Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Помощь для малого бизнеса. Интернет-журнал "Новая политика", 17 декабря 2008г.

Государство должно облегчить коммерсантам налоговое и административное бремя.


В конце прошлой недели в ходе совещания по вопросам действия контрольно-надзорных органов глава администрации президента Сергей Нарышкин предложил проводить внеплановые проверки российских предприятий только при наличии санкции прокурора и ввести "контрольные каникулы" для тех, кто такие проверки успешно прошел. Фактически мы еще раз услышали призыв "не кошмарить бизнес". Увы, но это, прежде всего, означает, что, несмотря на требования президента и премьера, неприглядная чиновничья деятельность в отношении средних и малых предпринимателей продолжается. И кризис ей тоже не помеха.

Между тем, именно в условиях кризиса, когда даже казенно оптимистичные депутаты-единороссы предсказывают в будущем году еще два пика увольнений, которые коснутся как рабочих, так и служащих, вопрос о поддержке и развитии малого бизнеса стоит особенно остро.

Вскоре после предыдущего финансового катаклизма – дефолта 1998 года – автору этих строк довелось беседовать с хорошо известным еще с советских времен экономистом, директором института Европы Николаем Шмелевым. "Я считаю, – сказал он тогда, – что одна из главных стратегических ошибок и большевиков, и горбачевской перестройки, и реформаторского периода – постоянная занятость проблемой "Уралмашзавода" (или любого другого промышленного гиганта). На самом же деле основная экономическая динамика, основной научно-технический прогресс исходит в основном из мелкого и среднего производства. Если Россия будет удачно продвигаться к рынку, безработица в стране может составить где-то 30-35 %. И с таким наплывом безработных никакой "Уралмаш" не справится, спасти может только малый бизнес – кирпичный заводик, маленький магазинчик. Так что жизнь заставит дать в итоге привилегированный режим мелкому и среднему бизнесу, как это сделал двадцать лет назад в Китае Дэн-Сяопин".

В период кризиса вопрос о поддержке и развитии малого бизнеса стоит особенно остро

Прошло почти 10 лет, на смену "Уралмашу", чье имя ассоциируется сейчас не столько с промышленным гигантом, сколько с одноименной преступной группировкой, пришли новые флагманы отечественной экономики, а опыт Дэн-Сяопина, вопреки надеждам Шмелева, мы до сих пор не переняли. Между тем, безработица в связи с кризисом растет ударными темпами, и 39 % населения, согласно исследованиям ФОМа, уже выражают недовольство властью.

Разумеется, федеральная власть предпринимает попытки как-то облегчить положение российского бизнеса вообще и малого, в частности. Так весьма популярной стала идея введения налоговых кредитов и налоговых каникул. После раздачи крупным банкам и холдингам миллиардных кредитов это последнее слово отечественной антикризисной политики.

Однако и здесь малый бизнес вполне может оказаться в положении Золушки.

Что касается налогового кредита, то чиновники уже составляют перечень 150-200 "системообразующих" компаний, которым государство будет помогать в первую очередь. Критерии отбора таковы, что, выиграв конкурс лоббистов, в список может попасть почти любое сколько-нибудь значимое предприятие, главное – удовлетворять хотя бы одному из предложенных условий.

Между прочим, например, во Франции правительство объявило в качестве антикризисной помощи реальному сектору экономики отсрочку налоговых долгов на три года и перенос выплаты налога на прибыль на четыре месяца. Такие меры позволяют ослабить нехватку оборотного капитала у всех предприятий страны, включая малый и средний бизнес. Но мы, увы, пошли другим путем, выгодным не столько тем, кому помогают, сколько тем, кто имеет отношение к распределению помощи. Напомним хотя бы то, что, согласно Налоговому кодексу, воспользоваться налоговым кредитом может только компания, имеющая безупречную репутацию и поручителя, занимающаяся НИОКР, инновациями, создающая рабочие места для инвалидов, выполняющая заказы по развитию регионов или поставляющая важные услуги населению.

Какая компания без "дружеской помощи" соответствующих чиновников сможет доказать, что отвечает всем этим требованиям? А главное: как пробиться в такой список малому и даже среднему предприятию?

Между тем, еще месяц назад объединение малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" представило первому вице-премьеру Игорю Шувалову предложения, направленные на поддержку небольших предприятий. Среди них были просьбы о введении беспроцентной отсрочки платежей по налогам на прибыль и НДС за 2008 год сроком на год и введение нулевой ставки по налогу на прибыль на 2009 год. Кроме того, малый бизнес хотел бы сократить не менее чем на 50 % ставки аренды на государственное и муниципальное имущество для малых предпринимателей, а также снизить стремительно выросшие банковские ставки по кредитам.

Руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Николай Смирнов считает, что в нынешней ситуации необходимо принимать системные решения. "Необходимо обеспечить защиту прав собственности, – уверен он. – Необходимо упорядочить сферу контроля и надзора, чтобы предпринимателей не мучили немыслимым количеством проверок. Необходимо обеспечить информационный доступ к принятию политических решений, чтобы тот же малый бизнес мог наблюдать за этим процессом, а лучше – принимать в нем посильное участие. Необходимо, чтобы устанавливаемые правила были до некоторой степени гибкими, и можно было скорректировать возникающие негативные моменты".

Неприглядная чиновничья деятельность в отношении средних и малых предпринимателей продолжается

У самих представителей малого и среднего бизнеса (имеются в виду не только деятели той же "ОПОРЫ России") также есть свои предложения. Глава занимающейся пошивом рабочей одежды компании "Формика" Илья Хандриков (он возглавляет оргкомитет Всероссийского движения "За честный рынок") уверен, что предприятиям его отрасли необходимо требовать от правительства ввести налоговые каникулы, а также мораторий на досрочный возврат кредитов по требованию банков. "Как быть с оборотными средствами? – объясняет он. – Мне этим летом пришлось потратить много времени, чтобы найти источники пополнения оборотных средств, либо госгарантий. К сожалению, сегодня такие возможности есть только у малых предприятий, да и то в столице. Уже останавливаются фабрики в регионах. Прибыльными в конце года останутся единицы предприятий". Для его отрасли, уверен Хандриков, необходимо также оградить рынок от контрабанды, в первую очередь, из Юго-Восточной Азии. В то же время он смотрит на ситуацию весьма пессимистически: "К сожалению, трудно ожидать позитивных шагов правительства по поддержке отрасли. Думаю, мы окажемся в конце очереди: сначала сырьевые олигархи, банкиры, автопроизводители, авиаторы, торговые сети, строители". И его пессимизм понятен: по оценкам отраслевых экспертов, в этот кризис погибнет около 50% малых и средних предприятий легкой промышленности.

"Пришло время отказаться от идеологии тришкиного кафтана, когда мы перебрасываем с места на место ограниченные финансовые ресурсы, временно закрывая наиболее уязвимые участки, – утверждает Сергей Мигин, заместитель гендиректора НИСИПП. – Эксперты, говоря о малом бизнесе, уже не первый год утверждают: финансовая поддержка не так нужна ему, как нормальные условия развития. Не трогайте малых предпринимателей, не курируйте их так усердно. Ответ на вопрос "что делать" в принципе понятен: есть масса известных инструментов, была бы воля их применить".

Сегодня мировой кризис грозит опрокинуть российских предпринимателей, прежде всего, малых и средних. О том, что им необходимо помочь, мы постоянно слышим из уст первых лиц государства, тут же предлагающих и различные варианты этой помощи. Однако между ними и предпринимателями – масса людей, преследующих свои корыстные цели. И нужна реальная политическая воля, чтобы объявленные полезные меры претворить в жизнь. Пора бы, с одной стороны, дать предпринимателям ту самую пресловутую удочку, с помощью которой они могли бы прокормиться сами. А, с другой стороны, пора дать по рукам всем тянущимся к этой удочке с разных сторон: она для тех, кто кормит себя и других, а не для тех, кто за государственный счет над ними надзирает. Иначе нынешний кризис пройдет по России, как цунами по берегам Таиланда.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости