Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Налоги в кредит. "Накануне", 26 января 2009г.

Власти обсуждают очередную меру поддержки для реального сектора экономики. Речь идет о так называемых налоговых кредитах, то есть отсрочках платежей на год, два, три. Налоговые кредиты предполагается выдавать малым и средним компаниям, помощь государства до которых не дошла. Впрочем, никто не отрицает, что крупные холдинги тоже могут рассчитывать на отсрочку по налоговым платежам. Пока непонятно, какие будут критерии отбора компаний для налоговых кредитов. Также еще не придуман механизм, по которому компании предоставят отсрочки. Сама по себе идея кредитов как способа поддержки малого и среднего бизнеса нареканий не вызывает. Единственное, есть опасения, не будет ли как всегда, когда хотели как лучше…

Идею налоговых кредитов отстаивает член Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа Виктор Пичугов. Он предлагает оказывать такую помощь лишь малым и средним предприятиям, которые сейчас наиболее уязвимы. "Крупные предприятия все равно устоят, они найдут возможность заключить договора о реструктуризации задолженности и так далее. А вот мелкие и средние компании попадают в сложнейшую ситуацию. Их счета заблокированы, начинается процедура банкротства. Сейчас в Москве и других крупных городах, чтобы подать заявление в Арбитражный суд, люди занимают очередь в пять-шесть часов утра. Это тоже показатель того, что число предприятий, попадающих под банкротство, увеличивается", - заявил в интервью Накануне.RU Виктор Пичугов.

Он предлагает выдавать налоговые кредиты сроком, как минимум, на один год, под процент, равный ставке рефинансирования. Предполагается, что решать, кто получит такую поддержку, а кто нет, будут специально созданные региональные комиссии. Для того, чтобы исключить использование коррупционных схем Виктор Пичугов считает, что к работе комиссий можно подключить общественность. "Комиссии рассматривают документы, которые подают предприятия, для обоснования предоставления налогового кредита, рассматривают программу компании по выходу из кризиса. Изучив все, комиссия принимает решение, давать кредит или нет", - говорит член Совета Федерации от ХМАО.

По его словам, ни в Совете Федерации, ни в правительстве еще не принято никакого решения о налоговых кредитах, но эта тема обсуждается. Виктор Пичугов уверен, что поддержка в том или ином виде должна оказываться: "Уральский федеральный округ очень развитая территория здесь много крупных металлургических предприятий. И вокруг них есть мелкие и средние сервисные компании, которые страдают сейчас, когда на рынке снижается объем заказов, в первую очередь. Давайте дадим предприятиям возможность выкарабкаться, они вернут налоговые долги, будут выплачивать зарплату. Кто не хочет – пусть идет по пути процедуры банкротства. За процедурой банкротства потянутся другие проблемы. В итоге все останутся ни с чем".

Кроме чисто экономического аспекта, есть и социальный, говорит руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов. "Кризис бьет сильнее всего по малому бизнесу. Налоговые кредиты в кризис могут помочь малым и средним предприятиям. Здесь важен социальный аспект, поскольку занятость падает уже существенными темпами. Малый бизнес может стать некой подушкой. Эластичность занятости по налоговым кредитам больше всего характерна для малого бизнеса", - полагает Николай Смирнов.

Насчет того, по какому принципу определять, какие предприятия заслуживают налоговой поддержки государства, какие нет, эксперты расходятся во мнении. Так, член Совета Федерации от ХМАО Виктор Пичугов имеет в виду, в первую очередь, сервисные малые и средние компании. Руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов считает, что помощь эффективнее всего будет для инновационных предприятий.

"Нужно сразу отсечь крупные предприятия, налоговые кредиты их не спасут, а малый бизнес – да. Среди малого бизнеса могут быть предприятия, у которых первоначальная отдача от инвестиций на относительно низком уровне. Им на стадии становления налоговый кредит был бы очень полезен. Это могут быть предприятия инновационного сектора", - поясняет он.

Консультант Экономической экспертной группы Александра Суслина, в свою очередь, заявляет, что имеет смысл придумать некий универсальный критерий отбора предприятий, не лишать крупные компании этой возможности. Правда, Александра Суслина оговаривает: "У крупных предприятий объем налоговых платежей очень велик, но и сумма процента будет высока, некоторые могут просто завязнуть в кредит, отсрочивать и отсрочивать платежи".

Кроме того, такая мера поддержки крупных предприятий может дать очень существенную нагрузку на бюджет. "Но трудно предположить размер этой нагрузки, поскольку непонятно, сколько компаний воспользуются предоставленной возможностью. У кого-то не бедственное положение. Кто-то не подойдет под критерии. С точки зрения оздоровления сектора имеет смысл спасать тех, кто жизнеспособен, а не тех, кто умирает", - добавляет консультант Экономической экспертной группы.

Все сходятся во мнении, что механизм определения, какие компании поддерживать, должен быть четким и продуманным. "Если рассматривать налоговые кредиты как антикризисную меру, но их имеет смысл давать на два-три года, срок, на который прогнозируется кризис. Процентная ставка, по идее, должна быть на рыночном уровне, но в этом нет смысла. Если делать не на рыночной основе, то должна быть выработка четких критериев, кому кредиты давать. Если будут четкие критерии и общественный контроль, тогда этот механизм может хорошо сработать, экономика начнет поддерживаться, развиваться в ту сторону, в которую мы хотим", - говорит руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Николай Смирнов.


Собственно, сама идея налоговых кредитов не нова, этот механизм распространен во всем мире. И, по словам Александры Суслиной, в странах, где используются налоговые кредиты, существует достаточно большой процент злоупотреблений. "Если мы будет перенимать западную практику, хорошо бы делать механизм с оглядкой на то, чтобы не давать предприятиям никаких лазеек", - считает консультант Экономической экспертной группы. "Необходим анализ, под какой процент давать кредиты. Нужны формальные основания для предприятий, которым можно предоставить налоговый кредит. Тут очень важно не промахнуться с тем, что налоговые кредиты могут стать инструментом не для развития производства, а для сохранения средств, то есть посторонние цели, которые экономику не интересуют", - также уверен Николай Смирнов.

Консультант Экономической экспертной группы напоминает, что налоговые кредиты – механизм новый для России, поэтому непроработанный. И как подсказывает опыт, не очень хорошо отработанные механизмы могут быть неэффективными, особенно в первое время. А времени скрупулезно определять критерии, долго разбираться, кто заслуживает кредитов, у правительства нет. Как нет его и у предприятий, висящих на волоске от банкротства. Поэтому, если налоговые кредиты будут введены, несправедливости не избежать, и кто-то, кто заслуживает поддержки, ее не дождется. Но ведь если ничего не делать, то поддержку вообще никто не получит . 


Александра Качалова

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости