Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Живучесть конвертов. Вологодский интернет-ресурс "www.wobla.ru", 21 апреля 2008

Общество, 21 апреля


Снижение объема «серых» зарплат заметно замедлилось Данные мартовского опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», настораживают: 12 процентов россиян по­прежнему полностью или частично получают зарплату в конвертах. Самое печальное, что в 2001 году таковых было меньше — 8 процентов. Практически те же результаты дал прошлогодний опрос ВЦИОМ: 13 процентов.

Следственный комитет (СК) при МВД утверждает, что объем незаконного обналичивания «сопоставим с объемами денежной массы в стране» и составил в 2007 году 4 миллиарда долларов и 241 миллиард рублей. Это — только доказанные операции, считают милиционеры, подводная часть «айсберга», возможно, намного больше. Как подчеркнул зам.начальника СК Сергей Логунов, львиная доля обналиченных средств традиционно используется для выплаты «серых» зарплат. Уголовные дела, связанные с незаконным обналичиванием денег, в МВД начали возбуждать не так давно.

Действительно, в 2007 году Центробанк России насчитал 1 триллион рублей сомнительных операций такого рода. Но это в 2,5 раза меньше, чем в 2005 году. Причем в Моск­ве, где в основном сосредоточен банковский сектор, объем «обналички» упал на 24 процента. Сами банкиры тоже уверяют: теневой оборот идет на спад. Если заказана крупная сумма наличных и основания для этого вызывают малейшее подозрение, вслед за инкассаторской машиной неизменно появляются проверяющие из расчетно­кассового центра ЦБ. Контроль действительно становится жестче. ЦБ хоть и медленно — по 2 — 3 в месяц, — но лишает провинившиеся банки лицензий. В 2006 — 2007 годах их потеряли 104 кредитные организации.

Понятно: в столь тяжких условиях «обналичка» обречена на подорожание. Твердых расценок в этой области никто, разумеется, не устанавливал, но если в 2005 году сомнительное обналичивание обходилось в 0,5 — 2 процента от суммы операции, то сегодня в отдельных случаях ставки взлетают до 18 процентов.

Чем меньше объем «обналички» — тем меньше «серых» зарплат. Около двух лет назад российские налоговики объявили этому явлению войну, и официальные сводки с налоговых фронтов, как правило, полны оптимизма. К примеру, в Москве в 2007 году 99 процентов (!) предпринимателей, вызванных на знаменитые «зарплатные комиссии», повысили оклады сотрудникам.

В журнале «Коммерсант­Деньги» ситуацию комментирует вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев: «С 2002 по 2006 год доля теневого оборота в малом бизнесе снизилась с 50,3 до 34,5 процента. Это удалось сделать как за счет административных рычагов, так и за счет действия рыночных факторов, ведь даже для того, чтобы получить финансирование, фирме надо «обеляться». Но речь идет об относительном падении, так как только в малом бизнесе в 2006 году не уплачивалось налогов с оборота в 5,3 триллиона рублей». После введения плоской шкалы подоходного налога и снижения ЕСН, продолжает эксперт, произошла некоторая легализация зарплат, хотя вряд ли результаты можно назвать заметным успехом. Сегодня процесс замедлился, ситуация, что называется, «уперлась в стенку». ЕСН по­преж­нему достаточно высок, предпринимателю нужны деньги на нелегальные и полулегальные выплаты по аренде, на расчеты с поставщиками «из кармана в карман» и, разумеется, на самую серьезную статью расходов — взятки. Отсюда, уверен Буев, и живучесть конвертов.


Сергей Бегляк

Вологодский интернет-ресурс wobla.ru/news/1077298.aspx/ со ссылкой на газету "Речь" №72(22235) от 21.04.2008

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости