Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Пятнадцать лет борьбы. «Новые русские» превратились в средний класс. "АИФ №19", 7 мая 2008

Коммерческие ларьки, челноки и торговля по бартеру — это малый бизнес образца начала 90-х. В 1993 г. в Москве была принята первая программа комплексного развития «малышей», и самодельные предприниматели начали выходить из подполья. Что стало с ними 15 лет спустя?

1993 год

Как выглядел малый бизнес: Когда предпринимательство перестало быть уголовно наказуемым делом (с 1987 г. заработал закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1992 г. московские власти выпустили указ о свободе торговли), бывшие фарцовщики стали уважаемыми людьми — по данным Госкомстата, на 01.04.93 было зарегистрировано 262,7 тыс. малых предприятий.

Больше половины частных фирм занималось торговлей и посредничеством: в ларьках («комках») торговали сигаретами, газировкой и шоколадками, челноки из Китая и Турции везли всё подряд — от пуховиков до трусов.

Кто там работал: госслужащие, чья зарплата из-за гиперинфляции (20% в месяц) напоминала подачку. Лишь по официальным данным, таких «перебежчиков» набралось тогда 8,63 млн. чел. Их зарплата была в 2-3 раза выше, чем у работающих на государство.

Проблемы мелких «частников»:

• Массового милицейского «крышевания» ещё не было, зато налоговые инспекции требовали взятки, утаивали информацию о новых документах в налоговом законодательстве, чтобы оштрафовать мелких бизнесменов на полную катушку.

• После 2 лет работы малые предприятия теряли все налоговые льготы. Коммерсант был обязан назвать налоговикам предполагаемую прибыль на квартал вперёд, но точно рассчитать её из-за гиперинфляции было невозможно, поэтому всех штрафовали. Малые фирмы занижали доходы и не подписывали договоры с работниками, иначе до 90% прибыли пришлось бы отдавать в виде налогов и обязательных платежей.

• Коммерсанты избегали любых конфликтов с властями, ведь те могли в один день поднять арендную плату в 10 раз или выгнать фирму на улицу, потому что львиная доля «квартирантов» не имела никаких документов на аренду помещений.

• Из-за начавшейся в стране концентрации капитала происходило разорение мелких фирм или поглощение их крупными компаниями.

• Остро не хватало оборотных средств. Вложенные на 3 месяца деньги гарантированно «съедались» инфляцией, из-за этого все работали с предоплатой или по бартеру. Оплатить рекламу, участие в выставках, мониторинг потребительского рынка было просто нечем.

• Из-за коротких сроков кредитования (полгода) и ставки в 189-200% взять кредит в коммерческом банке было под силу лишь торговым «лавочкам».

• В приватизации госсобственности малый бизнес практически не участвовал из-за отсутствия денег и активного противостояния чиновников.

Что обещали власти и что получилось:

• Финансовую господдержку. Но вместо обещанных 18,38 млрд. руб. было выделено лишь 5,7 млрд. руб.

• Упрощённую регистрацию фирм на льготных условиях. Но, хотя список документов сокращался, как и число инстанций, стоимость регистрации лишь росла.

• Быстрое выделение недорогих помещений и земельных участков. Осталось в виде обещаний.

• Снизить налоги. На деле: одни налоги снижали, другие повышали.

2008 год

Как выглядит малый бизнес: По данным МЭРТ, в России действует 1 млн. 133 тыс. небольших предприятий (это около 50% субъектов хоздеятельности в стране). В год регистрируется 50 тыс. миникомпаний (из 10 новых фирм 6 — это компании малого бизнеса). Небольшие предприятия официально называют опорой государства и основой среднего класса.

Кто там работает: все подряд (те, кому надоело работать на «чужого дядю», выпускники вузов, люди без среднего образования, фермеры, пенсионеры, домохозяйки и т. д.).

Проблемы малого бизнеса сегодня:

• Практически невозможно оформить землю в собственность.

• Административных барьеров до сих пор предостаточно, как и чиновников-мздоимцев (особенно в службах «одного окна»).

• Энергетические компании сами решают, подключать ли новое предприятие к сетям, проводить ли им коммуникации и сколько брать c мелких бизнесменов за свои услуги (взятки энергетикам исчисляются десятками тыс. долл.).

Власти обещают в ближайшие месяцы:

• Избавить «малышей» от кассовых аппаратов.

• Предоставить им возможность внеконкурсного выкупа государственного и муниципального имущества после 3 лет аренды.

• Уменьшить число «проверяющих» органов и чётко прописать, как часто и как долго они могут проводить ревизии.

• Потратить на поддержку россиян, работающих на себя, в 2008 г. – 3,85 млрд. руб., в 2009 г. – 4,3 млрд. руб., в 2010 г. — 4,45 млрд. руб.


Дмитрий Казаков,

Галина Шейкина


 (Использованы данные Московского фонда поддержки малого предпринимательства, «Опоры России», Национального института системных исследований проблем предпринимательства)

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости