Коммерческие ларьки, челноки и торговля по бартеру — это малый бизнес образца начала 90-х. В 1993 г. в Москве была принята первая программа комплексного развития «малышей», и самодельные предприниматели начали выходить из подполья. Что стало с ними 15 лет спустя?
1993 год
Как выглядел малый бизнес: Когда предпринимательство перестало быть уголовно наказуемым делом (с 1987 г. заработал закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1992 г. московские власти выпустили указ о свободе торговли), бывшие фарцовщики стали уважаемыми людьми — по данным Госкомстата, на 01.04.93 было зарегистрировано 262,7 тыс. малых предприятий.
Больше половины частных фирм занималось торговлей и посредничеством: в ларьках («комках») торговали сигаретами, газировкой и шоколадками, челноки из Китая и Турции везли всё подряд — от пуховиков до трусов.
Кто там работал: госслужащие, чья зарплата из-за гиперинфляции (20% в месяц) напоминала подачку. Лишь по официальным данным, таких «перебежчиков» набралось тогда 8,63 млн. чел. Их зарплата была в 2-3 раза выше, чем у работающих на государство.
Проблемы мелких «частников»:
• Массового милицейского «крышевания» ещё не было, зато налоговые инспекции требовали взятки, утаивали информацию о новых документах в налоговом законодательстве, чтобы оштрафовать мелких бизнесменов на полную катушку.
• После 2 лет работы малые предприятия теряли все налоговые льготы. Коммерсант был обязан назвать налоговикам предполагаемую прибыль на квартал вперёд, но точно рассчитать её из-за гиперинфляции было невозможно, поэтому всех штрафовали. Малые фирмы занижали доходы и не подписывали договоры с работниками, иначе до 90% прибыли пришлось бы отдавать в виде налогов и обязательных платежей.
• Коммерсанты избегали любых конфликтов с властями, ведь те могли в один день поднять арендную плату в 10 раз или выгнать фирму на улицу, потому что львиная доля «квартирантов» не имела никаких документов на аренду помещений.
• Из-за начавшейся в стране концентрации капитала происходило разорение мелких фирм или поглощение их крупными компаниями.
• Остро не хватало оборотных средств. Вложенные на 3 месяца деньги гарантированно «съедались» инфляцией, из-за этого все работали с предоплатой или по бартеру. Оплатить рекламу, участие в выставках, мониторинг потребительского рынка было просто нечем.
• Из-за коротких сроков кредитования (полгода) и ставки в 189-200% взять кредит в коммерческом банке было под силу лишь торговым «лавочкам».
• В приватизации госсобственности малый бизнес практически не участвовал из-за отсутствия денег и активного противостояния чиновников.
Что обещали власти и что получилось:
• Финансовую господдержку. Но вместо обещанных 18,38 млрд. руб. было выделено лишь 5,7 млрд. руб.
• Упрощённую регистрацию фирм на льготных условиях. Но, хотя список документов сокращался, как и число инстанций, стоимость регистрации лишь росла.
• Быстрое выделение недорогих помещений и земельных участков. Осталось в виде обещаний.
• Снизить налоги. На деле: одни налоги снижали, другие повышали.
2008 год
Как выглядит малый бизнес: По данным МЭРТ, в России действует 1 млн. 133 тыс. небольших предприятий (это около 50% субъектов хоздеятельности в стране). В год регистрируется 50 тыс. миникомпаний (из 10 новых фирм 6 — это компании малого бизнеса). Небольшие предприятия официально называют опорой государства и основой среднего класса.
Кто там работает: все подряд (те, кому надоело работать на «чужого дядю», выпускники вузов, люди без среднего образования, фермеры, пенсионеры, домохозяйки и т. д.).
Проблемы малого бизнеса сегодня:
• Практически невозможно оформить землю в собственность.
• Административных барьеров до сих пор предостаточно, как и чиновников-мздоимцев (особенно в службах «одного окна»).
• Энергетические компании сами решают, подключать ли новое предприятие к сетям, проводить ли им коммуникации и сколько брать c мелких бизнесменов за свои услуги (взятки энергетикам исчисляются десятками тыс. долл.).
Власти обещают в ближайшие месяцы:
• Избавить «малышей» от кассовых аппаратов.
• Предоставить им возможность внеконкурсного выкупа государственного и муниципального имущества после 3 лет аренды.
• Уменьшить число «проверяющих» органов и чётко прописать, как часто и как долго они могут проводить ревизии.
• Потратить на поддержку россиян, работающих на себя, в 2008 г. – 3,85 млрд. руб., в 2009 г. – 4,3 млрд. руб., в 2010 г. — 4,45 млрд. руб.
Дмитрий Казаков,
Галина Шейкина
(Использованы данные Московского фонда поддержки малого предпринимательства, «Опоры России», Национального института системных исследований проблем предпринимательства)