Финансовый кризис провоцирует перераспределение покупательского спроса в рознице. В товарных группах, не относящихся к товарам первой необходимости, спрос снизится в первую очередь. В сегменте продуктов питания эксперты ожидают только изменения предпочтений покупателей — повышенным спросом будут пользоваться более дешевые торговые марки. В этих условиях ритейлеры пересматривают перспективные планы и разрабатывают механизмы взаимоотношений с поставщиками. Аналитики ожидают увеличения на рынке количества сделок по слиянию и поглощению.
Центры консолидации
Исследователи агентства INFOLine отмечают, что в 2006–2007 гг. основным препятствием для сделок по слиянию и поглощению (M&A) в ритейле были завышенные ожидания владельцев региональных сетей в отношении стоимости бизнеса. Теперь можно говорить о «фундаментальном пересмотре мультипликаторов расчета стоимости компаний и формировании тенденции консолидации розничных сетей FMCG.
Согласно исследованию,
Аналитик ИФК «Алемар» Екатерина Стручкова говорит об еще одной вероятности — национализации сектора розничной торговли.
— Государство обещало предоставить финансовые ресурсы, однако достанутся они девяти ритейлерам: Х5, «Магниту», «Дикси», «Седьмому континенту», «Мосмарту», «Виктории», «Ленте», «О’Кей» и «Холидею», — перечисляет она. — Кредиты государство будет предоставлять под ставку не менее 15–18% годовых. Кроме того, не исключается возможность предоставления кредитов в обмен на долю в уставном капитале ритейлеров.
Директор союза независимых сетей России Ирина Канунникова считает, что кризис отрезвит тех предпринимателей, которые не задумывались об эффективности и рентабельности собственного бизнеса и росли на фоне потребительского бума. Первыми пострадают те, кто торгует товарами длительного пользования — мебелью, бытовой техникой, одеждой и так далее.
— Продуктовая розница пострадает меньше, и воздействие кризиса на нее будет более пролонгированным, а не обвальным. Но именно в этом сегменте и успеют проявиться все те закономерности развития и реформирования торговли, которые продиктует кризис, — полагает Ирина Канунникова.
Таким образом, кризис разделил российские сети на два лагеря — поглотителей и поглощаемых. Скорее всего, большую часть продуктового ритейла в кризисной ситуации консолидируют 5–7 компаний, предполагают аналитики.
Директор департамента по связям с инвесторами X5 Retail Group Анна Карева сообщила «Вестнику», что компания предварительно пересмотрела свои планы развития и решила сократить почти на 30% капзатраты на дорогостоящие долгосрочные проекты со сроком сдачи в эксплуатацию в 2009–2011 гг.
У сети «О’Кей» тоже есть шансы выйти из кризиса без особых проблем. Она успела еще весной, когда в России не говорили о кризисе, договориться с ЕБРР о кредитной линии объемом в $200 млн. на семь лет. Первый транш — $90 млн. — уже направлен на «оптимизацию кредитного портфеля».
Оценивая перспективы многих крупных ритейлеров, специалисты называют их инвестиционно привлекательными.
Среди них, отмечает начальник отдела корпоративного анализа аналитического управления банка «Петрокоммерц» Евгений Дорофеев, сеть «Магнит», уже получившая поддержку ВЭБа, и «Дикси», действующая в формате «у дома» и имеющая в акционерах крупный международный банк.
Под одной крышей
Пока еще нет информации о сделках по слиянию и поглощению, а вот взаимоотношения сетей и их поставщиков уже меняются. По словам Екатерины Стручковой, прежде ритейлеры выступали активными заемщиками внешнего капитала из различных источников, поскольку формируемого ими денежного потока не хватало для самостоятельного развития столь высокими темпами — на 30–40% в год. Теперь ритейлерам труднее закрывать потребность в финансовых ресурсах, особенно краткосрочных. В результате они вынуждены кредитоваться у своих поставщиков, то есть просить об отсрочках оплаты за поставленные товары не 30 дней, а 60–90, отмечает Екатерина Стручкова. Поставщики, в свою очередь, повышают цены, а за неуплату срывают поставки.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин говорит, что изменения в структуре рынке коснутся
— Естественно, в процессе снижения издержек розничные сети будут стремиться максимально сократить цепочки посредников. Однако даже с учетом активного развития собственных логистических мощностей крупными сетевыми операторами это возможно далеко не во всех случаях. Поэтому мы полагаем, что для крупных дистрибуторов риски не так велики.
По мнению гендиректора ГК «Регата» Владимира Ковалева, сейчас для качественной работы компаниям необходим большой товарный запас, который поддерживается либо за счет банковского кредита, либо за счет увеличения отсрочек платежа со стороны поставщиков.
Многие оптовые игроки сами снижают активность по сравнению с предыдущими годами, понимая, что сейчас важнее не наращивать обороты, а четко контролировать риски, подчеркивает Владимир Ковалев.
— Нехватка товара уже сейчас повышает отпускные цены — большинство производителей поставляют товар лишь под предоплату, а это как минимум 2–10% отпускной цены (на данный процент и вырастут ценники в течение 2–3 недель), отсутствуют промоакции для привлечения покупателя и стимуляции спроса, — отмечает владелец сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко.
Ирина Канунникова говорит, что во многих регионах, особенно в небольших городах, проявления кризиса существенно сглажены по сравнению со столицами, а на Юге практически нивелированы. Она называет несколько причин, основные из которых сводятся к более умеренной стратегии развития, формирования ассортимента, штата, разумному соотношению собственных и заемных средств, более тесной связи с местными производителями и поставщиками продукции, которых на Юге вполне достаточно.
Под прицелом
В секторе бытовой и оргтехники, электроники (БТЭ) «южная специфика» не работает: все продавцы БТЭ предлагают преимущественно импортный товар и вынуждены работать с посредниками.
— Компании рынка БТЭ столкнулись как с падением спроса, что в дальнейшем не может не отразиться на их финансовых данных, так и со значительными проблемами в части привлечения средств для развития и расплаты с поставщиками и кредиторами, — говорит аналитик ИГ «Капиталъ» Марина Самохвалова.
Здесь, пожалуй, лучше всех себя чувствует немецкий MediaMarkt, имеющий возможность прямых закупок. Сейчас сеть даже расширяет свое присутствие в регионах: в частности, в ноябре супермаркеты MediaMarkt открыты в Ростове и Краснодаре. За 9 месяцев нынешнего года сеть увеличила свои торговые площади на 14%, однако продажи за тот же период выросли только на 10%. Представители сети уверяют, что с падением продаж на Юге компания пока не столкнулась.
Прогнозировать, кто из относительно крупных сетей не выдержит конкуренции, пока сложно. Это зависит от способности ритейлера договориться с банками, заинтересовать стратегических инвесторов и привлечь их в акционерный капитал, поясняет Евгений Дорофеев. В секторе сотового ритейла эта тенденция уже набирает обороты («Евросеть», «цифроград», «Диксис»). Не исключено, что вскоре эта тенденция перекинется на остальные непродуктовые сети.
Снижение спроса, продаж и, соответственно, прибылей в сегменте БТЭ подхлестнет сокращение кредитования — банки ужесточают требования ко всем заемщикам, и население не является исключением.
В режиме нон-стоп
Падения цен на товары первой необходимости даже во время кризиса эксперты не ожидают, ведь есть категории товаров, которые будут покупать в любом случае. Товары первой необходимости будут дорожать, но темпы роста цен на них замедлятся, полагает заместитель гендиректора национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин.
Он объясняет это снижением цен на топливо, которое входит в себестоимость большинства товаров, и недвижимость.
— Некоторое время в продовольственной потребительской корзине россиянина просто будет больше дешевых продуктов. Что не означает, кстати, снижения цен на них, — отмечает президент международной неправительственной ассоциации «Левадийский клуб» Игорь Шатров. — Речь идет всего лишь о том, что дешевых товаров по сравнению с дорогими будет больше. Но они также будут дорожать. Причем гораздо более высокими темпами, чем в сегменте премиум, где спрос на товары уменьшится.
— Изменится и структура потребления необходимых товаров и предметов роскоши, естественно, в пользу первых, — добавляет Сергей Мигин.
В южнороссийских супер- и гипер- маркетах уже появились группы дешевых товаров, аналогичных тем, которые были представлены ранее, но позиционировались в среднеценовом сегменте. Среди них, например, подсолнечное масло региональных марок, моющие средства. То есть можно предположить, что у местных производителей есть шанс войти в крупные сети, которые будут корректировать планку «входного билета», ориентируясь на покупательский спрос.
Представитель
Еще один вариант борьбы за кошелек покупателя — разработка более привлекательных условий продаж.
— Предновогодние скидки начали применяться со второй половины октября! Видимо, это принципиальная тенденция, которая просуществует до исчерпания уже имеющихся запасов торговых сетей. Они не имеют других способов поддерживать оборотный капитал и обслуживать кредиты иначе, как распродавать товарные запасы по сниженным ценам, вступая в жесткую конкуренцию друг с другом, — отмечает Евгений Дорофеев.
— Некоторые продуктовые ритейлеры уже объявили о снижении цен на продукцию для привлечения дополнительных покупателей, — подтверждает наличие тренда Марина Самохвалова.
— К подобным мерам прибегнут и ритейлеры рынка БТЭ для того, чтобы распродать товары на полках и частично расплатиться по обязательствам. Несмотря на растущий курс доллара, а также значительное недополучение выручки вследствие снижения потребительского кредитования, ритейлеры не могут значительно поднимать цены на продукцию, поскольку тем самым только отпугнут и без того не спешащих в их магазины покупателей.
Лариса Никитина