В декабре 2008 года Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства провел мониторинг антикоррупционной деятельности в регионах России. За основу взяли наличие законодательной базы и ее доступности. То есть имеется ли в данном крае или области действующий закон о противодействии коррупции, соответствующая (действующая!) программа, а также специально для этого созданный орган власти; утверждены ли порядок и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
Именно это, по мнению специалистов НИСИПП, показывает, какое внимание уделяют регионы борьбе с коррупцией и насколько далеко они продвинулись в данном направлении.
«Результаты анализа указанных показателей, — пишут авторы исследования, — свидетельствуют о различиях в отношении регионов к профилактике коррупциогенных факторов. Так, в регионах-лидерах (Мурманская область, Республика Татарстан и Республика Чувашия) данная работа ведется достаточно активно. В то же время в 19 регионах не выявлен ни один из исследуемых показателей (Амурская, Вологодская, Иркутская, Ростовская, Самарская, Свердловская и Ярославская области; Ингушская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Чеченская Республика, Республика Коми, Республика Саха (Якутия); Алтайский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ), что позволяет судить о недостаточном развитии или отсутствии антикоррупционной деятельности в этих регионах».
Новосибирская область пока не в лидерах, но и не в «хвосте». Ее порядковый номер в рейтинге, определяющем формирование базовых условий в сфере борьбы с коррупцией, — 12 — 13. С учетом того, что в стране 83 региона, очень неплохой показатель. Причем работу в этом направлении наша область ведет системно и достаточно активно. Так что есть надежда в ближайшем будущем занять место в первой десятке.
Светлана СИВАКОВСКАЯ