Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кризисная волна накрывает малый бизнес. Газета "Республики Татарстан", 28 января 2009г.

Как не дать ему утонуть в этом водовороте

В последние годы предпринимательство стабильно набирало обороты, и в Татарстане для его поддержки было сделано немало. С завидной регулярностью появлялись технопарки и бизнес-инкубаторы, где для успешного ведения дел создавалась соответствующая инфраструктура. Еще пару лет назад мы могли только мечтать о том, что уже в 2008 году доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте перевалит за 25 процентов. А ведь де-факто этот показатель составил по итогам минувшего года 25,8 процента. И на прошедшей на днях коллегии Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства его руководитель Тимур Шагивалеев оптимистично предположил, что в наступившем году данный показатель может достичь 27,9 процента.

Вместе с тем, на этой же коллегии генеральный директор камского индустриального парка "Мастер" Максим Стеблов заявил, что 90 процентов резидентов данного парка приостановили работу: многие из них выпускали продукцию для КамАЗа, который в условиях мирового финансово-экономического кризиса оказался в достаточно тяжелом положении...

Какие факторы в сегодняшней обстановке особенно влияют на деятельность малых предприятий? И какие антикризисные меры следует предпринять для поддержки предпринимательства? Об этом наш разговор с депутатом Государственной думы от Татарстана, заместителем председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Гульнарой Сергеевой (в 2004-2007 годах возглавляла Агентство по развитию предпринимательства РТ).



Факторы риска загоняют в тень

- Специалисты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (Москва) выделяют следующие негативные факторы, влияющие на деятельность малых предприятий в нынешних условиях, - говорит Гульнара Ильдусовна. - Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям. Проблема недоступности банковских кредитов сегодня общеизвестна. И особенно остро ее прочувствовали на себе представители малого бизнеса, работавшие с небольшими региональными банками, которые, по понятным причинам, испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью. Кроме того, банки начали поднимать процентные ставки по кредитам и ужесточать требования к заемщикам. В такой ситуации есть опасность, что предприниматели будут привлекать заемные средства с нелегальных кредитных рынков (у ростовщиков и криминальных "общаков").

Во-вторых, высока зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Большинство предпринимателей удовлетворяют потребности населения и крупных предприятий внутри региона. Но поскольку крупные компании уменьшают заказы, соответственно страдает и малый бизнес. Да и граждане, как отмечают предприниматели, стали реже посещать магазины, ездить в туристические поездки (туркомпании уже испытывают недобор клиентов) и так далее. На многих макро-предприятиях продолжается процесс оптимизации персонала, уволенные по сокращению люди не получают заработную плату, следовательно, гораздо реже пользуются услугами малого бизнеса.

В-третьих, сейчас для малых предприятий становится проблематичным работать с крупными производителями и поставщиками по предоплате. Сегодня ситуация такова, что без предоплаты товар никто не отпускает, а деньги на это есть не всегда. Впрочем, и сами предприниматели не хотят кому-либо отгружать продукцию в рассрочку. Раньше многие сельхозпроизводители работали с магазинами именно по такой схеме, теперь же опасаются не получить деньги за свой товар, а им нужно рассчитываться по кредитам, содержать хозяйство. В свою очередь, и торговые организации страдают от того, что не могут получить продукцию на прежних условиях.

В-четвертых, кризисные явления могут спровоцировать уход малого бизнеса в теневой сектор. Дело в том, что в условиях нехватки средств налоговые службы начинают наиболее активно собирать платежи для пополнения бюджета. Надзорные органы все чаще проводят проверки, идет административное давление на малый бизнес, который в обстановке кризиса старается снижать расходы, минимизировать налоги. В конце концов, укрывать собственные доходы. И не исключено, что в эту сферу вновь вернется конвертная система оплаты труда - то, с чем мы так долго боролись.



Лучше помогите материально...

- Гульнара Ильдусовна, так какие же меры следует предпринять, чтобы снизить воздействие кризисных явлений на малое предпринимательство?

- Прежде всего, необходима финансовая поддержка. На уровне России для кредитования малого бизнеса уже передавались бюджетные средства государственным банкам (например, Внешэкономбанку). Вопрос в другом: дошли ли деньги по назначению?.. Правительство РФ вновь планирует запустить аналогичный проект по поддержке малого бизнеса. Помимо того, эксперты предлагают рассмотреть вариант предоставления государственных ресурсов на конкурсной основе коммерческим банкам, которые должны будут израсходовать эти средства на кредитование малых предприятий по более низким процентам.


Кстати, такая программа была принята в Татарстане года четыре назад при содействии Агентства по развитию предпринимательства республики и проработала три года. Из Инвестиционно-венчурного фонда РТ денежные средства передавались банкам на конкурсной основе всего лишь под один процент годовых, но с условием, что они перекредитуют предприятия малого и среднего бизнеса не выше, чем под семь-восемь процентов. Может быть, в нынешних условиях целесообразно вернуться к данной программе на период кризисных явлений.

В настоящее время в Татарстане остается в силе другой проект: Инвестиционно-венчурный фонд РТ передает одну часть средств банкам, которые добавляют к ней свои две части и кредитуют предпринимателей также под оговоренные в соглашении проценты. То есть финансовые организации стимулировались с тем расчетом, чтобы они помогали бизнесу. Эта программа тоже хорошо работала. Возможно, в условиях кризиса банкам сложно будет предоставить собственные средства ввиду их отсутствия. Поэтому может и целесообразно хотя бы временно вернуться к предыдущему варианту, чтобы поддержать, например, приоритетные направления малого бизнеса.

- Выходит, если уж действующие предприниматели нуждаются в поддержке, то открывать новый бизнес вообще не имеет смысла...

- До сих пор как в Татарстане, так и в России не решен вопрос по созданию фонда для выдачи средств начинающим предпринимателям. Не секрет, что они не могут получить кредиты в банках. Раньше зачастую люди брали кредиты как на физических лиц, потом эти средства использовали на открытие своего бизнеса. Мне известны случаи, когда люди получали кредиты как физические лица и направляли их на создание, например, стоматологической поликлиники или открытие торговой точки. Такая форма сложна сама по себе, поскольку требуются поручительства родственников, но все же выручала. Теперь и по данной схеме сложно получить кредит.

Эксперты предлагают вариант по созданию государственных микрофинансовых фондов, которые могли бы выделять небольшие суммы начинающим бизнесменам, думаю, это интересное предложение. У нас есть частные микрофинансовые фирмы, дающие деньги под заоблачные проценты и в основном представителям торговли, которые быстро оборачивают эти средства. Можно также провести конкурс среди микрофинансовых организаций, а победителям предоставить бюджетные деньги с условием финансирования малого и среднего бизнеса под определенные проценты.

В Татарстане существует программа поддержки начинающего бизнеса, а именно - предоставление гранта на один миллион рублей. Но получить их смогут только 130 субьектов предпринимательства.

- У предпринимателей зачастую не хватает собственного имущества, чтобы обеспечить обязательства по банковским кредитам, даже если какая-либо надежная финансовая организация все-таки решается в нынешних непростых условиях поддержать таких заемщиков, все равно предъявляет к ним жесткие требования.

- Есть такая проблема. В нашей республике функционирует Гарантийный фонд, но он предоставляет гарантии под обеспечение залога только для предприятий реального сектора экономики. То есть деятельность этой структуры распространяется не на весь малый бизнес. А ведь он в сфере услуг также предоставляет рабочие места, и у него всегда были проблемы с залогообеспечением. Поэтому, на мой взгляд, есть необходимость в создании специализированного гарантийного фонда для всех субъектов малого предпринимательства. Опять-таки в свое время у нас была хорошая практика, когда в таких ситуациях давались гарантии татарстанского Правительства, и возвратность денежных средств, между прочим, была хорошей.

Государство может оказать предпринимательству и другого рода поддержку - имущественную. Сегодня муниципалитеты или республиканские структуры, предоставляя в аренду недвижимость, земельные участки, либо реализуя их на аукционах, могут изменить ценовую политику. К примеру, уже есть опыт, когда администрация Казани через компанию «Миллениум Зилант-Сити», сто процентов уставного капитала которой принадлежит муниципальному образованию, снизила ставку по аренде для малого и среднего бизнеса. И первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что будет решен вопрос о снижении арендной платы на федеральное имущество.

Еще один важный момент, на который стоит обратить пристальное внимание. И премьер-министр Владимир Путин, и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев неоднократно говорили о том, что реально помочь предпринимателям можно, предоставляя им муниципальный и государственный заказ. Недавно на совещании Игорь Шувалов сказал о необходимости увеличения госзаказа в два раза для малого бизнеса. Действительно, в такой поддержке предприниматели нуждаются, но и здесь есть свои проблемы. Я посмотрела показатели за 2007 год и 2008-й: количество контрактов по госзаказу в сфере малого бизнеса в Татарстане снизилось с 27 до 9 процентов. На то есть свои причины. Во-первых, малые предприниматели не могут обеспечить залог до 30 процентов от стоимости контракта.

В связи с этим уже стоял вопрос (который пока не решен) о создании револьверного фонда, который давал бы в обеспечение залога средства субъектам предпринимательства под небольшие (посильные для них) проценты. Допустим, если на кону миллионный контракт, то нужно внести залог в триста тысяч, для многих эта сумма непосильная.

Во-вторых, заказчики начали укрупнять свои заказы, и в такой ситуации малый бизнес в конкурсах участвовать не сможет. К примеру, обеспечить компьютерами одно министерство небольшая фирма в состоянии. А если с объединенным заказом выступают все министерства, то выполнить его «малышке» не по силам. В-третьих, есть недоверие малого бизнеса к участию в госзаказах ввиду наличия элемента коррумпированности в этой системе и предвзятости при рассмотрении конкурсных заявок. Причем сейчас наблюдается тенденция к уменьшению электронных торговых площадок, что тоже является большим минусом для предпринимателей. Ведь при таких торгах меньше шансов повлиять на их результат, нежели при открытых аукционах.

Серьезная поддержка может быть оказана малому бизнесу и в информационной сфере - в виде проведения конференций, "круглых столов", размещения подробной информации на сайтах.


Есть ли шанс на развитие?

- Гульнара Ильдусовна, мы с вами говорили о том, какие меры следовало бы предпринять государству, чтобы в нынешних обстоятельствах хотя бы не разрушить малый бизнес. А есть ли способы продолжить его развитие даже сегодня?

- Считаю, что есть. В некоторых развитых странах в период кризиса, чтобы не потерять малый бизнес, ему предоставляются «налоговые каникулы», то есть временное освобождение от налогов либо их уменьшение.

Перед Новым годом в Госдуме было заседание экспертного совета фракции "Единая Россия", где рассматривался вопрос развития малого и среднего бизнеса. Так, чиновники и налоговики, как всегда, сказали нет «налоговым каникулам»: мол, иначе у нас будут выпадающие доходы, поэтому никаких льгот не должно быть. Столь категоричная реакция чиновников порочна. На мой взгляд, было бы целесообразнее экономически просчитать: насколько можно снизить тот или иной налог. Предприняв определенные шаги, возможно, мы сохраним малый бизнес, дадим ему шансы развиваться, а не затаиваться в теневом секторе, и соответственно сможем собрать налоги.

Какие подходы можно было бы предусмотреть на период кризиса? Допустим, для расчета ЕНВД (единого налога на вмененный доход) существует коэффициент К2, который принимается на муниципальном уровне. И местные власти в зависимости от необходимости поддержки тех или иных приоритетных направлений экономики вправе снизить этот коэффициент для малого бизнеса. Между прочим, руководители некоторых муниципальных образований регионов России так и поступили.

Кроме того, местные власти могут пересмотреть платежи по земельному налогу, то есть уменьшить коэффициент по этим выплатам. Помимо прочего, в компетенцию субъекта РФ, в частности Татарстана, входит вопрос о снижении налогов на имущество и на прибыль. Кстати, на X съезде "Единой России" Владимир Путин в своем выступлении призывал субъекты Федерации снизить региональную часть налога на прибыль.

Путин также предложил дать право регионам снижать ставку по упрощенной системе налогообложения. Российской Федерацией установлена ставка - 15 процентов от дохода для тех предпринимателей, которые применяют "упрощенку", и субъектам предоставляется право уменьшить данную ставку до пяти процентов. Это бы подстегнуло часть малых предприятий перейти на упрощенную систему налогообложения. Специалисты утверждают, что за счет увеличения количества "упрощенцев" можно восполнить выпадающие доходы бюджета.

Однако "упрощенку" малый бизнес может применять только при годовом обороте не более 20 миллионов рублей. Но на сегодня такая планка уже слишком низкая - обороты сейчас иные. На упомянутом выше экспертном совете было предложено поднять ее до 60 миллионов. Многие думские депутаты от "Единой России" поддержали это. Но пока Министерство финансов РФ не приняло такую инициативу. Было решено доработать соответствующие законопроекты.

Назрело решение еще одного наболевшего вопроса, связанного с отменой контрольно-кассовых машин для предпринимателей, применяющих вмененный налог. Ведь для представителей малого бизнеса, у которых фиксированные выплаты, абсолютно излишни эти довольно дорогостоящие машины, требующие немалых денег и на их обслуживание.

- Если государство пойдет на вышеназванные шаги, то расходы у малого бизнеса действительно сократятся. Однако куда денутся многочисленные административные барьеры и проверки, способные отравить любой бизнес?..

- В конце ушедшего года приняты Госдумой и подписаны Президентом Дмитрием Медведевым два закона, исключающие некоторые полномочия органов милиции при проверках и предусматривающие сокращение общего количества проверок для малого и среднего бизнеса. Допустим, прежде законодательство дозволяло работникам милиции беспрепятственно заходить к предпринимателям, изымать любые документы. Теперь допустимо являться к бизнесменам только при наличии административного или уголовного дела. Регламентирован и порядок изъятия документов. Также сокращены проверочные функции органов внутренних дел в рамках Административного кодекса, поскольку на то есть другие структуры, имеющие соответствующие полномочия.

Кроме того, существенно меняется порядок проверок малого и среднего бизнеса контролирующими органами. К примеру, предусмотрено, что плановые рейды должны осуществляться один раз в три года, а не в два, как раньше. Помимо этого, принят уведомительный порядок регистрации фирм. Если прежде, когда создавалось юридическое лицо, при его регистрации было необходимо иметь заключения разных контролирующих служб, то сейчас это не требуется.

Но сие не означает, что предприниматель не должен выполнять все требования соответствующих органов. Он заполняет анкету установленной формы на регистрацию определенного юридического лица и отправляет ее в налоговую службу. В случае проверки, в процессе которой будут выявлены какие-либо нарушения со стороны бизнесмена, он будет нести ответственность. Выездная проверка контролеров на месте допускается лишь в том случае, если в ходе документарной невозможно получить полные сведения. Для проведения внепланового рейда обязательна санкция прокурора.

О плановых проверках предприниматели должны быть заранее извещены. Предусмотрено их право обжаловать в суде решения контролирующих органов для отмены их. Лучше, конечно, закон изучить и знать свои права.

- Но, насколько мне известно, это законодательство, защищающее права предпринимателей, вступает в силу с 1 июля текущего года. Как эти полгода будут вести себя контролеры? Неведомо.

- На самом деле есть опасность, что административные барьеры до 1 июля еще больше будут мешать малому и среднему бизнесу.

И еще. Давно наболевшим, но пока нерешенным для малого бизнеса остается ценовой вопрос по подключению к энергосетям. Правда, татарстанский Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства еще в прошлом году объявил, что приступает к реализации программы по субсидированию затрат на технологическое присоединение к электросетям и на мероприятия по энергосбережению. Речь идет о компенсации стоимости подключения к сетям мощностью до ста киловатт для малого и среднего бизнеса в сфере реального сектора и услуг. Это хорошая помощь, но она коснется не всех малых предпринимателей. Хотелось бы, чтобы вопрос был решен глобально - приняты минимальные ставки на подключение к энергосистеме, так как весь малый бизнес участвует в предоставлении рабочих мест.

Учитывая, что идет процесс высвобождения кадров с крупных предприятий, предпринимателям есть смысл привлечь хороших специалистов, таким образом, повысить производительность труда. В этом случае, конечно, требуется отлаженное взаимодействие по кадровому вопросу между центрами занятости, органами по поддержке предпринимательства и малым бизнесом в целях обладания информацией.

- Сейчас некоторые высокопоставленные лица говорят, что кризис в некоторых случаях на руку развитию предпринимательства в отдельных отраслях. Допустим, для освобожденных с крупных предприятий граждан открывается такая широкая и всегда востребованная сфера, как ЖКХ. И есть простор для развития малого бизнеса именно в этой отрасли. Вы тоже так считаете?

- С тем, что кризис может повлиять на развитие определенных видов бизнеса, я согласна. Наверное, предприимчивые люди найдут себе нишу на рынке. В последнее время сами предприниматели признаются: привыкли к тому, что дела идут по накатанной, бизнес хорошо себя чувствует, и не задумывались о том, что, возможно, что-то нужно изменить. Может быть, нынешняя ситуация поможет предприимчивым гражданам перестроить свой бизнес и рассмотреть какие-то другие варианты для вкладывания средств. В тяжелой ситуации человек зачастую начинает прибегать к более действенным мерам, чтобы выйти из нее достойно и укрепить свои позиции на рынке.

Но я бы не стала столь оптимистично рассуждать по поводу жилищно-коммунальной отрасли. Даже до кризиса малый бизнес не допускали в эту сферу. Отчего бы вдруг сейчас ему откроют двери в ЖКХ? Проблема не в том, что предприниматели не хотят туда идти - им просто не всегда дают возможность для вхождения в эту отрасль. Многие управляющие компании преобразовались из ранее существовавших унитарных предприятий. Хотя данная ниша, безусловно, хороша для малого бизнеса.

- И в какие сферы сейчас есть смысл идти начинающим предпринимателям?

- Конкретные рекомендации дать не могу. Однако малый бизнес уже задумывается, как перестроиться в связи со сложившимися условиями. Предположим, торговые предприятия закупают более дешевую продукцию, чтобы реализация шла лучше, поскольку население начинает экономить. Малый бизнес тем и хорош по сравнению с крупным, что он более гибкий, может быстрее что-то изменить, к чему-то приспособиться. Например, туристические компании, которые ориентировались на международные круизы или на другие дорогостоящие туры, думают "переквалифицироваться" на внутренние маршруты.

- По итогам прошлого года доля малого и среднего бизнеса в ВРП республики составила 25,8 процента. В свое время татарстанское руководство ставило цель - в 2010 году довести данный показатель до 30 процентов. Теперь реально ли это?

- Очень сложный вопрос. При тех темпах развития предпринимательства и экономических условиях, которые были в предыдущие годы, такого показателя можно было бы достичь. Но в нынешней обстановке одни не решаются дать точный прогноз, а другие рассуждают слишком оптимистично. В мою бытность генеральным директором Агентства по развитию предпринимательства РТ мы утверждали программу поддержки малого и среднего бизнеса до 2010 года. Но, на мой взгляд, нужна отдельная программа (хотя бы комплекс мер) на период финансово-экономического кризиса конкретно по поддержке и развитию малого бизнеса.

- Недавно на встрече с журналистами министр промышленности и торговли республики Александр Когогин сказал, что глобальный финансовый кризис быстрее "оттает" в тех странах, где наибольший процент успешных предпринимателей...

- Я уверена в том, что Татарстан быстрее справится с кризисными явлениями, поскольку он экономически сильнее, чем многие другие регионы, все предыдущие годы стабильно внедрял новые технологии. Есть желание и воля руководства и населения республики преодолеть как можно оперативнее и с наименьшими негативными последствиями период финансово-экономического кризиса.


Ирина ДЕМИНА

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости