Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Совет. Как подобрать банк для свой фирмы. Личные Деньги, 9 июня 2008

Любое предприятие очень серьезно и осторожно подходит к выбору банка: ведь в данном случае, кроме всего прочего, речь идет о крупных суммах и долгосрочных отношениях. У успешных компаний подобная осторожность проявляется в первую очередь в наличии четко обоснованной системы критериев, используемой в процессе принятия решения о начале сотрудничества.

Выбирая банк, компания прежде всего ориентируется на свои потребности

В зависимости от предоставляемых предприятию услуг все банки можно разделить на три типа: расчетные, агентские и консультативные. Расчетный банк осуществляет функции расчетно-кассового обслуживания, проведения платежей и зачисления выручки, кредитования компании и т.п. Агентский банк выступает агентом компании на рынках капиталов. А банк-консультант специализируется на консультировании и сопровождении структурированных сделок.

Как правило, количество банков-партнеров напрямую связано с величиной предприятия: небольшие компании обычно обходятся одним расчетным банком; у средних могут быть два-три расчетных банка и при необходимости один агентский. Крупные же компании, особенно международного масштаба, работают минимум с двумя-тремя расчетными и двумя-тремя агентскими банками и банками-консультантами. В данной статье речь пойдет о предприятиях малого и среднего бизнеса и критериях, которые они могут использовать при выборе расчетного банка.

Вот основные критерии, на которые специалисты рекомендуют опираться в процессе выбора банка-партнера:

  • Имя, известность, репутация банка.
  • Время работы банка на рынке, надежность и стабильность его работы.
  • Личные связи с руководством банка.
  • Рекомендации партнеров и клиентов.
  • Структура активов и пассивов банка.
  • Оперативность работы банка.
  • Рейтинги банка (федеральные, региональные, местные).
  • Филиальная сеть банка, удобство месторасположения отделений.
  • Широта ассортимента услуг банка, применение новых технологий.
  • Возможность получения кредита.
  • Отношение к клиентам.
  • Удобство обслуживания в банке.
  • Маркетинговая активность банка.
  • Наличие у банка стратегии развития.
  • Отзывы ваших друзей, знакомых.
  • Расценки на услуги.

Что касается важности того или иного критерия, то это дело весьма индивидуальное. Компании необходимо, прежде всего, ориентироваться на свои потребности - отмечают эксперты. То есть, нужно выбирать банк, способный наилучшим образом обеспечить достижение целей, стоящих перед предприятием.

По данным исследований РБК.Рейтинг, корпоративные клиенты выбирают банк по различным критериям. Крупнейшие российские компании, как правило, работают с банками, входящими в их структуру, поскольку это удобно, так как позволяет повысить оперативность проведения банковских операций, а также сохранить конфиденциальность информации. Что же касается средних компаний, то здесь всё неоднозначно.

Для одних компаний важнейшим фактором является то, сколько времени банк работает на рынке, для других наиболее важно наличие доли государственного участия в банке, для третьих - насколько у банка разветвленная филиальная сеть, для четвертых - высокая капитализация банка. Средние компании, впрочем, так же, как и крупные, достаточно требовательны к спектру и качеству предоставляемых банком услуг. Обычно выбор банка определяют следующие критерии: возможность непосредственного выхода на высшее руководство банка; конкурентоспособность банка с точки зрения тарифов и процентных ставок, доступа к факторингу и льготному кредитованию сотрудников, а также наличие разветвленной региональной сети.

Если говорить о малых компаниях, годовой оборот которых находится в пределах 2 млн. долл., то они максимально чувствительны к степени развития филиальной сети банка. В силу того, что малые компании постоянно работают с наличными, для них очень важно, чтобы банковское отделение было легкодоступным, располагалось рядом с ними. Малые компании также довольно чувствительны к тарифам на банковские услуги. Согласно исследованию, проведенному Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, более половины предприятий, имеющих разветвленную сеть филиалов, отмечают, что на их выбор банка, с которым они намерены работать, повлияло предложение новых видов услуг и применение современных технологий. Однако, как выяснилось, остальные участвовавшие в исследовании компании выбирали обслуживающий банк по требованию головной компании.

В процессе исследования эффективности рекламной кампании РосЕвроБанка также были выявлены наиболее значимые факторы для руководителей организаций, которые влияют на их выбор банка при открытии расчетного счета. Вот перечень основных критериев, расставленных в порядке убывания значимости:

  1. Высокая оперативность расчетов
  2. Высокая квалификация персонала
  3. Выгодные ставки и тарифы
  4. Широкий спектр услуг
  5. Достаточная длительность существования на рынке
  6. Динамика развития банка
  7. Высокий рейтинг банка
  8. Близость офиса банка к офису организации

Отдельно стоит сказать о банковских рейтингах и рэнкингах. Они являются самым доступным и часто используемым источником информации для оценки опыта профессиональных участников рынка, так как составляются независимыми информационными и рейтинговыми агентствами. В подобных рейтингах, как правило, представлены ранжированные по объемам организованных сделок основные игроки интересующего компанию сегмента. Необходимо отметить, что в связи с высокой конкуренцией на рынке финансовых услуг банки-лидеры меняются достаточно часто, поэтому при выборе партнера стоит ориентироваться сразу на несколько рейтингов.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что самым важным критерием при выборе банка являются его надежность, гарантированная деловой репутацией, и открытость. Другие факторы, на которые следует ориентироваться руководителям, сильно зависят от специфики бизнеса компании. Основная группа критериев при выборе банка связана с удобством обслуживания: это и территориальная близость банка к предприятию, и скорость расчетов, и продолжительность операционного дня, и качество работы персонала банка. Не последнюю роль играют и тарифы на расчетно-кассовое обслуживание. Однако, самое главное для предприятия - определиться в своих приоритетах во взаимодействии с банком.


Юлия Юткина

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости