Московская организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" по заказу администрации области выполняет мониторинг функций государственной власти. О том, для чего это делается и за счет чего можно сократить государственный аппарат и расходы на него, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с директором института Сергеем Мигиным.
ИА REGNUM: Что такое аутсорсинг, и каким образом это понятие можно применить к государственной службе?
Та оптимизация функций, которая ведется сейчас нами для администрации Архангельской области, подразумевает, что после аналитической работы будут проведены некоторые изменения. В частности, будут исключены дублирующие функции, администрация области избавится от избыточных функций, где-то произойдет отказ от негосударственных полномочий и передача их на рынок. Один из вариантов решения этой последней проблемы - это передача функций на аутсорсинг. Под этим понимается передача на долгосрочной контрактной основе отдельных административно-управленческих процессов внешним поставщикам. Разовые закупки не могут рассматриваться как аутсорсинг.
ИА REGNUM: Могли бы вы конкретизировать какие именно государственные функции могут быть переданы на аутсорсинг?
Во-первых, это то, что уже давно делается - техническое обслуживание зданий, уборка помещений, транспортное обеспечение. Многие переходят сейчас на аутсорсинг в мобильных переговорах и заказывают различную аналитику. Если существуют, например, полномочия органов власти по мониторингу различных рынков, то почему бы эту функцию не передать организациям, которые занимаются этим непосредственно? Это могут быть консалтинговые фирмы или институты. Они эту работу ведут для нужд бизнеса, а значит, могут с гораздо меньшими издержками и для органов власти. Нужно понимать, что мониторинг ради мониторинга - это функция для государственной власти избыточная, в любом случае он должен проводиться с целью принятия управленческих решений. И стоит задуматься, а есть ли смысл держать ради этого целый аналитический отдел или гораздо эффективнее передать этот вид деятельности на аутсорсинг.
ИА REGNUM: Можно ли передать функцию обучения глав муниципальных образований на аутсорсинг с целью развития сельских территорий? Допустим, будет проведен конкурс среди консалтинговых организаций, победитель которого займется затем консультированием на профессиональной основе. Это реально?
Это очень хорошо ложится в концепцию аутсорсинга и как раз может оказаться очень эффективным. Задача государственного служащего - быть профессиональным управленцем, а не преподавателем или бизнес-консультантом. Все остальное по возможности нужно передавать более эффективным структурам. Нужно понимать, что эффективнее нанять профессионала на такую работу, нежели поручить это делать государственному служащему, работающему за более низкую зарплату. Конкурс будет проводиться среди нескольких потенциальных поставщиков, это позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант по цене и качеству.
ИА REGNUM: Выгодно ли это экономически?
В издержки обучения следует вкладывать не только зарплату госслужащего, а в целом затраты на деятельность соответствующего органа власти. Сложно рассчитать эти затраты прямо сейчас, но есть калькуляция, которая выделяется на деятельность органов власти. Чтобы организовать обучение нужно не только занять сотрудника, но нужно еще учитывать, что его отвлекают от реализации его прямых задач. Альтернативная стоимость рабочего времени профессионального управленца очень высока. Семинар для глав муниципальных образований, проведенный начальником отдела какого-либо администрации, будет стоить очень дорого, так как он отвлекается на это время от своих прямых обязанностей. Во-вторых нужно учитывать весь комплекс организационного обеспечения - подготовка помещения, раздаточный материал, технические средства. Это весьма немалый объем временных и материальных затрат. Если все это посчитать, то все это выльется в серьезную сумму, за которую любая консалтинговая фирма с удовольствием подготовит и проведет семинар, а, может, и два. В том-то вся и беда, что у нас считается, что те ресурсы, за которые в явной форме не заплачено, бесплатны. А это не так, за них платит государство. Если сократить государственные функции и перейти на аутсорсинг, госаппарат станет более компактным, в государстве будет развиваться конкурентная среда, в конце концов, будет достигнута экономия бюджетных средств.