Его главными врагами оказались чиновники на местах
После того, как президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости поддержки и развития малого бизнеса в стране, самые различные государственные структуры выступили со своими предложениями по этим вопросам. Наиболее громким стало сделанное недавно заявление генерального прокурора Юрия Чайки о том, что при региональных прокуратурах будут организованы общественные советы по защите прав малого и среднего бизнеса. На сайте прокуратуры уже открыт раздел, посвященный защите прав предпринимателей, и ведомство получает еженедельно до 30-40 сообщений о коррупционных проявлениях.
Надо заметить, что система, вводимая сегодня у нас, уже действует в Казахстане. Ее схема предельно проста: при прокуратуре создается специальный сайт, где фактически производится регистрация всех проверок.
Любой сотрудник любого проверяющего органа, собираясь с проверкой в любую фирму, заходит на этот сайт и вносит всю информацию о предстоящей проверке на специальную страницу сайта. После этого проверка автоматически получает регистрационный номер. Без этого номера, заблаговременно зафиксированного на сайте, любая проверка является противозаконной, а любые ее результаты, любые составленные проверяющим акты становятся недействительными. Ни один суд не примет такие документы к рассмотрению. Кроме того, по жалобе проверявшейся компании те, кто пришел на проверку, не имея регистрационного номера, должны подвергаться административному преследованию.
Как видим, речь идет о вполне продуманной и действенной системе мер.
А теперь о наших российских реалиях. Лет, наверное, восемь – девять назад в России уже пытались вводить журналы проверок. Тогда эти журналы обязаны были завести все коммерческие фирмы, а каждый проверяющий должен был, приходя с проверкой, в них расписаться и внести определенный набор сведений о себе и о результатах проверки.
В то время я заглянул однажды в такой журнал, лежавший на рабочем столе в офисе одного знакомого московского предпринимателя. Журнал был девственно чист.
– Не приходят? – спросил я.
– Еще как приходят, – ответил он.
– А почему не расписываются?
– Попробуй, заставь их расписаться. Разве что наши охранники силой заставят. Но, знаешь, что после этого будет с фирмой?
Что после этого будет с фирмой, я догадывался, а потому перестал задавать неуместные вопросы.
Чуть меньше года назад на достаточно крупной предпринимательской конференции в Москве руководитель Департамента государственного регулирования в экономике тогдашнего МЭРТа Андрей Шаров обещал, что количество проверок малых предприятий будет резко ограничено. Более того, по его словам, проверяющих, пришедших в фирму сверх вводимого лимита, можно будет просто не пускать в помещение. Я задал господину Шарову вопрос: как реально, по его мнению, представители малого бизнеса смогут защищаться от излишних проверок? В ответ чиновник высокого ранга объяснил мне, что защищаться от его меньших собратьев надо с помощью современной техники: любой бизнесмен может купить недорогую видеокамеру и фиксировать всех проверяющих помимо их воли. Я сразу вспомнил идею заставлять проверяющих расписываться в журнале.
Нет, я, разумеется, приветствую любые начинания по защите малого бизнеса. Но у них у всех есть один изъян: поддерживать малый бизнес очень хотят совсем не те люди, которые регулярно имеют с ним дело.
Как-то мне довелось беседовать с представителем известного предпринимательского объединения "ОПОРА России" в Южном административном округе. "У нас нет никаких претензий к полпреду президента и его команде (полпредом в тот момент был Дмитрий Козак), – сказал он. – У нас не так много претензий к руководству регионов. Но местные чиновники, представители самых низших звеньев исполнительной власти, вытворяют с малым бизнесом самые страшные вещи".
"Страшнее чиновников из районных управ и префектур для представителей малого бизнеса столицы нет никого", – убеждал автора этих строк один московский предприниматель.
Совсем недавно, в середине мая, тульские предприниматели объявляли голодовку с требованием отменить аукцион, на котором комитет имущественных и земельных отношений Тулы собирался продавать площади, арендуемые малым бизнесом. Одним из основных лозунгов протеста был лозунг "Исполнительная власть города Тулы ПРОТИВ политики вновь избранного Президента РФ Медведева Д.А.". И этот лозунг во многом соответствовал действительности.
Суть конфликта была предельно проста: в связи с тем, что скоро может быть принят законопроект N 193202-4, дающий арендаторам приоритетное право выкупа арендованных ими помещений, местные чиновники стремятся эти площади срочно продать. Действительно, зачем отдавать кому-то помещения на льготных условиях, если их можно быстро реализовать с выгодой для себя? И не нужно кивать конкретно на Тулу: подобные конфликты возникают повсеместно. В результате сотни предпринимателей, их семьи и семьи их сотрудников могут потерять источник существования.
Это лишь одна ситуация удушения малого бизнеса малым чиновничеством.
К сожалению, не только местные чиновники усложняют жизнь бизнесменам. Их несколько более высокопоставленные собратья тоже стремятся не обделить предпринимателей своим "попечением". Вот как заместитель директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин комментирует ситуацию, сложившуюся у нас с техническими регламентами: "Поправка, внесенная по инициативе заинтересованных чиновников, в статью закона, закрепляющую переходные положения, позволяет до вступления в силу технических регламентов вносить изменения в действующие нормативные акты органов власти. И буквально за месяц все вернулось к ситуации, существовавшей до 2003-го года: предприниматель просыпается утром, а его деятельность уже регулируется новыми ведомственными документами".
А вот что говорит о необходимых мерах по поддержке малого и среднего бизнеса заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев: "Сейчас сделан некий революционный шаг: мы определились, по крайней мере, установили общие рамки понятия "средний бизнес". Хотя требования к этому бизнесу необходимо еще конкретизировать. Но, как мне кажется, сейчас слишком сильный акцент делается на малый бизнес, на создание малых предприятий. А надо очень серьезно посмотреть на проблемы, связанные с ростом малых компаний, причем не по численности, а по размерам, по обороту. Чтобы они становились средними компаниями, а средние, в свою очередь, становились крупными. Нам необходимо, чтобы формировался достаточно продвинутый второй эшелон в развитии экономики".
И это уже вопросы, входящие в компетенцию отнюдь не местных чиновников.
Сегодня все говорят о своей готовности защищать малый бизнес, однако ситуация с ним еще очень далека от нормы. Да, разумеется, прокурорские органы могут многое сделать, чтобы защитить предпринимателей от лишних, не вполне законных и злонамеренных проверок. Но, прежде всего, необходимо, чтобы каждый чиновник любого уровня был абсолютно уверен, что поддержка малого бизнеса – не очередная компания, которая может быть свернута в любой момент, а магистральное направление экономической политики государства. И каждый чиновник должен твердо знать, что за противодействие этой политике он может в лучшем случае лишиться насиженного места, причем без права занимать другое такое же в течение хотя бы ближайших лет пяти. А если его действия подпадают под соответствующую статью УК, то и нести уголовную ответственность.
Только тогда мы сможем реально помочь нашему малому бизнесу, который действительно должен стать становым хребтом экономики.
Владимир Володин