Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес без средств. Московский корреспондент - независимые столичные новости от 25 марта 2008

Между тем развитие частных пекарен сдержало бы цены на хлеб

Москва издавна славилась людьми, современным языком говоря, работающими в малом бизнесе. Достаточно перечитать знаменитую «Москву и москвичей» Владимира Гиляровского: «Булочная Филиппова всегда была полна покупателей…»

Малому бизнесу в Москве неуютно
Фото: Александр Сергеев


«В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими, калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества», – описывает знаменитый москвовед «малое предприятие» позапрошлого века.

40 миллиардов долларов для предпринимателей

К сожалению, сегодня, даже в таком, казалось бы благополучном городе, как Москва, у малого бизнеса много больших проблем. И одна из них – проблема получения кредитов. Так, по оценке Минэкономразвития (МЭРТ), потребности малых и средних предпринимателей в кредитовании составляют 25–30 миллиардов долларов. В «Альфа-Банке» называют цифру в 35–40 миллиардов, в «Собинбанке» прогнозируют ее увеличение к 2010 году до 77 миллиардов долларов.

При этом крупные банки предлагают по пять-семь вариантов кредитования малых и средних предпринимателей, а проблема остается. Почему?

Малый бизнес вовсе не серый

Этот вопрос корреспондент «Москора» задал генеральному директору ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» (организации, проводящей целый ряд исследований в области малого и среднего бизнеса по заказу того же МЭРТ) Олегу Шестоперову.

– У нас, к сожалению, считается, что самые высокие риски именно в кредитовании малого бизнеса, выше даже, чем в случае кредитования граждан. Этому способствует очень распространенное мнение, что он работает «в серую», а то и «в черную», – рассказал Шестоперов. – Конечно, когда некая фирмочка показывает нулевую прибыль, а то и вообще убытки, всем понятно, что часть своего оборота предприниматели скрывают. Естественно, что любой банк к такому предприятию отнесется с недоверием и никакой кредит ему не выдаст. То, что малый бизнес сплошь весь серый или черный – на самом деле, миф. Наши исследования показывают, что тенденции обеления малого бизнеса налицо. И повышенные риски кредитования малых предприятий – также надуманная проблема. Попробуйте вернуть кредит, взятый гражданином или мелким предприятием – существенной разницы по степени сложности не будет.

Банки не любят малых предпринимателей

Тем не менее банки очень редко предлагают кредиты предпринимателям по ставке ниже 15%. У большинства кредитных организаций ставки для них начинаются от 17–18%. А на какой отметке заканчиваются? «Кредит на два месяца под 56% годовых, – заявил корреспонденту «Москора» председатель Рязанского фонда по поддержке малого предпринимательства Георгий Конев, – и люди соглашаются даже на такие условия. Все бывает». Но то – Рязанская область, а как в Москве, банковском центре страны? Официальную цифру в 17–18% годовых мы привели. Олег Шестоперов говорит о 25%. При этом более половины самих предпринимателей заявляет, что они имеют доступ только к краткосрочным (до одного года) кредитам.

Тяжелее всего приходится малым предпринимателям на самых первых порах своего существования. «Для начинающего работу бизнеса дорога к кредитам практически закрыта. Даже если у них что-то и есть, оценку их залогового имущества банки будут проводить скрипя зубами», – утверждает Шестоперов.

Двигатель экономики

«Но в столице развита инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, чем она занимается?» – обратились мы с вопросом к председателю оргкомитета Всероссийского движения «За честный рынок» Илье Хандрикову. «У нас эта инфраструктура работает практически на себя», – ответил «Москору» Илья Николаевич. Кстати, на состоявшемся только что круглом столе движения «За честный рынок» представители предпринимательских объединений открыто заявили, что развитие небольших пекарен, тесно связанных с маленькими магазинами, помогло бы в сдерживании цен на хлеб. Так что проблемы кредитования малого бизнеса каждый москвич может оценить у хлебного прилавка ближайшего магазина.

В свое время известный российский экономист, директор Института Европы Николай Петрович Шмелев объяснял автору этих строк: «Мы все равняемся на гигантские предприятия, на завод «Уралмаш», а нужны маленькие пекарни, маленькие булочные, маленькие мастерские. Малый бизнес, а не крупные предприятия, может вытянуть экономику и решить социальные проблемы, дав людям работу».

В общем, по Гиляровскому.



Влад Борисов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости