Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В законотворчестве не случайно присутствует слово «творчество». Торгово-промышленные ведомости – газета Торгово-промышленной палаты РФ №8 (384), апрель 2008 года

 - Завершившая работу Государственная Дума IV созыва приняла большое число важнейших нормативно-правовых актов, определяющих деловой климат в стране. Каким было участие в разработке этих документов Торгово-промышленной палаты России?

- Известно, что Госдума рассмотрела 2712 законопроектов, приняла 1062 федеральных и 25 федеральных конституционных законов. По значимым для экономики государства и предпринимательского сообщества законопроектам ТПП РФ готовила заключения, участвовала в работе экспертных советов и профильных комитетов Госдумы, а также инициировала поправки к законопроектам. В период работы Госдумы IV созыва ТПП было подготовлено 181 экспертное заключение по проектам законов, направлено 47 пакетов поправок к законопроектам, а также было подготовлено и внесено в органы государственной власти 29 законопроектов. Не будет преувеличением сказать: участие Торгово-промышленной палаты в законотворческом процессе было заметным и значительным.

- Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, законы, в работе над которыми принимала участие ТПП РФ.

- Их довольно много, и они относятся буквально ко всем областям и сферам предпринимательского законодательства. Например, ТПП РФ внесла существенный вклад в совершенствование налогового законодательства. При доработке федеральных законов о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (Госдума приняла несколько актов на этот счет) учтены многие поправки, сделанные экспертами Палаты. Так, еще в 2005 году по нашему предложению предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения территориальным ТПП, а также некоммерческим организациям. Ряд существенных предложений Палаты учтен в Федеральном законе "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием мер по совершенствованию налогового администрирования". По рекомендации Палаты в Федеральный закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" включено положение о том, что уплата декларационного платежа освобождает налогоплательщика от налоговой и уголовной ответственности за налоговые правонарушения.

Существенные предложения ТПП РФ по совершенствованию положений законодательных актов были учтены в принятых Госдумой федеральных законах "О саморегулируемых организациях", "Об автономных учреждениях", "О государственном кадастре недвижимости", "О развитии сельского хозяйства", "О транспортной безопасности", "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию" и в ряде других.

- Были ли случаи, когда эксперты ТПП РФ высказывали серьезную критику по поводу законопроектов, выносимых на обсуждение Госдумы, и предлагали депутатам доработать их?

- Разумеется, ведь в законотворчестве не случайно присутствует как составляющая слово "творчество". Так, в 2007 году Торгово-промышленная палата направила в Госдуму отрицательное заключение по проектам двух федеральных законов, связанных с мерами по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В результате рассмотрение законопроектов было на год отложено. В связи с поправками Палаты было отложено рассмотрение во втором чтении закона "О внесении изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)". По инициативе Палаты законодателям приходилось дорабатывать и улучшать и другие законопроекты.

- Выступала ли Торгово-промышленная палата РФ непосредственно с законодательными инициативами? Иначе говоря, предлагала ли она на рассмотрение Государственной Думе законодательные акты, разработанные самой ТПП РФ?

- Следует, наверное, отметить, что правом законодательной инициативы наделен ограниченный круг лиц и организаций, прямо перечисленных в Конституции. Торгово-промышленные палаты к их числу не относятся. Но вот разрабатывать законопроекты и вносить их для обсуждения могут все, и мы этим правом пользуемся. Разработанные нами законопроекты касались налоговой политики и практики, инвестиционной и оценочной деятельности, госзаказа, переработки отходов производства и потребления, правового положения иностранных граждан в нашей стране и др. Но самые существенные законодательные инициативы касались развития малого и среднего предпринимательства (МСП), которому, как вы знаете, сейчас придается особое значение и которое всегда было в центре внимания ТПП РФ.

- Расскажите подробнее об этом "участке" законодательной деятельности Торгово-промышленной палаты.

- Главное наше достижение в данной сфере - принятие Госдумой 24 июля 2007 года Федерального закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Этот закон имеет принципиальное значение, поскольку он направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, упорядочение требований к конкретным видам и формам поддержки, а также установление четких критериев, которым должны соответствовать субъекты МСП - получатели поддержки. Палата осуществляла сопровождение данного закона на всех стадиях законодательного процесса. 1 января 2008 года этот закон вступил в силу.

Хотел бы здесь напомнить, что Торгово-промышленная палата России очень четко сформулировала свои позиции в отношении малого и среднего бизнеса еще в 2002 году, когда были приняты Основные положения программы Палаты "Первоочередные действия по развитию малого предпринимательства". В разделе 2 этого документа "Упрощение администрирования малого предпринимательства" говорилось об "определении ограниченного перечня органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) над деятельностью..." малых предприятий, об "установлении единого порядка регистрации... и другой разрешительной документации на основании принципа "единого окна", об отмене неоправданных норм и правил проведения проверок, введенных ведомствами для малых предприятий.

Вам ничего не напоминают эти выдержки из программного документа ТПП РФ? Ведь, по сути, о том же самом говорилось совсем недавно в Тобольске на заседании Госсовета, который проводил избранный президент РФ Д.А. Медведев. И меня, разумеется, радует, что новый руководитель государства правильно оценил важность вопросов развития малого и среднего бизнеса для экономического возрождения страны и с поиска ответов именно на эти вопросы начинает свою деятельность на высоком государственном посту.

Соглашаясь с предложением Д.А. Медведева о резком сокращении (а фактически полной отмене) проверок предприятий малого и среднего бизнеса, не могу не сказать о том, что такая мера тоже нуждается в законодательном оформлении. Полагаю, что Торгово-промышленная палата РФ, располагающая огромным опытом работы с малым и средним бизнесом, могла бы взять на себя подготовку соответствующих законопроектов.

Палата активно защищала интересы малых и средних предприятий в ходе работы над многими законодательным актами. Так, в принятом в 2005 году Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд" учтены предложения ТПП РФ об обязательной квоте заказов для малых предприятий. По предложению Палаты в одном из принятых в том же году законов, связанных с разграничением полномочий, вопросы развития малого бизнеса отнесены к ведению органов местного самоуправления, что ускорит и упростит их решение.

- Располагают ли органы местного управления собственной нормативно-правовой базой, ориентированной на развитие малого и среднего бизнеса?

- Это очень важный вопрос. Такая региональная нормативно-правовая база, безусловно, имелась, но она была разработана на основе Федерального закона от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января нынешнего года с вступлением в действие нового закона. В этой связи ТПП РФ подготовлен Модельный закон для области или республики РФ "О развитии малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации".

Данный законопроект содержит ряд положений, предусматривающих разграничение полномочий органов исполнительной власти, а также определяет ряд полномочий по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В нем определен порядок разработки программ поддержки, содержится классификация и описание видов такой поддержки и т. д. При подготовке законопроекта были учтены предложения территориальных торгово-промышленных палат, а также Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Законопроект поддержан комитетом ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса и рекомендован в качестве базового при подготовке новых региональных законов о развитии малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

- Сколь заметное место в работе подразделений Палаты занимает анализ нормативно-правовых актов и их совершенствование?

- Комитеты Палаты созданы по основным направлениям государственного хозяйствования и частного бизнеса и в организационно-правовом смысле "накрывают" всю "территорию" российской экономики. Каждое из направлений, по которым создан тот или иной комитет, включает пакет проблем: это и наука, и экономика, и техническая политика, и организационно-управленческие вопросы. Есть среди них и проблема формирования правовой базы отрасли или направления бизнеса, что является одним из самых важных участков деятельности комитетов, поскольку Россия пока продолжает формировать современную правовую базу экономической деятельности, и эта работа еще далека от завершения.

Однако пока не все комитеты привлекаются к оценке законопроектов и формируют содержательную позицию по тому или иному нормативно-правовому акту. Об этом совершенно справедливо сказал на состоявшемся в феврале Совете председателей комитетов ТПП президент Палаты Е.М. Примаков. Он отметил в своем выступлении, что в центре внимания комитетов должен находиться предприниматель, и для его успешной работы необходимо сделать все возможное. В том числе - обеспечить надежную, высокоэффективную законодательную базу. Президент Палаты еще раз подчеркнул, что крепко стоящий на ногах малый и средний бизнес - это гарантия развития экономики и ее перехода на инновационные рельсы, улучшения качества жизни людей и укрепления государства.

- Видимо, в ближайшие месяцы Россия все-таки вступит в ВТО, и российские предприниматели относятся к этому, мягко говоря, неоднозначно. А какова ваша позиция, а также позиция ТПП по этому вопросу?

- Данная тема в значительной степени утратила свою остроту и актуальность. В принципе я поддерживаю вступление России в ВТО, поскольку полагаю, что в конечном итоге такой шаг - во благо нашей экономике. Будучи заметными игроками на "футбольном поле" мировой экономики, надо играть на нем по единым правилам. Об этом я говорил, в частности, на форуме Торгово-промышленной палаты России в США, состоявшемся недавно в Пало-Альто (штат Калифорния), где делал доклад на тему "Россия и ВТО". Тем российским предприятиям, которые не выдержат тест на профес-сионализм, придется сойти с дистанции. Те же, которые найдут в себе силы преобразоваться, внедрить современный менеджмент, обязательно выживут и обретут второе дыхание - их финансовые показатели непременно улучшатся, а заработки персонала возрастут.

Палата принимает деятельное участие в переводе российской промышленности на международные "правила игры", в частности, во внедрении в России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Наверняка будут продолжаться широкие дискуссии по этой проблеме и, если понадобится, будут выдвинуты новые законодательные инициативы.

- Вы - автор ряда фундаментальных научных монографий и почти 500 статей, известный ученый-правовед. Над чем сейчас работаете? Что дает вам как ученому работа в ТПП РФ?

- Работа в ТПП РФ - большое и очень разнообразное поле юридической деятельности. Любому юристу такая практика была бы интересна. Но стараюсь не порывать связи и с юридической наукой. Назвался профессором - стало быть, обязан читать лекции для студентов. В ящике письменного стола - наброски монографии по законодательной статистике. Возглавляю рабочую группу по концепции официального электронного опубликования нормативных правовых актов. Продолжаю наполнять информацией свой авторский сайт. Так что и на этом фронте работы хватает.


Беседу вел Николай ПЕТРОВ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости