Подготовленный Правительством России пакет законопроектов в отношении малого бизнеса может значительно снизить административную нагрузку на предпринимателей. Эксперты поддерживают начинания власти, однако сетуют на непоследовательную политику в отношении малых предприятий.
Еще в марте на заседании президиума Госсовета, посвященное малому предпринимательству, рабочая группа Государственного совета РФ по вопросам развития малого бизнеса представила президенту Медведеву доклад, в котором отмечалось высокое значение административных барьеров при открытии бизнеса малыми предприятиями. Дмитрий Медведев согласился с тезисами, заявив, что "в будущем в условиях инновационной экономики новое дело надо будет начинать буквально за считанные дни, а инновационный бизнес уйдет в те российские регионы и муниципалитеты, где власти создадут условия для их стремительного старта". В мае президент подписал Указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". И вот 1 июля созданная ранее Правительственная комиссия по малому бизнесу под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова представила ряд предложений, обеспечивающих льготы для малого бизнеса.
Депутаты предлагают ввести уведомительный порядок для начала бизнеса в некоторых наиболее востребованных предпринимателями сферах (таких как торговля, бытовые услуги, общественное питание). С 2011 года уведомления можно будет отправлять по электронной почте, а до этого времени - в федеральный орган исполнительной власти (предположительно, ФАС) или на адрес региональных и муниципальных властей. Проверять малые предприятия можно будет не больше 70 часов в год и не чаще одного раза в три года, именно такой лимит существует в странах Восточной Европы, чей опыт намерена активно использовать министр Эльвира Набиуллина. Лицензирование в некоторых видах деятельности (в том числе и в области перевозок пассажиров, а также общественного питания) депутаты предлагают заменить обязательным страхованием ответственности.
Административные барьеры - не единственная проблема малого бизнеса,
но именно она, в значительной степени, влияет на создание новых предприятий
Комиссия также одобрила внесение изменений в закон "О милиции", которые должны исключить "внепроцессуальные полномочия органов внутренних дел". Президент организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" Сергей Борисов уверен, что в результате количество милицейских проверок может сократиться примерно на 60%.
Еще одна инициатива МЭРТ направлена на упрощение доступа малых компаний к электросетям. Новый регламент, устанавливающий невысокие фиксированные цены для подключения к энергомощностям в 100 киловатт, вероятно, будет разработан к сентябрю 2008 года. И, наконец, 4 июля Госдумой был принят "о "малой" приватизации", дающий малым предприятиям до 1 июля 2010 года преимущественное право приобретать арендуемое ими имущество по рыночной цене.
Все эти меры, по замыслу властей, должны привести к росту доли малого бизнеса, особенного инновационных проектов.
К 2020 году, согласно концепции инновационного развития страны, он "должен стать одним из ведущих - и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности". Средний класс, который к тому же сроку по планам правительства должен составлять до 60-70% населения страны, должен пополняться именно из этого сектора.
А тому, кто невысок, нелегко сорвать цветок…
Руководитель направления "Исследование проблем малого бизнеса" Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов рассказал 5-tv.ru, что, несмотря на препоны, малый бизнес в последние годы растет практически по всем показателям. Среднегодовой оборот малых компаний, например, увеличивается ежегодно примерно на 15%. Сейчас в России насчитывается 1 миллион 133 тысячи малых предприятий, и работает на них порядка 10 млн человек. Прирост рабочих мест составляет 3-4% в год.
Только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют
около 10% их выручки. Нелегальные могут отнять еще до 10% выручки
Однако создавать и вести собственное дело в нашей стране по-прежнему нелегко, несмотря на несмолкающие разговоры о поддержке малого бизнеса. Так, например, в некоторых областях (санитарно-эпидемиологическое благополучие, экология) только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% их выручки. Нелегальные могут отнять еще до 10% выручки (в среднем - 6%). При определенной подготовке зарегистрировать своё дело можно за 5-10 дней, а без нее можно потратить на это месяц (финансовые затраты - отдельная тема). Надзор за бизнесом по 45 видам контроля осуществляют порядка 30 органов, и это только на федеральном уровне, а органы милиции имеют полномочия по полномочия по 22 составам административных правонарушений. В результате малый бизнес в России дает примерно 17% ВВП, в то время как в США и Евросоюзе этот показатель равен 80%. Принятие новых законов, по расчетам представителей МЭР, позволит увеличить вклад малого бизнеса в ВВП до 50% в течение ближайших 5-7 лет.
В целом Сергей Борисов не случайно назвал заседание Госсовета "судьбоносным", в случае одобрения пакета предложений условия для развития малого бизнеса действительно будут улучшены на порядок. Алексей Шестопёров, однако, полагает, что радоваться раньше времени не стоит. "В 2001-2002 гг. в рамках политики дебюрократизации экономики аналогичные предложения уже выступали на повестке дня. Однако к концу парламентских слушаний большая часть полезных мер была просто "зарезана"", - напомнил он.
Пока в самом правительстве не существует консолидированной позиции в отношении послаблений для малого бизнеса, есть все основания ожидать длительных препирательств, полумер и взаимоисключающих решений.
"Для предпринимателей первостепенное значение имеют четкие и прозрачные правила игры. А на сегодняшний день таковых нет. Как нет и стратегии развития предпринимательства на ближайшую и отдаленную перспективу", - подтверждает Сергей Борисов.
Маловато будет
Преодоление бремени административных барьеров не случайно стало точкой отсчёта помощи малому бизнесу - в секторе промышленного производства, по информации Алексей Шестопёрова, более 20% чистой прибыли уходит на оформление бумаг. Но, по оценке самих предпринимателей, власть все же работает в "одни ворота". Отмечается, что самые проблемные вопросы - согласование границ и регистрация земельных участков, уменьшение налогов - были обойдены вниманием. И важнейшая проблема малых предприятий всего мира - нехватка финансовых ресурсов - пока тоже осталась вне фокуса.
Снижение административного бремени - мера, безусловно, полезная.
Но сами предприниматели более всего ратуют за уменьшение налогов
Между тем, по оценке Алексея Шестопёрова, именно доступ к финансам имеет определяющее значение для развития инновационных форм малого бизнеса. "Постоянная модернизация, сертификация, патентование - все это неотъемлемые составляющие инновационного производства и все это требует средств", - заявил он 5-tv.ru. Видимо, решать эти вопросы малые предприниматели будут в меру собственной фантазии, поскольку государство пока не подготовило адекватных ответов. Более того, остается ждать окончательного решения по выдвинутым предложениям - в период политической активизации подобные меры могут оказаться лишь частью политических игр.
Инна Новоженина