Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Банки и малый бизнес. "Alldocs.ru", 19 июня 2008

Вступление в действие закона о минимуме собственного капитала банков может привести к перераспределению устоявшихся отношений между российскими банками и малым и средним бизнесом.

С 1 января 2007 г. минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро. Минимальный объем капитала небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на проведение банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 500 тыс. евро. При этом предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации определяет Банк России.

Требование о минимальном размере уставного капитала в 5 млн. евро будет применяться к кредитным организациям & качестве условия создания филиалов, представительств и дочерних организаций на территории иностранного государства. Сами филиалы и дочерние организации могут создаваться с разрешения Банка России, а представительства - после его уведомления.

Согласно новому закону [1] банки, капитал которых окажется к началу 2007 г. ниже планки в 5 млн. евро, смогут продолжать работу, создавать филиалы, представительства и дочерние организации на территории иностранных государств, если их капитал не будет ниже уровня на указанную дату.

В случаях, когда объем средств окажется ниже этой планки в течение трех месяцев и более, возможен отзыв банковской лицензии.

Новый закон вводится в соответствии с Базельским соглашением о достаточности капитала 2004 г. (Базель II). Как известно, Банк России объявил о присоединении к Базельским принципам еще в октябре 1998 г. Более детально использовать новое Базельское соглашение Россия начнет с 2008 г., хотя упрощенный стандартизированный подход, выбранный Банком России, будет очень похож на Базель I.

Можно критиковать Базельское соглашение, однако выполнять его предписания все равно придется. Главное требование -создание в каждом банке внутренней системы оценки кредитных и операционных рисков, которые позволят рассчитывать необходимый размер собственного уставного капитала. Такой подход имеет, по крайней мере, два достоинства: он заставляет банки лучше управлять рисками и позволяет совершенствовать механизмы рейтинговой оценки заемщиков и других банковских клиентов и партнеров. Однако, хотя Базельский комитет предложил концепцию, направленную на совершенствование управления рисками, он не довел дело до конца и не определил иерархию банковских рисков, уровень гарантирования собственного капитала банков, позволяющий им успешно противостоять системным рискам, возможность которых в условиях обостряющейся конкуренции не следует исключать. Предупреждение системных рисков, скорее, требует стабильности требований к собственному капиталу банков, а не его постоянной адаптации к условиям меняющейся конъюнктуры. Подобная адаптация должна осуществляться с помощью механизмов внутреннего контроля, которые следует создать в каждом банке.

Очевидно, что структуры банковских систем разных стран различаются между собой, так как во многом зависят от способов финансирования национальной экономики, которые, в свою очередь, являются результатом длительного исторического развития. Унифицированное регулирование не может одинаково осуществляться в разных условиях и вызывать одинаковые эффекты. Хотя процесс глобализации приводит к усилению однородности финансовых рынков, страны различаются между собой по таким макроэкономическим характеристикам, как способы финансирования экономики, структура сбережений (зависящая от демографической структуры), способы накопления, объем и распределение добавленной стоимости, состояние внешнеторгового и платежного баланса.

Базель II будет способствовать очередной волне концентрации банковского бизнеса. Это связано с тем, что наиболее передовая методика расчета достаточности собственного капитала, которую будут использовать только крупные банки, позволит им экономить капитал при ведении розничных операций и кредитовании малого бизнеса по сравнению со стандартной методикой, предназначенной для малых банков.

По сути, Базель II будет стимулировать банки на создание условий для применения продвинутой методики внутрибанковских рейтингов. Однако ее использование требует от банков значительных затрат капитала и времени. Банки в соответствии с детализированными критериями Базельского соглашения должны располагать данными за много лет о движении практически каждого кредита, чтобы рассчитать вероятность банкротства заемщика и связанных с ним потерь для банка. Банкам потребуются квалифицированные кадры, соответствующие программное обеспечение и система бухгалтерского учета. Так, чтобы применять продвинутую методику Базеля II, банку Credit Suisse First Boston, по его оценкам, потребуются инвестиции в 100 млн. долл., а Credit Agricole в 100 млн. евро. По оценкам финансовых консалтинговых фирм, в среднем инвестиции на эти цели составят для крупных банков около 1% активов.

Существуют опасения, что чрезмерно детализированные стандарты регулирования каждого типа кредита будут поощрять банки изыскивать способы обхода базельских стандартов и стандартов бухгалтерского учета СААР. Так, согласно некоторым оценкам по новым стандартам банки смогут уменьшить размер достаточности капитала более чем на 10%, занижая на 10% свои оценки потерь в результате банкротств. Это незначительная величина, которую органам банковского надзора будет трудно обнаружить, но и здесь малые банки в менее "выгодном" положении по сравнению с крупными и даже средними.
Вполне понятно, что малые и средние банки не заинтересованы во внедрении новых базельских стандартов. Переход к Базелю II будет непрост для большинства из них не только из-за величины капитала, но и из-за несовершенного качества корпоративного управления, системы управления рисками, слабой материально-технической базы. К тому же российское законодательство не разделяет подходы к банкам в зависимости от их капитала и активов.

На 1 января 2006 г. в России насчитывалось более 700 кредитных организаций (т.е. больше половины общего числа) с размером собственных средств ниже 5 млн. евро. Если бы не это обстоятельство, Министерство финансов РФ не предложило бы особый порядок вступления закона в силу с 2007 г., связанный с необходимостью для действующих банков увеличить размер собственных средств (капитала). В случае реализации положений законопроекта прогнозируется, что к 1 января 2009 г. показатель собственных средств (капитала) банковского сектора в процентах к ВВП составит 7, 0-8, 0%.

Однако опасность разбалансирования банковской системы все равно остается. По мнению ряда экспертов около 600 малых банков не успеют нарастить капитал до необходимого уровня и лишатся лицензий. В результате в разных регионах России, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке, могут произойти провалы в расчетно-кассовом обслуживании промышленных предприятий и населения.

В среднем по России сейчас меньше одного банковского офиса - от 0, 3 до 0, 8 по разным регионам - на 10 тыс. человек. Тогда как, например, в Швейцарии один офис приходится на 1400 человек, а в Германии - на 2000 (табл. 1).

В настоящее время на малый и средний бизнес приходится 1/5 численности занятых в российской экономике. Его доля в проектировании и инженерных изысканиях - 31%, строительстве - 28%, полиграфии - 26%. Велик удельный вес малого бизнеса в производстве потребительских товаров и торговле.

Большинство малых и средних банков, особенно в регионах, считает своей жизнеобеспечивающей нишей именно обслуживание малого и среднего бизнеса.

Наиболее заметным игроком в данном сегменте, помимо Сбербанка, является Внешторгбанк, выделивший на кредитование малого бизнеса более миллиарда долларов. За последние два года проект охватил более двадцати городов [2]. Еще одним крупным игроком призван стать "Российский Банк Развития". Кроме того, о запуске собственных программ кредитования малого бизнеса заявили кредитные организации, сотрудничающие с международными организациями-донорами: Европейским банком реконструкции и развития ("Челиндбанк"), Международной финансовой компанией ("УралТрансБанк" и "НБД"), USAID ("Центр-Инвест", "Русский банкирский дом", СДМ-банк) и др. Специальная кредитная политика в отношении малого бизнеса разработана более чем в 100 банках.

Очевидно, что работа с малым бизнесом в наибольшей степени соответствует принципу диверсификации и дает банку гарантии того, что он не станет заложником крупных клиентов или заемщиков. Крупные предприятия и их проекты и программы чаще всего уже поделены, а сектор малого бизнеса остается пока относительно свободной нишей и может стать основой для деятельности малых и средних банков.

Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокие налоговая дисциплина и инновационная активность, низкий уровень затрат. Малый бизнес - наиболее мобильный сектор экономики, быстрее всех приспосабливающийся к меняющимся условиям рынка.

Этот сектор является основой клиентской базы для малых и средних банков. До недавнего времени это был результат естественного разделения труда в банковском бизнесе. Но есть свои причины серьезного интереса к этому сектору со стороны крупных банков. Завершено разделение промышленных корпораций между банками (в основном крупнейшими) в части их финансового обслуживания. В ряде вертикально интегрированных структур созданы корпоративные банки, обслуживающие финансовые потоки всего холдинга. Промышленные корпорации, в том числе добывающие, часть своих финансовых потребностей удовлетворяют за счет зарубежных кредитных ресурсов, сужая тем самым рынок для крупных отечественных банков.

Московский регион перенасыщен кредитными организациями и капиталом. В нем сосредоточено более 50% всех банков страны и 2/3 остатков на корсчетах. Закономерно поэтому стремление крупных банков в регионы, где создается 90% объема промышленного производства и где в условиях уже поделенного рынка услуг для крупных региональных предприятий те вынуждены активно развивать ритейловые направления, в том числе финансовое обслуживание малого бизнеса.
Помимо расчетно-кассового обслуживания и кредитования почти половина малых и средних банков консультирует малые предприятия, помогает им в финансовом и налоговом планировании, содействует формированию и расширению их рынка. Можно сказать, что малые и средние региональные банки выступают по отношению к малому бизнесу с позиции партнерства.
Главным преимуществом малых банков перед остальными - оперативность в решении вопросов, в том числе о предоставлении кредита. Средний срок рассмотрения заявки составляет всего несколько дней (обычно 3- 5), в то время как в крупных банках он достигает месяца и больше, особенно если вопрос связан с залогом недвижимости. Желание закрепиться на рынке финансовых услуг для малого бизнеса диктует банкам необходимость применения наиболее эффективных методов и моделей определения кредитоспособности заемщика.

Показательно, что во многих малых банках клиентов ведут не менеджеры, а "частные банкиры", наделенные правом самостоятельно принимать решения (по примеру частных швейцарских банков) и в то же время не выходящие за рамки четко прописанных во внутренних документах полномочий и ответственности. В банке при этом существует общая ресурсная политика, и каждая структура, в том числе и "частные банкиры", действуют в жестких рамках выделенных финансовых лимитов. Структура управления крупного банка предполагает автономизацию отдельных направлений деятельности, стандартизацию операций и вариантов принимаемых решений, а поэтому не может быстро и нестандартно реагировать.

Малые банки более гибки и в отношении минимальных размеров ссуд. В небольших банках минимальная сумма кредитов может быть и 5 тыс. руб., у крупных она редко опускается ниже 1 млн. руб. Кроме того, малые банки проводят расчеты и платежи в тех территориях, где "не ступала нога" крупного банка, и являются важной составляющей общероссийской расчетно-платежной системы.

Подтверждением тому, что доходность от вложений в проекты малого бизнеса и их кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса, служит процентная ставка. Так, по кредитам для малых предприятий она более чем в 1, 5 раза выше среднегодового показателя по кредитам для нефинансовых организаций в среднем по России. Банки, работающие в рамках специальных программ (как, например, программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки.

По сути, региональные банки часто осуществляют не только кредитование, но и микрокредитование или микрофинансирование. В последние годы эта тема стала очень популярна: разрабатываются методики микрофинансирования, внедряются новые схемы, создаются специализированные организации. Микрокредит - наиболее приемлемая форма финансирования на пополнение оборотных средств для малых предприятий и частных предпринимателей, не имеющих возможности их получить по традиционной банковской процедуре.

Важность развития этого направления подтверждается и зарубежным опытом. В мире функционируют свыше 60 тыс. кредитных организаций, специализирующихся на микрофинансовых продуктах. В их числе такие крупные, как немецкие KfW Group и ProCredit Bank, французский Банк развития малого бизнеса, канадский Банк развития малого и среднего бизнеса и др. Значительную помощь в развитии этого направления оказывает Всемирный банк - через Международную финансовую компанию, ЕБРР и другие международные донорские организации.

Не будем забывать, что роль государства на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства пока крайне незначительна. Очень мало используется потенциал существующих фондов поддержки малого предпринимательства. Не совсем понятно, почему не используются средства Стабилизационного фонда, исходя из того, что ресурсы фонда могли бы направляться на реализацию конкретных бизнес-проектов малых предприятий, являлись бы возвратными, платными, срочными и, кроме того, могли бы реально заложить основу будущей "несырьевой" экономики.

Малый бизнес и микрофинансовые организации

В сфере малого бизнеса сейчас действует почти 1 млн. предприятий. Каждый год появляется в среднем около 25 тыс. новых фирм (для сравнения, во Франции ежегодно создается около 400). С 2001 по 2005 г. прирост продукции малых предприятий составил почти 250%. По прогнозам Минэкономразвития, в ближайшие четыре года доля малых предприятий в общем объеме ВВП увеличится до 40%, и на них будет работать до 50% занятого населения (сейчас чуть более 20%, в западных странах - более 50%). Однако для этого правительство должно создать условия, обеспечивающие существенный рост числа малых предприятий, - до 50-70 тыс. в год.

Согласно данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства в прошлом году на малых предприятиях резко замедлились инвестиции в основной капитал. В целом по стране темпы роста инвестиций снизились с 40, 8% в 2004 г. до 15, 6% в 2005. Только в двух федеральных округах (Центральном и Южном) темпы роста практически не изменились, а в остальных существенно замедлились. В Дальневосточном федеральном округе они упали с 59, 2 до 40, 3%, Уральском - с 23, 3 до 6, 4%, Северо-Западном - с 52, 3 до 6%, а в Сибирском - с 53, 5 до 2, 6%.

В Приволжском округе рост сменился падением инвестиций на 4, 7%. Если тенденция продолжится, то рано или поздно малые предприятия перестанут успевать за потребностями экономики.

Малый бизнес кредитуют не только банки, но и микрофинансовые организации (МФО): фонды, потребительские кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан и потребительские общества. Правда, поскольку МФО по статусу отличаются от банков и небанковских кредитных организаций, то выдают они не кредиты, а займы и не под проценты, а под "компенсацию за пользование средствами". Если банки привлекают вклады частных лиц, то кооперативы и потребительские общества - "личные сбережения граждан", которые могут размещать в государственные и муниципальные ценные бумаги. Средства для выдачи займов МФО получают в виде банковских кредитов или займов иных организаций, а кооперативы используют для этих целей еще и привлеченные средства частных клиентов.

В среднем более половины выданных МФО займов составляют гранты, полученные от международных агентств (например, Агентства США по международному развитию (USAID), Департамента международного развития правительства Великобритании (DFID), различных инвестиционных фондов, в том числе и зарубежных (например, американская Корпорация по размещению частных инвестиций (OPIQ, Oikocredit (Нидерланды), Feuvart (Франция). Кредиты банков составляют, как правило, 10-20%.

В отличие от банков и небанковских кредитных организаций деятельность МФО фактически никак не регулируется - они не должны соблюдать обязательные нормативы ЦБ и формировать резервы по ссудам, что побуждает банки сотрудничать с микрофинансовыми организациями. Так, например, по инициативе Углеметбанка (УМБ) из Междуреченска (Кемеровская область) было создано потребительское общество "Микрозайм". Если УМБ относит заемщика к 3-, 4-или 5-й категориям риска (ссуды "сомнительные", "проблемные" и "безнадежные", требующие формирования резервов в размере 21 - 100% от выданных сумм), то ему предлагают получить заем в Микрозайме. Обязательным условием получения ссуды в Микрозайме является открытие счета и проведение всех операций по обслуживанию долга в УМБ. За все операции банк берет комиссию от 3 до 10% от полученной суммы (в зависимости от ее размера). Необходимые средства Микрозайм получает от УМБ в виде кредитов. Впоследствии клиент Микрозайма может стать и заемщиком банка [3].

Займы МФО - это аналог кредитов "на неотложные нужды". Для их получения не нужно объяснять, на какие цели будут использованы средства. Микрозаймы для предпринимателей сопоставимы с кредитами на пополнение оборотного капитала. Проверяют своих клиентов МФО так же, как и банки. В расчет принимаются социальный статус заемщика, семейное положение, совокупные доходы и расходы, трудовой стаж, опыт ведения бизнеса (для предпринимателей). Процент невозвратов в МФО, как правило, ниже, чем у банков, - 3-10% против 1-3% от общего количества выданных ссуд.
Конкурировать с банками по выдаче ссуд МФО пока сложно, так как их ставки значительно выше [4]. Средняя ставка по России в МФО - 60% годовых. Для сравнения: банки кредитуют малый бизнес под 18-20% в рублях, кредиты на неотложные нужды выдаются под 13-30% (это заявленные ставки, реальные с учетом дополнительных комиссий могут быть значительно выше). Однако постепенно ставки МФО уменьшаются. Высокие ставки оправданы высокими рисками заемщиков и невозможностью МФО получать прибыль (так как они являются некоммерческими организациями): МФО получают деньги для займов в виде кредитов в среднем под 25-28% годовых. И завышение ставок - их единственная возможность выжить. Сроки, на которые выдаются займы, как правило, составляют от одного месяца до 2-4 лет, средние суммы кредитов для частных лиц - от 5 до 300 тыс. руб., для предпринимателей - от 100 до 500 тыс. руб. Как и в банках, в МФО предусмотрены залоги и поручительства, однако в целом порядок выдачи займов существенно упрощен. Получить заем в МФО можно как наличными, так и безналичным переводом на счет клиента. Способ погашения долга устанавливается уставом МФО и законодательно не регламентируется. Поэтому с МФО всегда можно договориться.

За последние 2-3 года наблюдается значительный рост числа микрофинансовых организаций: в начале 2002 г. их насчитывалось около 350, к концу 2005 г. - более 800. За рубежом МФО играют значительную роль - с их помощью в Европе и США в основном и кредитуется малый бизнес и население. Во Франции, например, около 90% граждан пользуются услугами, предоставляемыми кредитной кооперацией, в США - около 30%, Польше - 4, 5%, Литве - 1, 2%. В России рынок микрофинансирования пока не так сильно развит - его услугами пользуются всего 0, 17% россиян. Но, по мнению аналитиков, эта цифра будет расти. Суммарный кредитный портфель российских микрофинансовых организаций составляет порядка 300 млн. долл. (кредитный портфель банковского микрофинансирования составляет порядка 800 млн. долл.). В то же время, по данным Российского микрофинансового центра, спрос на услуги МФО со стороны малого и среднего бизнеса на суммы до 10 тыс. долл. оценивают в 8-10 млрд. долл.

Малые банки и малый бизнес: опыт взаимодействия

В настоящее время во многих европейских странах развернулся процесс концентрации в банковском секторе, ускорению которого способствуют три фактора:

- формирование мирового рынка, которому должен соответствовать глобальный размер банка или, по крайней мере, его мировое присутствие;

- увеличение размеров предприятий -клиентов банков под влиянием глобализации, поскольку глобальный клиент нуждается в глобальном обслуживании;

- развитие "новой экономики", связанной с новейшей информационно-коммуникационной технологией и радикальным образом меняющей роль посредников - финансовых, торговых или промышленных. Последствия и влияние новой экономики имеют двойственный характер: в одних случаях она способствует деконцентрации и децентрализации, а в других - концентрации и централизации.


Последние события, связанные с противостоянием малых и крупных банков, в ряде стран весьма интересны с точки зрения использования их опыта в России.

До кризиса начала 90-х годов в Великобритании функционировало 540 банков [5], из которых в группу малых и средних банков входили 125 учреждений. Самый мелкий банк обладал активами на сумму 1 млн. ф. ст., а самый большой из мелких - на 3, 2 млрд. фунтов. Для сравнения: Barclays, крупнейший на тот момент времени британский банк, располагал активами на 138, 1 млрд. фунтов.

Банки небольших и средних размеров активно занимались кредитованием под залог коммерческой и жилой недвижимости, цены на которую в 80-е годы стремительно росли. После того как Банк Англии ужесточил денежно-кредитную политику, реальный сектор экономики перешел в фазу спада, и цены на недвижимость упали на треть. Вместе с ними снизились темпы прироста банковских кредитов, в частности кредитов строительным кооперативам. Малые банки испытали двойной удар. С одной стороны, спрос на строительные кредиты упал, с другой - строительные кооперативы, выступавшие крупными вкладчиками банков, снизили объемы депозитов. Группа малых банков в целом сильно зависела от депозитов строительных кооперативов. На втором и третьем месте по важности стояли кредиты иностранных банков и депозиты местных властей. Постепенное сокращение финансирования малых банков со стороны кооперативов и иностранных банков привело к ухудшению качества их активов. Банкротство крупного British & Commonwealth Merchant Bank и четырех малых банков в 1990-1991 гг. положило начало открытой фазе банковского кризиса. Эти новости способствовали изъятию крупных депозитов из других малых британских банков. В последующие три года закрылось четверть всех малых банков. 25 из них обанкротились, а еще 20 исчезли в результате слияний и поглощений.

С середины 1991 г. под контролем денежных властей находилось 40 из 125 малых банков (32% от общего числа). Критерием отбора в контрольный список являлась доступность малым банкам оптового рыночного финансирования. В последующем контроль был распространен на банки, активно участвовавшие в кредитовании строительства. В каждом конкретном случае Банк Англии запрашивал дополнительную информацию, касающуюся ликвидности и потоков денежной наличности, а также планов дальнейших действий. Контроль денежных властей за малыми банками представлял собой мониторинг их крупных операций. Многие сумели самостоятельно выбраться из трудной ситуации. Они получали долговременное финансирование на рыночной основе от крупных банков, переключались на розничные продажи банковских услуг или просто сокращали деятельность исходя из имеющихся пассивов. Помимо мониторинга операций малых банков Банк Англии поддержал ликвидность нескольких учреждений. Решение о выделении кредитов принималось, если денежные власти полагали, что закрытие банков дестабилизирует денежный рынок и приведет к кризису ликвидности других учреждений. Банк Англии в целом сумел предотвратить распространение кризиса на реальный сектор экономики. Действия денежных властей оказались успешными, кризис малых банков не привел к масштабному системному кризису.

Предоставление банкам дополнительной ликвидности происходило с ведома британского правительства. Однако оно не давало Банку Англии никаких гарантий. Иными словами, центральный банк нес риски, и в случае неудачи вся ответственность ложилась на его руководство. Обстоятельства, в которых действовал Банк Англии, обусловливали рыночный характер его операций. В частности, он получал денежную компенсацию от банков, воспользовавшихся его финансированием. К 1995 г. доходы от финансирования малых банков достигли 117 млн. ф. ст.

Наиболее конкурентоспособны малые банки в США. Консолидация финансового сектора страны, укрепление позиций крупных банков, рост конкуренции со стороны небанковских учреждений и падение реальной стоимости страхования депозитов, казалось бы, должны были ослабить конкурентоспособность малых банков. Однако этого не произошло. Более того, малые банки росли быстрее, чем крупные, а их прибыльность удерживалась на сравнительно высоком уровне, хотя малым банкам пришлось повысить процентные ставки по депозитным счетам для привлечения дополнительных финансовых средств.

Падение реальной стоимости фиксированного страхового покрытия по депозитам в принципе ведет к увеличению затрат на финансирование активов за счет депозитных операций, а потому негативно сказывается на тех кредитно-финансовых учреждениях, которые занимаются главным образом депозитной деятельностью. Это относится в первую очередь к малым банкам, поскольку крупные банки получают большую часть своих доходов от неподлежащих страхованию розничных операций.

Ослаблению позиций малых банков должна была способствовать также волна слияний и поглощений, охватившая кредитно-финансовый сектор страны. Доля активов 100 крупнейших банков выросла в последние годы до 3/4 общей суммы банковских активов. Формирование мегабанков усилило восприятие крупных банков как более надежных учреждений для размещения депозитов. Компенсировать такое восприятие можно было за счет повышения номинальной стоимости страхования депозитов, в чем были особенно заинтересованы малые банки. Консолидация в банковском секторе создала необычайно крупный потенциал системного риска, способного подорвать экономику не только на национальном, но и международном уровне.

В дополнение к консолидации все большую угрозу для конкурентоспособности малых банков представляли небанковские учреждения - сберегательные и ссудные ассоциации, кредитные союзы, фонды взаимного кредитования и финансовые компании. Это было связано с высокой зависимостью малых банков от депозитной деятельности в сравнении с крупными банками, а также с их слабыми позициями в области кредитования по сравнению с финансовыми компаниями. Падение активов сберегательных институтов компенсировало рост конкуренции небанковских учреждений, в частности фондов взаимного кредитования.

В начале 90-х годов конкурентные позиции малых банков укрепились благодаря серьезному ухудшению качества активов крупных банков и увеличению разрыва между фактическим размером капитала крупных банков и тем уровнем, который требовали рынок и Базельское соглашение о достаточности капитала. Однако оживление экономики во второй половине 90-х годов стало причиной сильного падения штрафной ставки за досрочное изъятие депозитов, в частности, у крупных банков. Одновременно разрыв между коэффициентами левереджа [6] у малых и крупных банков также заметно сузился, так как крупные банки привели размер своего капитала в соответствие с требованиями Базельского соглашения.

Несмотря на описанные тенденции, влияющие на конкурентоспособность малых банков, последние в 1995-2005 гг. росли более быстрыми темпами, чем крупные, а их доходность оставалась на прежнем уровнем или даже повышалась, хотя они выплачивали более крупные страховые премии по депозитам, чем крупные банки, с целью финансирования быстрого роста своих активов. Этот вывод можно сделать в результате сравнительного анализа с помощью эконометрической модели таких показателей крупных и малых банков, как средние процентные ставки по депозитам, уровни страхования депозитов, количество банкротств. Расчеты показали, что сравнительно быстрый рост стоимости депозитов у малых банков в прошедшем десятилетии отражал их потребность в привлечении дополнительных финансовых средств для более агрессивной и прибыльной экспансии активов. Увеличение незастрахованных депозитов по мере снижения реальной стоимости страхования депозитов и заметное улучшение состояния баланса крупных банков сыграли гораздо меньшую роль в повышении депозитных ставок в малых банках.

На долю депозитов в активах малых банков в настоящее время приходится почти 30% против 10% у крупных банков. Доля долгосрочных депозитов в активах малых банков также превышает соответствующий показатель у крупных банков - 15% против 8%. Активы крупных банков примерно на 1/3 формируются за счет недепозитных обязательств (простых векселей казначейства, средств в федеральном резервном банке, ценных бумаг, проданных по соглашениям РЕПО, кредиторской задолженности, субординированного долга, банковских акцептов и т.д.). В малых банках на них приходится всего 3% активов. Напротив, доля простых акций у малых банков выше, чем у крупных, - 10, 3% активов против 8%. Кроме того, малые банки шире пользуются ссудами Федеральных банков жилищного кредита (табл. 2).

В последнее десятилетие в активах обоих групп банков отмечался сдвиг в пользу недепозитных обязательств и собственного капитала как источника финансовых средств.

Основным инструментом консолидации в американском банковском секторе были поглощения крупными банками банков меньшего размера. Это должно было стимулировать темпы роста активов у крупных банков и, напротив, сдерживать - у малых. За период 1995-2005 гг. ежегодно в результате слияний и поглощений появлялось примерно 300 новых банков против 150 в течение предшествующего десятилетия. Хотя новые банки, как правило, быстро наращивали свои активы, это никак не отражалось на темпах роста активов в группе малых банков. В целом за последние 15 лет темпы роста активов у малых банков были выше, чем у средних или крупных, что способствовало повышению их привлекательности для инвесторов.

Начиная с 1995 г. темпы роста совокупных депозитов у малых банков также опережали соответствующие показатели крупных банков. Такое опережение было характерно и для незастрахованных депозитов, причем темпы их роста постоянно нарастали, в то время как у крупных банков они оставались стабильными. Темпы роста общей суммы процентных депозитов в малых банках постоянно опережали соответствующий показатель у крупных, что в определенной мере отражает тенденцию к разрыву в процентных ставках у двух групп банков. Этот разрыв даже стал увеличиваться, что относится также к кратко - и долгосрочным и другим процентным депозитам.

Относительно более быстрый рост процентных ставок по депозитам у малых банков не повлиял существенным образом на их прибыльность, поскольку был перекрыт высокими темпами роста доходности их активов. Чистая процентная маржа у малых банков традиционно значительно выше, чем у 100 крупнейших банков. Более того, в последнее время у малых банков эта маржа оставалась стабильной, в то время как у крупных - снижалась. Малым банкам удавалось удерживать маржу отчасти благодаря увеличению доли кредитов в активах, а их доходность, как известно, выше, чем ценных бумаг. Хотя в последние три года чистая процентная маржа малых банков стала сокращаться, но эта тенденция наблюдалась и в группе крупных банков.

Что касается доходности капитала (Return on Equity, ROE), то у крупных банков этот показатель стабилизировался на уровне примерно 15%. Начиная с 1995 г. ROE у крупных банков была гораздо выше, чем у малых, что в значительной мере связано с относительно большим удельным весом собственного капитала в активах малых банков. По доходности активов (Return on Assets, ROA) малые банки в целом превосходили крупные, что кажется особенно удивительным, учитывая значительно большие доходы крупных банков от забалансовых операций. Резкий рост ROA крупных банков в конце 90-х годов был обусловлен высокими доходами от операций на рынке капиталов и сделок с ценными бумагами.
Анализ коэффициента левереджа показывает, что у крупных банков он вырос на 2, 3 процентных пункта, а у малых - только на 1, 6. Средние реальные эффективные кредитные ставки у обеих категорий банков в рассматриваемый период увеличились примерно в равной степени.

Таким образом, развитие и высокая конкурентоспособность малых банков в рассматриваемый период были обусловлены следующими обстоятельствами.

Во-первых, не склонные к риску инвесторы всегда делают выбор между размещением средств на нестрахуемых депозитных счетах у крупных, якобы более надежных кредитно-финансовых учреждений и их размещением на застрахованных счетах малых банков по более высоким процентным ставкам. В период, когда вероятность банкротства малых банков низка, влияние страховой премии и фактора надежности банка незначительны. Напротив, значение страховых премий становится очень сильным, когда вероятность банкротства достигает наивысшего уровня: именно в этот период страхование депозитов является наиболее существенным фактором, который банки используют для привлечения инвесторов. Собранные средства они в дальнейшем инвестируют в рискованные активы в надежде получить прибыль, которая позволит удержать конкурентоспособность.

Во-вторых, более высокие затраты малых банков на депозитные операции по сравнению с крупными банками в последнее десятилетие вытекали из их потребности в привлечении средств для финансирования более агрессивной и прибыльной деятельности в сфере кредитования. Другая причина более высоких процентных ставок по депозитам у малых банков - это оздоровление сектора крупных банков за счет существенного улучшения показателя достаточности собственного капитала в 90-е годы. Конкуренция со стороны небанковских финансовых учреждений также сильно повлияла на повышение процентных ставок по депозитам у малых банков. В противоположном направлении действовало снижение конкуренции со стороны сберегательных учреждений в результате сокращения их активов. Рост доли незастрахованных депозитов оказал позитивное и существенное влияние на стоимость депозитов у крупных и малых банков, причем он сильнее воздействовал на малые, чем на крупные банки.

Необходимые условия функционирования малых банков и малого бизнеса

После долгого периода, в течение которого размер банка не играл существенной роли, в последние два десятилетия проявилась тенденция увеличения размеров банков, а главной движущей силой развития банковского дела стало получение и использование экономии на масштабах. Однако фактор размера банка не приобрел в банковской индустрии такого значения, какое ему придавали некоторые специалисты. И хотя экономия на масштабах играет определенную роль в банковской сфере, в некоторых условиях и малые размеры могут представлять для банков реальное конкурентное преимущество. Экономия на масштабах играет важную роль лишь в некоторых сферах банковской деятельности, в частности в сфере массового обслуживания клиентов.

Концентрация банков не является необратимой. Есть несколько факторов, которые препятствуют данному процессу. Эти факторы могут иметь финансовый характер, связанный с недостатком собственных средств, юридический или человеческий факторы, выражающиеся в сопротивлении сотрудников банков нововведениям и изменениям.

В условиях все более обостряющейся конкуренции выживание и развитие малых банков возможны только в том случае, если они будут соблюдать несколько основных правил, которые не являются предметом выбора, а имеют для таких банков обязательный характер.

Прежде всего банк должен запретить себе работать в сферах со значительной экономией на масштабах. Можно быть малым банком и быть высокорентабельным, если отказаться вопреки моле от многих видов деятельности. Малые банки должны отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые требуют больше изобретательности, чем агрессивности.
Банк должен быть специализированным. Существует две стратегии развития: универсальный рыночный банк или специализированный банк. Стратегия универсального банка подразумевает развитие широкого набора банковских продуктов, большого круга корпоративных клиентов и физических лиц, а также значительного регионального присутствия. Для успешной реализации этой стратегии требуются значительные финансовые и человеческие ресурсы. Эта стратегия реализуется большинством крупнейших банков России, и поэтому универсальному банку придется конкурировать в сегменте крупных банков. Такая стратегия для малого или среднего банка приведет к низкой доходности на инвестированный капитал, и успех ее реализации в полном масштабе маловероятен. Банк, скорее всего, столкнется с трудностями привлечения инвестиционного капитала в требуемых размерах.

Ни один банк, каков бы ни был его размер, не является сегодня универсальным. Чем меньше размер банка, тем больше должна быть выражена его специализация, которая, однако, должна быть не ограниченной, а оптимальной, позволяющей предоставлять максимум услуг определенному сегменту клиентов. Специализация может осуществляться по различным направлениям: она может быть функциональной или географической. Глубокое знание данной географической зоны может в будущем составлять важное конкурентное преимущество для многих видов банковской деятельности. Банк может также специализироваться на обслуживании определенной группы клиентов.

Например, можно развивать стратегию региональной экспансии банка, если у него есть в этом конкурентные преимущества. Это может быть присутствие в регионе или административный ресурс собственников банка в нем. Тогда можно использовать эти преимущества для построения филиальной сети в этом регионе. Банк может также специализироваться на группе клиентов (физические и юридические лица) и выпускать ограниченный круг продуктов, необходимых для удовлетворения их потребностей. Например, можно создать отраслевой банк с набором банковских инструментов, необходимых для предприятий данной отрасли, и специализироваться на обслуживании клиентов из этой отрасли. Банк может специализироваться на одном из продуктов, например, потребительском кредитовании, кредитовании малого и среднего бизнеса, инвестициях в недвижимость.

Для этого следует проанализировать конкурентные преимущества банка, что есть у банка и на чем можно строить стратегию. Необходимо четко понять цели и задачи акционеров. На основании этого можно сформулировать ряд альтернатив развития банка. Как правило, эти стратегии будут отличаться необходимыми для их реализации ресурсами, амбициями собственников и менеджмента банка, разными уровнями риска.

Наименее рискованная стратегия связана с обслуживанием предприятий, принадлежащих собственникам банка. Если круг таких предприятий соответствует возможностям и потребностям банка, на их основе можно создать банк, оптимизированный для работы с этими предприятиями: продукты, географическое присутствие, персонал. Следует также помнить, что рыночная стоимость такого банка будет незначительна, поскольку продажа его как бизнеса маловероятна. Поэтому следует учитывать временной горизонт выхода собственников банка из бизнеса при реализации данной стратегии.
Банк должен быть гибким. Долгое время банки рассматривали своих клиентов просто как потребителей услуг. Сегодня потребитель - главное лицо, и отношения банка с клиентами должны строиться на основе гибкости, которая представляет собой способность банка к персонализации и ускорению предоставления услуг. Основой гибкости являются человеческий капитал и новейшие технологии. Первый важен, поскольку банковская индустрия в первую очередь является не только трудоемкой отраслью, но и отраслью с высококвалифицированным персоналом; в большинстве видов банковской деятельности удовлетворенность клиентов зависит от повышения уровня квалификации сотрудников банка. Новейшие технологии являются одновременно факторами концентрации и децентрализации, гибкости и усиления негибкости. Все зависит от способов их использования. Снижение стоимости и миниатюризация новых технологий способствуют ликвидации, казалось бы, непреодолимого отставания малых банков, имевшего место во время развития крупных информационных систем. Гораздо легче управлять гибкостью информационных технологий, когда они размещаются в учреждениях относительно небольших масштабов.

Банк не должен брать на себя слишком высокий риск. Сегодня малый размер банка уже не является синонимом невозможности принятия риска. Риск должен быть пропорционален не размеру банка, а его способности страховать риск, который он берет на себя. Сегодня для большинства банков кредитование является лишь одним из видов деятельности. Вместе с тем появляются новые рискованные типы операций и соответственно новые типы рисков. В целом же в банковском бизнесе доля рискованных видов деятельности уменьшается (это отражается в росте доли комиссионных в валовом банковском продукте), что повышает конкурентоспособность малых банков.

Банк должен развивать сотрудничество. С недавнего времени большинство банков, включая самые крупные, официально признали достоинства сотрудничества с другими банками и финансовыми учреждениями. Чем меньше размеры банка, тем более необходимо для него сотрудничество и тем большую осторожность он должен проявлять, чтобы избежать трансформации сотрудничества в захват, т.е. в потерю независимости.

Наконец, банк ни в коем случае не должен жертвовать маржой. Чтобы выжить, малый банк должен позиционироваться на нишах с низкой эластичностью цен. Для малого банка нерентабельный клиент может принести больший ущерб, чем для крупного.

В условиях глобализации и технологической революции ключевыми факторами успеха любого банка являются:

- концентрация усилий на одной или нескольких базовых видах деятельности;

- осторожное продолжение процесса диверсификации;

- все более частое использование различных схем и форм сотрудничества, в рамках которых названные выше процессы могут эффективно развиваться при условии роста профессионализации.


Соблюдение перечисленных выше правил и стратегических принципов позволит малым банкам сохранить свои конкурентные преимущества.

Большинство российских малых и средних банков сегодня находятся в переходном состоянии, когда размер и рост их работающих активов не позволяет поддерживать уровень доходности на вложенный капитал на должном уровне. Что более важно, уровень доходности стал ниже по сравнению с другими отраслями экономики и в некоторых банках даже ниже уровня инфляции. Основная причина такой тенденции - падение доходности банковских инструментов и рост стоимости заемного капитала. Поскольку эта тенденция может сохраниться и в будущем, перед многими акционерами банков стоит вопрос: каким образом их банк может сохранить и усилить устойчивую долгосрочную конкурентную позицию и обеспечить достаточную доходность на вложенный капитал? А это возможно только за счет четко сформулированной стратегии развития банка, в которой прописано: кто будет клиентами банка, какие продукты им предложить, как бороться с конкурентами, какую доходность могут ожидать акционеры на вложенный в банк капитал и какие от них потребуются дополнительные ресурсы на развитие банка.

  1. Соответствующие поправки вносятся также в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Банке России".
  2. Для реализации данного проекта и максимального упрощения кредитной процедуры во Внешторгбанке сформированы отделы кредитования малого предпринимательства. Каждый из шести сотрудников такого подразделения наделен соответствующими полномочиями и правом оперативно принимать решение по всему циклу операций, связанных с предоставлением кредитов.
  3. В международной практике успешное сотрудничество банков и МФО не редкость. Например, эквадорский Banco del Pichincha на базе своих филиалов в бедных районах страны создал МФО, которые уже через два года достигли самоокупаемости, а через три года вышли на высокую норму прибыли на капитал. Займы предоставляются Banco del Pichincha и находятся на счетах банка, а обслуживающая компания CREDIFE отвечает за работу с просроченной задолженностью, получая при этом комиссию в форме фиксированного процента от заемного портфеля. Финансовые отчеты CREDIFE в конечном счете консолидируются с отчетностью головного банка.
  4. В то же время кредитные кооперативы, привлекающие личные сбережения граждан, как правило, предлагают по ним более высокие проценты, чем банки. К примеру, в КО "Алтей " вклады принимаются под 19% годовых, в КО "Интеллект " - под 21%. На начало мая банки давали по годовым депозитам в среднем 10%.
  5. Британская банковская система может быть разделена на три части: крупные коммерческие и торговые банки, малые и средние банки, а также местные отделения и филиалы иностранных банков.
  6. Отношение показателей баланса. которые оказывают на степень финансирования банка за счет собственных, а не заемных средств.


А.Г. САРКИСЯНЦ, кандидат экономических наук, директор Департамента корпоративного бизнеса банка "ГЛОБЭКС"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости