Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Архангельскую область оценили. "Бизнес-класс Архангельск", 26 января 2009 года

Количество выявляемых коррупционных нарушений в Архангельской области возросло в 2,5 раза. Исторически апогей коррупционных явлений всегда приходится на периоды экономического спада. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Для решения системной проблемы необходимы системные меры борьбы.

В конце 2008 года Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) провел первый этап мониторинга антикоррупционной деятельности в регионах России. В итоге стало известно, что работа по борьбе с коррупцией налажена не во всех областях. Архангельскую область отнесли к регионам, где антикоррупционная деятельность проводится неактивно. Ненецкий автономный округ отнесен к группе регионов, где антикоррупционная деятельность развита недостаточно или отсутствует вообще.
Анализ основывался на нескольких показателях: наличие антикоррупционной законодательной базы и ее доступность, анализ порядка и методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Закон - еще не показатель

Как отмечают эксперты института, результаты анализа свидетельствуют о различиях в отношении регионов к профилактике коррупциогенных факторов. Так, в регионах-лидерах: Мурманской области и республиках Татарстан и Чувашия - такая работа ведется достаточно активно.
В то же время в 19 регионах не выявлен ни один из исследуемых показателей, что позволяет судить о недостаточном развитии или отсутствии там антикоррупционной деятельности. В числе таких территорий названы Амурская, Вологодская, Иркутская, Ростовская, Самарская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ.
По мнению исследователей, в большинстве регионов значимых действий по противостоянию коррупции принято не было. В девяти регионах власти ограничились лишь созданием специального органа, ответственного за антикоррупционную политику (например, межведомственной комиссии или совета при губернаторе). В трех областях - лишь утвердили целевую программу по борьбе с коррупцией, в десяти - только приняли антикоррупционный закон (в конце 2008 года в Архангельской области был принят закон о противодействии коррупции).

Независимая экспертиза

Как отмечают исследователи, анализ порядка и методики антикоррупционной экспертизы, а также доступности ее результатов является показателем качества антикоррупционной политики в регионе. В качестве информационных источников были использованы региональные интернет-представительства, а также электронная правовая база «Консультант регион».
В 17 регионах определен специальный орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы. Лишь в трех регионах (Калининградская область, Республика Чувашия и Ханты-Мансийский автономный округ) результаты проведения независимой экспертизы могут считаться окончательными, в остальных же итоги таковой носят лишь рекомендательный характер.
Нормативно-правовые акты лишь четырех регионов подлежат обязательному прохождению антикоррупционной экспертизы. Перечень коррупциогенных факторов, выявляемых при экспертизе, может расширяться по усмотрению специалиста лишь в шести регионах, в остальных же строго ограничен утвержденной методикой.
Лидерами по качеству проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в регионе стали Калининградская область, Республика Чувашия, Ханты-Мансийский автономный округ и Мурманская область.

Особый вид политики

«Коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, существенным препятствием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан, - говорит руководитель направления НИСИПП Николай СМИРНОВ. - Противодействие коррупции становится особым видом публичной политики – антикоррупционной политикой, представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества».
Эксперты выделяют три основные причины, влияющие на рост коррупции.
Экономические факторы – это, прежде всего, низкие зарплаты госслужащих, а также их широкие возможности влиять на деятельность фирм и граждан.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от действующих результатов работы.
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность.

Есть сведения

Количество выявляемых коррупционных нарушений в Архангельской области в 2008 году возросло в 2,5 раза. Установлены факты получения взяток должностными лицами различного уровня. Возбуждено уголовное дело в отношении главы МО «Онежское», осуждены к длительным срокам лишения свободы старший оперуполномоченный УБЭП и заместитель начальника следственного управления УВД по Архангельской области, начальник отдела УФМС по Котласу, ряд других должностных лиц.
В 2008 году прокуратурой Архангельской области установлено 303 должностных преступления, среди которых 92 случая взяточничества.
Выявлены сотни случаев незаконного распоряжения земельными участками, сдачи недвижимого имущества в аренду без проведения конкурса. По искам и представлениям прокуроров в бюджеты всех уровней перечислено налогов на сумму более 180 млн рублей.
Сотрудники УВД по Архангельской области за прошлый год выявили 99 преступлений коррупционной направленности. В числе нарушителей закона три главы муниципальных образований, три заместителя главы, четыре руководителя сельских администраций, четыре депутата муниципальных образований, судебный пристав, руководитель отделения Пенсионного фонда, сотрудник УФСИН, руководитель лесничества, главный лесничий и мастер леса.



Виктор ОРЕФЬЕВ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости