Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Смоленская область: предприниматели поделились со студентами опытом. ИА "Альянс Медиа", 18 декабря 2008 г.

В Смоленском институте экономики, филиале Санкт-Петербургской академии управления и экономики, прошел круглый стол на тему «Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в смоленском регионе».

В конструктивной дискуссии приняли участие представители областной и городской администраций, торгово-промышленной палаты, сотрудники банков и страховых компаний, руководители малых предприятий и предприниматели, а также преподаватели и студенты вуза, которых волнует вопрос: как открыть бизнес в условиях экономического кризиса?

За круглым столом обсуждались проблемы и перспективы развития малого бизнеса Смоленской области в сложных для экономики России финансовых условиях. Особенно актуальными стали предложения по оказанию поддержки предпринимателям Смоленщины.

«Развитие малых предприятий является ключевым фактором общего подъема экономики региона», - подчеркнули участники круглого стола.

Малый бизнес для Смоленской области - это перспективная база для активизации предпринимательской «жилки» у населения и ведения инновационной деятельности, способной решить многие социальные задачи.

В последние годы сфера малого бизнеса играет все более важную роль для создания социальной стабильности и благоприятного делового климата во всех отраслях экономики, и с каждым годом число малых и индивидуальных предпринимателей увеличивается.

Сегодня в Смоленской области действует более 4 тысяч малых предприятий и 425 крестьянских фермерских хозяйств, свое дело открыли 25 тысяч предпринимателей.

Всего в малом бизнесе Смоленщины трудится более 80 тысяч человек.

Интересно, что среднегодовой рост числа малых предприятий в Смоленской области значительно опережает аналогичный показатель по ЦФО. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по состоянию на январь 2008 года, на 100 тысяч жителей Смоленщины приходилось 431 малое предприятие. В Брянской области - 341, в Орловской области - 403, в Тверской - 505, в Калужской области - 665. Однако вклад малого бизнеса в экономику Смоленщины отстает от общероссийских показателей. В общем объеме валового регионального продукта доля продукции, произведенной малыми предприятиями, составляет около 10 процентов, в целом по России - 11,5 процента.

При этом сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, численность людей, занятых на малых предприятиях, и объем выручки от реализации свидетельствуют о его развитии в сфере торговли, бытовых услуг и общепита. В промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте доля малых предприятий по-прежнему незначительна.

Смоленский регион привлекателен для инвесторов. Но несмотря на улучшение предпринимательского климата на Смоленщине в последние годы, до сих пор не устранены проблемы, тормозящие его развитие. Это и незавершенная законодательная база, регулирующая деятельность малого предпринимательства, и административные барьеры, и недостаток финансовых средств. Многим бизнесменам не хватает собственного капитала для дальнейшего развития предприятия, не говоря уже о трудностях получения банковских кредитов. Взять кредит в условиях экономического кризиса возможно, хотя сегодня многие смоленские банки не проводят активные операции кредитования.

Острота проблемы - в высокой процентной ставке, особенно непосильной для начинающего предпринимателя! «Кредитные ресурсы - это деньги вкладчиков, которые не спешат в условиях кризиса пополнять дополнительные источники пассивов банков, - пояснил представитель Сбербанка. - Отсюда и высокие кредитные ставки, рост которых не остановится в 2009 году, и повышенные требования к залоговому имуществу». В столь сложной ситуации остается уповать разве что на страхование предпринимательских рисков.

Развитию своего дела мешает и острая нехватка производственных площадей. Многие предприниматели не имеют помещений и вынуждены их арендовать за высокую плату.

Да и возможности продвижения на рынок продукции и услуг малого бизнеса по-прежнему ограничены.

Проблем много, однако круглый стол дает прекрасную возможность для конструктивного разговора о сложившейся ситуации в этом секторе экономики.

«Сегодня власти готовы оказать максимальную поддержку предпринимателям, - утверждает начальник отдела поддержки и развития малого предпринимательства и торговли департамента экономического развития и торговли Смоленской области Геннадий Старовойтов. - В октябре этого года была принята поистине революционная областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2012 годы», во главе угла которой лежит решение проблем и дальнейшее совершенствование малого бизнеса, в первую очередь оказание финансового содействия предпринимателям».

Общий объем финансирования программы, поддерживающей предприимчивых смолян, за четыре года составит свыше 1,6 млрд рублей. В 2009 году запланировано выделить около 270 млн рублей, в 2010-м - 342 млн рублей, в 2011-м - 398 млн рублей, в 2012-м - 611 млн рублей.

Активизации смоленского предпринимательства способствует строительство в рамках целевой областной программы шести многофункциональных деловых центров.

Программой предусмотрены восемь видов субсидий, направленных на развитие частных предприятий. В первую очередь, это возмещение части затрат по уплате процентной ставки, что особенно важно для молодых предпринимателей, а также предоставление грантов начинающим бизнесменам, чье дело просуществовало не больше года.

Администрация намерена субсидировать не только затратный технологический процесс подключения к электросетям, который обходится предпринимателям в сумму от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, но и выделит около 20 миллионов рублей на поддержку муниципальных программ. Делающие первые шаги бизнесмены получат дополнительный стимул для участия в выставочно-маркетинговой деятельности, которая способствует продвижению смоленских товаров на межрегиональный и международный уровни.

Совершенствуется и законодательная база: в ноябре областной думой был принят ряд законов, регулирующих отношения органов государственной власти и предпринимателей Смоленщины («О развитии малого и среднего предпринимательства в Смоленской области», «О внесении изменений в областной закон «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Смоленской области», «Об отдельных вопросах отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области или в собственности муниципальных образований Смоленской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»).

В конце декабря этого года будет созван совет по развитию малого и среднего предпринимательства, который возглавит губернатор Сергей Антуфьев. В первоочередную задачу совета входит внесение замечаний и поправок в законодательную базу региона.

«Власть всегда заботилась о предпринимателях, - считает директор НК «Кредитный кооператив граждан «Содействие» Марат Овчиян. - Но нельзя сидеть и ждать, что завтра будут созданы тепличные условия для бизнеса. Нужно действовать самому и самостоятельно пытаться влиться в существующую на рынке систему!».

Участники круглого стола отметили, что современный предприниматель должен обладать необходимыми теоретическими знаниями, которые являются базой для успешного ведения бизнеса. Эти знания требуют постоянного обновления через систему переподготовки и повышения квалификации, реализующуюся сегодня в Смоленском институте экономики. Предпринимателям предоставляется возможность повысить свой профессиональный уровень, а также освоить современные принципы и методы управления бизнесом.

Что касается будущих бизнесменов, желающих сделать свой первый шаг по дороге к успеху, то им нужны не только теоретические знания, но и бесценные практические навыки. Поэтому после завершения оживленной дискуссии предприниматели поделились опытом ведения своего бизнеса со студентами Смоленского института экономики и провели мастер-классы. Бизнесмены выразили желание пригласить студентов выпускных курсов в свои фирмы и компании для получения практических навыков в период производственной практики с возможностью дальнейшего трудоустройства, сообщает газета "Рабочий путь".

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости