Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

БАНКИ ВСЕ АКТИВНЕЕ КРЕДИТУЮТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС. RuPartner.ru - русскоязычный бизнес-портал Германии со ссылкой на ИА "Альянс Медиа" и газету "Время новостей"

Первое полугодие оказалось весьма успешным для большинства российских банков, занимающихся кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса. Практически все опрошенные финансовые институты констатируют двукратное увеличение объемов своих кредитных портфелей. Например, по оценке директора департамента корпоративного бизнеса Русь-банка Светланы Кулагиной, приток заемщиков малого бизнеса в банк в 2007 году возрос более чем в два раза. Уже за первое полугодие Русь-банк выдал по программе кредитования предприятий среднего и малого бизнеса более 500 кредитов на сумму около 1 млрд руб. - столько же, сколько за весь 2006 год.

Сегодня все банки отмечают увеличение объемов кредитования малого бизнеса в своем портфеле. Практически все банки предоставляют подобные услуги. Полтора года назад участников отечественного рынка кредитования МСБ можно было сосчитать по пальцам одной руки. За последний год их число увеличилось в несколько раз. Однако несмотря на увеличение количества клиентов из малого и среднего бизнеса, их доля в общем кредитном портфеле банков пока не превышает 10%. Основной объем приходится на кредитование корпоративного бизнеса, рассказывает старший специалист отдела мониторинга кредитных операций Татфондбанка Александр Чванов. А это означает, что кредитование малого бизнеса все-таки пока находится на начальном этапе своего развития.

В начале года независимые эксперты оценивали совокупную потребность малого и среднего бизнеса в кредитах в 700-800 млрд руб. Эту же цифру подтверждало и Минэкономразвития, приводя оценку потребностей в 30 млрд долл. (сейчас совокупный объем выданных кредитов не превышает 10 млрд долл.). По мнению заместителя начальника управления продаж банковских продуктов корпоративных клиентов Московского кредитного банка Евгения Ельского, даже по Москве потребности предприятий малого и среднего бизнеса в кредитах удовлетворены лишь на 15-20%, а в других регионах России этот показатель существенно ниже. При этом потребность в кредитных ресурсах в регионах России острее, чем в Москве. По словам Светланы Кулагиной из Русь-банка, в провинцию только начинают приходить банки, предлагающие упрощенное и быстрое кредитование малого бизнеса по стандартизированным и отработанным технологиям. Еще менее доступны быстрые и «простые» кредиты предприятиям малого бизнеса, находящимся в небольших городах.

Как рассказывает начальник управления продаж департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития (РБР) Алексей Доманов, ссылаясь на исследование аналитиков банка, лишь 12% опрошенных ответили, что пользуются банковскими бизнес-кредитами регулярно, а 53% опрошенных собираются в ближайшее время привлечь заемные денежные средства.

«Большинство предпринимателей осознало, что кредиты - это очень удобный продукт, с помощью которого можно увеличить оборот компании и помочь своему бизнесу развиваться, - отмечает Евгений Ельский из Московского кредитного банка. - Как правило, независимо от размеров компании, практически всегда оборотных денежных средств не хватает».

С ростом кредитования небольших предприятий многие банки с каждым годом все больше дифференцируют свои продукты. Они предлагают клиентам разные типы займов, в том числе выдают кредиты в соответствии с условиями государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

По мнению замруководителя дирекции финансирования корпоративных клиентов банка УРАЛСИБ Константина Краснова, сегодня малый бизнес может получить кредит практически на любые цели (кроме startup-проектов) и на выгодных для себя условиях (приемлемые ставки, длительные сроки, индивидуальные графики погашения, наличие отсрочек по погашению основного долга, гибкие подходы к обеспечению обязательств и т.п.).

Светлана Кулагина считает, что, несмотря на разнообразие на рынке программ кредитования, обычно малым предприятиям, планирующим взять кредит в первый раз, особо выбирать не приходится. Жесткие требования банков к форме ведения бизнеса, отчетности, необходимому залогу и особенно реальному времени рассмотрения заявки сильно ограничивают круг потенциальных заемщиков. По этой причине наиболее оптимальные условия кредитования на сегодняшний день предоставляют реально «работающие» программы, в рамках которых применяется упрощенный подход к рассмотрению отчетности малых предприятий и необходимому залоговому обеспечению. Такие программы реально обеспечивают выдачу кредита в течение нескольких дней.

По оценке Алексея Доманова, индивидуальные предприниматели, как правило, заинтересованы в получении небольших кредитов с аннуитетной структурой погашения. Среди небольших компаний востребованы займы до 300 тыс. руб., которые выдаются без залога и не требуют поручительства. Кредиты на сумму до 500 тыс. руб. в РБР также выдаются без залога, но в этом случае за заемщика должны поручиться два человека. Интерес к этим кредитным решениям со стороны предпринимателей обусловлен небольшими потребностями в привлечении заемных средств, т. к. объем их собственного бизнеса пока невелик. Кроме того, они не имеют на балансе дорогостоящих активов, которые могут выступать в качестве залогового обеспечения.

Впрочем, по словам начальника отдела кредитования малого бизнеса Первого республиканского банка Вадима Малиновского, наибольшим спросом пользуются стандартные продукты со средней суммой кредита до 4 500 000 руб. под обеспечение товаров в обороте.

«Торговые предприятия чаще всего используют микрокредиты, - говорит директор департамента кредитования малого бизнеса «Юниаструм Банка» Дмитрий Голубков. - В нашем банке максимальный размер таких займов составляет 1 млн руб., они выдаются на срок до двух лет и без залога. Кроме того, востребованы кредиты на развитие бизнеса (до пяти лет с отсрочкой выплаты основного долга на шесть месяцев), «Овердрафт» (до 25% от среднемесячного оборота по счету), а также кредиты под наличную выручку (до 50% от ежемесячно вносимых на счет наличных средств). Что касается производственных компаний, то они предпочитают использовать лизинг, брать кредиты на развитие бизнеса или на приобретение транспортных средств (от 15% годовых без учета комиссий). Такие кредиты позволяют заемщикам без ущерба для бизнеса приобрести дорогостоящие основные средства, произвести долгосрочное финансирование оборотного капитала».

Несмотря на очевидный рост числа компаний, использующих кредиты, многие бизнесмены пока не обращаются за помощью в банки. Это происходит потому, что большинство российских малых предприятий до сих пор работает «всерую».

Доля «теневых» операций в обороте малого бизнеса все еще очень высока, признает Алексей Доманов. Причины, по которым предприниматели прибегают к налогосберегающим схемам, понятны. Согласно исследованиям Национального института системных исследований проблем предпринимательства, среди способов налогосбережения наиболее распространены «серые» зарплатные схемы, расчеты с поставщиками и взятки. Несмотря на существующую тенденцию к снижению «теневого» оборота (например, доля фирм, выплачивающих зарплату «в конвертах», упала с 76% в 2002 году до 69% в 2006 году), все еще большое количество предпринимателей применяет теневые зарплатные схемы. «Такие компании не могут подтвердить свой баланс официально, и, как следствие этого, не могут воспользоваться всем перечнем банковских продуктов и услуг, - отмечает заместитель начальника управления по работе с корпоративными клиентами банка «Московский капитал» Эдуард Куздров. - К тому же процентная ставка по кредитам для таких компаний выше, чем у предприятий, имеющих абсолютно прозрачный бизнес».

Тем не менее несмотря на не слишком выгодные условия кредитования при «серых» доходах, компаниям все же стоит пользоваться банковскими услугами. При первоначальном обращении в банк информация о деятельности предпринимателя на 80-90% неофициальная, рассказывает Светлана Кулагина из Русь-банка. Уже при повторном обращении степень легализации повышается на 10-15% путем перевода части сделок на безналичный расчет, что к тому же упрощает получение кредита и способствует финансированию на более выгодных условиях.

Как полагает Алексей Доманов, темпы развития малого бизнеса во многом зависят от двух факторов: готовности предпринимателей к «обелению» собственного бизнеса и повышению уровня финансовой грамотности. Эти две задачи тесно взаимосвязаны друг с другом: зачастую предприниматели не понимают, что, повышая уровень легитимности бизнеса на 20-30%, они получают возможность привлечь кредитные ресурсы, финансовый результат от использования которых значительно превышает увеличившуюся налоговую нагрузку.

Главная причина нежелания предпринимателей выйти «из тени» - общая ситуация на рынке. Если одна компания начинает работать «вбелую», а все ее конкуренты по-прежнему применяют налогосберегающие схемы, такой компании выжить в конкурентной борьбе становится очень сложно. Однако если банки начнут активно кредитовать сознательных предпринимателей, то у них за счет увеличения оборота, приобретения более современного оборудования и т.д. будут появляться дополнительные преимущества перед конкурентами, работающими по теневым схемам. Именно этот пример наглядно демонстрирует взаимосвязь интересов малого бизнеса, банков и государства, которое благодаря динамичному развитию малого бизнеса снижает свои издержки по социальному обеспечению, в том числе за счет уменьшения уровня безработицы и расходов по созданию новых рабочих мест.

Что касается банков, то их вклад в развитие малого и среднего бизнеса заключается в разработке программ кредитования старт-апов и расширения географии своего присутствия. На данный момент во многих регионах если и представлены банки, кредитующие малый бизнес, то конкуренции между ними как таковой не существует, что не стимулирует снижение стоимости кредитов.

По словам г-жи Кулагиной, со все более масштабным вхождением на рынок банков можно прогнозировать снижение процентных ставок, увеличение сроков кредитования, повышение качества обслуживания клиентов, появление новых банковских услуг, ориентированных специально на малые и средние предприятия, а также снижение требований к потенциальным заемщикам. По прогнозам скорость роста данного сектора возрастет в 2007 году до 70-80%, а к 2010 году объем рынка кредитования малого бизнеса может составить порядка 77 млрд долларов.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости