизнес-Тезаурус») показал, что в среднем на бюрократические процедуры бизнесмены тратят 12,5% рабочего времени и эта доля растет.

Растут и затраты. В рейтинге проблем на первом месте оказались проверки надзорных органов, на втором — доступ к внешнему финансированию, на третьем — коррупция.

Любопытно сравнить структуру забот предпринимателя из российской глубинки и из американской. По данным опроса малых предпринимателей из 12 городков штата Миссури, проведенного Университетом Миссури, для американцев наиболее важны соблюдение местной властью правил игры, сочувственное отношение соседей (которые являются основными клиентами), развитость деловой инфраструктуры и доступность «быстрого» интернета. Уровень поддержки властей, приближенность к крупным рынкам, доступность финансовых ресурсов на бизнес-климат практически не влияют.

Конечно, им там легко, у них исторически малый бизнес — опора экономики. Поэтому население относится хорошо, дешевые кредиты не проблема, а коррупция воспринимается как преступление. Другая картина в Китае: по данным сравнительного исследования ЦЭФИР, Всемирного банка и Калифорнийского университета, 82% китайских предпринимателей считают, что местные органы власти поддерживают их. В России только 49% предпринимателей считают так же. Предприниматели в Китае чувствуют себя более защищенными в области прав собственности и больше доверяют судам (80% против 62%). То есть и в патерналистски устроенной экономике можно успешно развивать малый бизнес. Российские власти, очевидно, хотели бы идти по этому пути. Впрочем, задачу развития малого бизнеса они ставят регулярно начиная с середины 1980-х гг. 

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости