Проект бюджета на 2007 год, более-менее благополучно миновав процесс согласований в правительстве, оказался на рассмотрении в Государственной Думе, где, по мнению большинства наблюдателей, никаких революционных изменений в нем не предвидится. Действительно, что станет радикально менять в основном финансовом документе имеющая большинство в парламенте партия власти? Конечно, 2007 год – год выборов в Думу, но для "Единой России", несмотря на горячее желание показать себя защитницей интересов избирателей, самое важное – не поссорится с Белым домом, а уж тем более с кем-нибудь в Кремле.
Надо сказать, что Минфин приготовил в этом году неожиданный сюрприз: вместе с официальным проектом бюджета на суд всех заинтересованных лиц представлена "Методология формирования нефтегазового баланса бюджета России", где предлагается заменить действующий стабфонд нефтегазовым фондом, "в который направлялись бы все нефтегазовые доходы", и ограничить их приток в экономику
В самом начале "Методологии" декларируется цель: все содержащиеся в ней предложения направлены на снижение зависимости экономики от невозобновляемых природных ресурсов.
При этом как Симачев, так и ряд других экспертов указывают на то, что реализация заложенных в "методологии" принципов в ближайший год неосуществима. Если вычесть из бюджета следующего года доходы от нефти и газа, то дефицит, по подсчетам Минфина, составит 5,4 % ВВП. Значит, если предложение Кудрина начать реализовывать уже в следующем году, то ни о нацпроектах, ни о росте зарплат и пенсий не может идти и речи. Принципы, заложенные в методику, надо, по мнению экспертов, обкатывать сначала на "игровом" уровне. Симачев считает, что такая обкатка должна продолжаться два-три года.
При этом, надо сказать, что борьба с соблазном много тратить и вызывает самые разные толкования. Еще при обсуждении бюджета на правительстве ряд министров начал настаивать на дополнительных финансовых вливаниях в их отрасли. Так, министр культуры просил еще 13 миллиардов рублей "на предотвращение новых музейных краж". Министр сельского хозяйства запрашивал
В итоге Минэкономразвития в очередной раз уточнило прогноз цены на нефть в следующем году, подняв его до 61 доллара за баррель. Вследствие этого речь зашла о повышении расходов бюджета в 2007 году более чем на 100 миллиардов рублей.
Однако вопрос не только в том, появятся ли лишние деньги, но и в том, куда они будут направлены. Многие критики федерального бюджета обращают внимание на одну из его особенностей: бюджетная система России организована таким образом, что преобладающая доля бюджетных ресурсов направляется на содержание и воспроизводство бюрократии. И
При этом министерства и ведомства не справляются с льющимся на них потоком денег. Помимо запланированного профицита российский бюджет сталкивается и с неизрасходованными средствами. Минфин все ускоряет процесс досрочного погашения внешнего долга и пытается минимизировать иные способы расходования стабфонда, а правительство и Центральный банк, как могут, борются с инфляцией. В этих условиях происходит укрепление рубля, уже вызвавшее тревогу президента.
Алексей Кудрин, завершив верстку бюджета на 2007 год, назвал его "бюджетом инвестиций в человека, в будущее поколение". Увы, это определение сегодня вызывает серьезные сомнения. Концентрация доходных источников в федеральном бюджете, запланированная и в этот раз, приводит к тому,
При этом, несмотря на профицит федерального бюджета, то и дело раздаются голоса, утверждающие, что наше бедное государство не может позволить себе такую роскошь, как бесплатное образование и здравоохранение. Целый ряд недавних заявлений наших достаточно крупных чиновников говорит о том, что такие идеи постоянно витают в бюрократических умах. К счастью, вполне однозначное заявление президента о необходимости сохранения всеобщего бесплатного среднего образования сняло вопрос о его скорой коммерциализации. Но есть еще и вузы, где количество бюджетных мест признано сотрудниками Минобрнауки чрезмерным. А еще у нас есть система здравоохранения, слишком во многом отвечающая известному по старым анекдотам советскому принципу: "лечиться даром – даром лечиться".
Но есть проблемы и помимо количества средств, выделяемых на социальные программы. Так, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, профессор ВШЭ Александр Чепуренко уверен: "говорить надо не столько о количестве денег, выделенных на социальные программы, сколько о механизмах, которые в этой области задействованы". По его мнению, "если поставленная задача повышения уровня жизни населения не решается в рамках существующей модели социальной политики, значит важнее сменить модель, чем добавлять средства".
Увы, пока ни бюджет, ни "Методология", представленная Минфином, такие задачи перед собою не ставят. А значит, социальные проблемы будут