Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Доверяй и не проверяй! Столичный градоначальник запретил нервировать предприятия малого бизнеса. Эфир радио "ФИНАМ " от 12 февраля 2009г.

Гости:МИХАИЛ БУЯНОВ, член комиссии Московской городской думы по экономической политике и предпринимательству;ДИНА КРЫЛОВА, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «Опоры России»;АЛЕКСЕЙ ШЕСТОПЕРОВ, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства.


МУРАВЬЕВ: 18 часов 13 минут – точное столичное. Проект «Своими словами», как всегда в это время, открывает информационно-аналитическую линейку на волнах 99,6 Мегагерц в Москве. В студии я, Вадим Муравьев. Здравствуйте. И моя коллега...

МЕТЛИНА: Наталья Метлина. Здравствуйте. 730-73-70 – это для тех, кто впервые к нам прикоснулся, буквально вошел в нашу струю, волну...

МУРАВЬЕВ: Так, так, прекращай.

МЕТЛИНА: Ну, я думаю, что уже просто на планете нет людей, которые не знакомы с нашими эфиром...

МУРАВЬЕВ: Я сейчас уйду отсюда.

МЕТЛИНА: Потому что мы просто входим в каждый дом. Шесть часов – это время, когда на самом деле уже организм шепчет «бросай работу»...

МУРАВЬЕВ: «Иди к жене».

МЕТЛИНА: А погода – «займи, но выпей». И тут вдруг человек садится в машину, а мы прекрасные...

МУРАВЬЕВ: Да, волшебные.

МЕТЛИНА: И опять, как всегда, мы журчим и бормочем на какую-то актуальную тему.

МУРАВЬЕВ: Тем более что мы так грустненько сегодня, как-то у нас получилось.

МЕТЛИНА: У нас?

МУРАВЬЕВ: Да. Нет?

МЕТЛИНА: Ну, погода какая-то... Очень давит.

МУРАВЬЕВ: Да, да, очень.

МЕТЛИНА: И потом, все когда вокруг бегают и кричат: «Кризис! Кризис!»

МУРАВЬЕВ: Я вот сегодня встречался с человеком, который очень долго работал на одном из оборонных предприятий нашей необъятной родины, и в каком-то «сорок-лохматом» году документы ему какие-то достались, непонятно, кому они нужны, про самолетик. И человек просто сказал: «Да, отлично, я готов вам передать эти документы...» А они не нужны вообще никому задаром. Но в связи с тем, что кризис, человек решил, что как бы это его шанс. Мы встречались с ним в «Макдоналдсе», такой популярной сети фаст-фудов. Он сказал: «Да, отлично. 50 тысяч долларов – и я вам их отдам».

МЕТЛИНА: Сказал он, отхлебнув суррогатного кофе.

МУРАВЬЕВ: Да, да, за 9 рублей порция. Понимаешь, и я думаю: ну да, здорово. У меня был к нему первый вопрос: «Видели ли вы вообще когда-нибудь такие деньги? Вот не в «Фотошопе» нарисованные...»

МЕТЛИНА: И что вы с ними будете делать.

МУРАВЬЕВ: И что вы будете с ними делать, да.

МЕТЛИНА: Деточка, у тебя же нет фантазии.

МУРАВЬЕВ: Но, ты знаешь, это было сказано так искренне, что у меня появилось желание залезть просто в рюкзак, достать оттуда 50 тысяч долларов и отдать человеку, чтобы он не расстраивался. Жалко, что у меня в рюкзаке не было 50 тысяч долларов.

МЕТЛИНА: Так вот к чему коллега Муравьев все это рассказывал, друзья мои... Мы сегодня будем говорить о том, как московские власти вдруг...

МУРАВЬЕВ: Ну и федеральные, кстати.

МЕТЛИНА: Ну, федеральные – понятно, они всегда думают о народе. А вот вдруг московские, вы не поверите, решили поддержать малый бизнес.

МУРАВЬЕВ: Причем (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Тут Юрий Михайлович выступил с таким заявлением, что даже у видавших виды прослезились слезы.

МУРАВЬЕВ: Прокапали, да.

МЕТЛИНА: Слезы градом прокатились по щекам даже вот этих мордатых толстых чиновников, потому, что они просто не поверили своим словам. Итак, друзья мои...

МУРАВЬЕВ: Нет, но мне сегодня понравилось, Юрий Михайлович Лужков и московское правительство во время заседания... У них была очень актуальная тема, и каналы, такие аффилированные, очень долго рассказывали по этому поводу. Глава московского правительства рассказывал о том, что вообще-то полезно есть полезную еду, и неполезно – неполезную.

МЕТЛИНА: Да, да, да.

МУРАВЬЕВ: И этому было посвящено очень огромное количество времени. Но мне кажется, что логично. Правда?

МЕТЛИНА: Логично. Но я хочу к делу приступить и буквально огорошить наших дорогих радиослушателей, друзей нашей радиостанции...

МУРАВЬЕВ: И Юрия.

МЕТЛИНА: Мы сейчас своими словами будем рассказывать, что же такого придумал мэр. Тема нашей программы звучит таким образом: «Доверяй и не проверяй! Столичный градоначальник запретил нервировать предприятия малого бизнеса». Малые бизнесмены, к радиоприемникам геть. Гоп-гоп-гоп!

МУРАВЬЕВ: Да. Во-первых, сразу прекратили нервничать, потому что нервировать вас больше никто не будет.

МЕТЛИНА: Друзья мои, по плану столичного градоначальника, сейчас солнце взойдет над московским малым бизнесом, и все случится с точностью до наоборот. Во-первых, по плану Юрия Михайловича Лужкова, все те люди, которые лишились работы и вдруг решили резко поменять свою жизнь, и не заняться ли малым бизнесом... по планам Юрия Михайловича Лужкова и примкнувших к нему других градоначальников... Юрий Михайлович считает, что более полутора тысяч малых предприятий откроют свои двери, стены и другие части офисов...

МУРАВЬЕВ: Торговые залы, офисы и т. д.

МЕТЛИНА: Да, торговые залы для москвичей. И 15 тысяч новых рабочих мест появится у нас в городе, вот буквально в пику кризисным тенденциям. Дело в том, что, как заявил мэр, он подписал решение, которое запрещает... Вот это самая главная мысль, я хочу, чтобы вы все сосредоточились и уверовали. Мэр Москвы подписал документ, который запрещает осуществление городскими структурами в 2009 году любых видов проверок, которые тревожат и отвлекают малый бизнес. Вот эти формулировочки меня вообще, честно говоря, пугают. «Тревожат и отвлекают». Во-первых, нужно решить городским структурам, вот налоговая – она тревожит или отвлекает? А пожарники – они тревожат, отвлекают, нервируют и кошмарят?

МУРАВЬЕВ: Пожарные, мне кажется, кошмарят. Но такой нет формулировки...

МЕТЛИНА: Представляешь, они сейчас как задумались, а? Они просто взяли и говорят... Значит, собрались вот эти налоговики, вот эти все «кошмарики» и говорят: «Так, ну что, ребята, давайте...»

МУРАВЬЕВ: «Слушайте, прекращайте вот это дело, давайте радовать».

МЕТЛИНА: Нет. «Давайте распределимся, кто из нас нервирует... Вот пожарники, они кошмарят, но не нервируют, поэтому они могут приходить, потому что они в списках не значатся». Вот они теперь, мне кажется, будут изобретать новые глагольные формы.

МУРАВЬЕВ: Соответственно, в связи с тем, что жить станет лучше, жить станет веселее тем, кто еще живет на рынке малого предпринимательства, так еще и полторы тысячи предприятий будет создано. Для этого из государственного бюджета через банки (ну, это отдельная история, об этом мы еще поговорим) выделяется определенная сумма, и 15 тысяч предприятий по стране смогут получить кредит.

МЕТЛИНА: Да.

МУРАВЬЕВ: Кредит потрясающий абсолютно – на открытие малого бизнеса. Внимание, кредит от 5 тысяч рублей до 300. Вот мне очень охота задать вопрос людям, которые считали эти суммы: на 300 тысяч рублей или на 5, например, если мне 300 не дали, дали 5 тысяч рублей...

МЕТЛИНА: Что можно открыть?

МУРАВЬЕВ: Торговать шариковыми ручками в электричке?

МЕТЛИНА: Нет, мне кажется, можно открыть дверь магазина и зайти, что-нибудь купить.

МУРАВЬЕВ: Покушать.

МЕТЛИНА: Всё. На сегодняшний день так.

МУРАВЬЕВ: Нет, но, с другой стороны, если у тебя отличный просто проект, у тебя бизнес-план, ты прошел все вот эти круги ада, согласовывая все эти проекты и т. д...

МЕТЛИНА: И потом тебе выделили кредит.

МУРАВЬЕВ: И тебя никто не нервировал и не тревожил вообще, тебе дали 300 тысяч рублей. Вот если учесть, что аренда двадцатиметровой комнаты в...

МЕТЛИНА: В Москве.

МУРАВЬЕВ: В Москве не в лучшем районе, в проходном и т. д.

МЕТЛИНА: От 2000 долларов в месяц.

МУРАВЬЕВ: Да. То, в общем, я думаю, что есть смысл взять кредит 300 тысяч на 800 лет под проценты.

МЕТЛИНА: Но, опять же, я твой оппонент, я – мэр Москвы, я тебе отвечаю в пику...

МУРАВЬЕВ: Минуточку...

МЕТЛИНА: Вот самый главный вопрос... Сейчас малый бизнес, безусловно, в Москве, прежде всего, волнует вопрос не только всевозможных историй, которые... то есть их приходят и проверяют, но, конечно же...

МУРАВЬЕВ: 730-73-70 – телефон прямого эфира. Вы к нам присоединяйтесь тоже, если у вас есть какие-то соображения по этому поводу.

МЕТЛИНА: Да, да, да, пожалуйста. Это, конечно же, безусловно, вопрос аренды. Так вот, московские власти обещают, что за счет городского бюджета будут выкупаться помещения и сдаваться по 1000 рублей за метр в год. Это вообще, конечно, отдает немножко фантастикой.

МУРАВЬЕВ: Причем псевдонаучной.

МЕТЛИНА: Да. Но давай мы все-таки напомним, что примерно от 150 долларов за метр (ну, плюс-минус эта цена колеблется) в месяц платят представители малого бизнеса для аренды своих помещений. И, конечно же, вопрос недоступности помещений... И этот некий фонд, который предоставляется из городского бюджета, имущественного, он, конечно, распределяется каким-то неведомым для многих образом. И, конечно же, все, что ни делается столичной мэрией, на деле оборачивается тем, что цена за квадратный метр на арендуемой площади под бизнес, она, конечно, растет и растет. Друзья мои, 730-73-70. А к нам присоединяется наш первый гость – Михаил Буянов, член комиссии Московской городской думы по экономической политике и предпринимательству. Михаил Александрович, добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Добрый вечер.

БУЯНОВ: Добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Михаил Александрович, скажите (вот первый вопрос не очень в тему, но про кризис), а правда, что Юрий Михайлович распорядился печатать документы для мэрии с двух сторон на бумажке, чтобы бумагу экономить?

БУЯНОВ: Ну, если вы хотите смеяться, то можно сколько угодно... Значит, ни один...

МЕТЛИНА: Ну, мы сегодня обсуждаем...

БУЯНОВ: Подождите, подождите. Ну, давайте разговаривать серьезно.

МЕТЛИНА: Да.

БУЯНОВ: Я конец разговора у вас слышу, у вас такая хорошая, знаете, юмористическая нота. Я вам скажу так. Значит, ни один... Немножко чтобы в серьезную плоскость (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Да, да, да.

БУЯНОВ: Ни один официальный документ никогда не может выйти распечатанным на двух сторонах. То есть это не будет являться документом. А то, что нужно экономить бумагу и использовать ее с двух сторон... Когда рабочие документы появляются для черновиков, это, будем говорить так, использовалось всегда и во многих организациях.

МУРАВЬЕВ: Понятно.

МЕТЛИНА: Да, эта практика уж на радио и телевидении...

БУЯНОВ: Это абсолютно нормально, вы понимаете. Я могу сказать так, что в Думе, например, каким путем пошли – изменили размер шрифта. Если использовали раньше два размера А4...

МУРАВЬЕВ: То есть депутаты тоже экономят. А теперь давайте...

БУЯНОВ: Это тоже нормальное явление, потому что иногда некоторые документы не нужно... Ну, знаете, любая тяжелая ситуация, она заставляет человека думать и оптимизировать. Ничего здесь плохого-то нету.

МЕТЛИНА: Михаил Александрович, вы сами начали разговор... Может быть, мой вопрос... Кризисная ситуация заставляет людей думать. Вот все-таки в отношении малого бизнеса. Раз уж последним мы обозначили вопрос аренды помещений, вот что будет делаться? Насколько мне известно, Юрий Михайлович даже хочет сделать все возможное, чтобы те предприниматели, малый бизнес, у кого остались долги за прошлый год, чтобы и проценты по этим долгам не росли, и, в общем, подождать, пока...

МУРАВЬЕВ: Подзаморозить эти долги, пока ситуация действительно не станет (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Подзаморозить эти долги. Вот что все-таки делается для того, чтобы облегчить участь малого бизнеса и сделать все возможное, чтобы максимальное количество предприятий, по крайней мере, в нашем городе, осталось на плаву и выжило в этот сложный период?

БУЯНОВ: Я вам скажу, вот почему основная цель, когда мы говорим о поддержке малого бизнеса... В Москве в малом бизнесе занято более двух миллионов человек, это малый и средний бизнес. И, разумеется, это рабочие места, заработная плата, притом, что все-таки в большинстве своем зарплата платится сегодня «всветлую», и мы понимаем, что начисляется налог на доходы физических лиц, это в том числе и пополнение бюджета за счет НДФЛ.

МЕТЛИНА: Безусловно, да.

БУЯНОВ: И выполнение всех социальных программ. Ну а потом, даже, будем говорить так, когда человек работает, это определенный статус и какая-то уверенность. Я еще раз говорю, уровень зарплаты может быть больше или меньше, но это рабочие места. Поэтому надо сохранять малый бизнес. Дальше. Что для этого делается? Вот эту поддержку надо разделить на несколько моментов: имущественное (я бы его так обозначил), финансовое и информационное. Если говорить об имущественной поддержке, любой малый бизнесмен... вот я конец вашего разговора услышал... в расходах, в себестоимости, конечно, арендная плата. Но те, кто сегодня арендует площади не у коммерческих структур, а именно у города Москвы и у департамента, те площади, которые являются инфраструктурой поддержки малого бизнеса, там арендная плата будет, совершенно верно, 1000 рублей за один квадратный метр в год.

МЕТЛИНА: Михаил Александрович, как попасть в число вот этих вот счастливцев, Буратино, которые примкнут к этому святому источнику? Извините за рекламный слоган.

БУЯНОВ: Хорошо, я вам скажу так... Значит, в первую очередь те предприятия, которые работают в инфраструктуре, которые выполняют социально важные программы города. В каждом округе... сегодня у нас в десяти округах созданы территориальные агентства по поддержке малого бизнеса. Можно туда обратиться, посмотреть...

МЕТЛИНА: Что они предложат.

БУЯНОВ: Да.

МЕТЛИНА: То есть реально, если я сегодня задумала свое дело, я могу прийти в территориальное агентство и сказать: «Скажите, пожалуйста, какие муниципальные площади вы мне можете предложить для аренды?»

БУЯНОВ: Да. Причем территориальное агентство может дать вам и свой юридический адрес для оформления документов для учреждения предприятия.

МУРАВЬЕВ: А, то есть можно оформиться на адрес этого агентства?

БУЯНОВ: Да. Дальше. Работают различные информационные сайты, порталы, где вывешиваются документы: как побыстрее собрать пакет документов, куда пойти, какие формы поддержки есть. Дальше. Очень существенный момент, потому что мы его как-то проводили в прошлые годы, это звучало, кстати говоря, и от Правительства России, – о том, что до 20% госзаказа должно распределяться среди предприятий малого бизнеса. Но на сегодняшний день законодательством это ограничено – лот должен быть не больше 2–3 миллионов. Мы в городе говорим, что это минимальная цифра, ее нужно поднимать как минимум раз в десять. И сегодня, к сожалению, происходила такая ситуация... Когда госзаказ какой-то выходит на конкурс, там все идут – и малые, и большие предприятия. Сегодня идет речь о том, чтобы создать отдельную такую тендерную площадку именно для малых предприятий. Плюс, я когда говорил об информационной поддержке, юридическая помощь абсолютно бесплатная. Дальше. Имущественное я рассказал. По финансовой поддержке. Я застал конец разговора, когда вы говорите – 300 тысяч рублей... Да, это микрофинансирование.

МУРАВЬЕВ: Да.

БУЯНОВ: Это не большой кредит, но это кредит на два года, понимаете.

МУРАВЬЕВ: А под какой процент?

БУЯНОВ: Там процент, по-моему, в пределах 23–25%. Процент все равно этот остается. Но есть еще финансовая поддержка. Если малое предприятие представляет нормальный план (неразборчиво), видно, будем говорить так, что развивается реальный сектор экономики, предприятию помогают взять кредит.

Город может (я имею в виду город в лице департамента) выступить гарантом по кредиту.

В том числе может быть погашено до 70% банковской ставки, ставки рефинансирования Центрального банка, если это, будем говорить так, программа, актуальная для города. Она работает, для этого выделяются деньги. Почему это делается сегодня? Понятно, что не каждый это получит, давайте не будем лукавить.

МЕТЛИНА: Да.

БУЯНОВ: Но поддержка не должна быть, вы знаете, вот такой вот веерной: всем раздали и ничего не получили. Она должна быть адресной. Ну, будем говорить так, что у нас же иногда приходят очень богатые люди и говорят: «Подайте мне на оплату жилья субсидию...»

МУРАВЬЕВ: Да, они уже сходили, причем куда нужно и получили уже.

МЕТЛИНА: Они уже сходили куда нужно, да.

БУЯНОВ: Поэтому, конечно, здесь есть индивидуальный подход. Смотрится... Причем для оформления кредита по микрофинансированию абсолютно... он оформляется в течение двух – трех дней, не более того. И там не нужны ни залоги, ничего. Вот в прошлом году только начали это делать.

МУРАВЬЕВ: Михаил Александрович, но все-таки получается, что при таких кредитных программах и том, что предлагает московское правительство, это все-таки торговля. Потому что открыть на 300 тысяч рублей что-нибудь кроме торгового ларька, в общем, представляется маловозможным. То есть никакое производство появляться нигде не будет?

БУЯНОВ: Я услышал вас. Значит, если вы про реальное производство...

МУРАВЬЕВ: Ну, даже не реальное, а малое. Просто хлебопекарню открыть нереально.

БУЯНОВ: (неразборчиво) чтобы купить оборудование, выдается субсидия, можно оформить субсидию. Там, по-моему (я боюсь сейчас соврать) около 30% можно дотировать тоже из бюджета.

МУРАВЬЕВ: Хорошо, а что нужно городу предложить, чтобы город точно сказал, что «да, отличная идея, всё, мы берем»?

БУЯНОВ: Ну, вы знаете, как... Если приходит предприниматель и говорит «вот у меня будут конкретные рабочие места, и я делаю то-то, то-то, то-то, вот она, рентабельность этого производства, вот такие налоги пойдут от налога на прибыль, вот такие налоги пойдут в бюджет города от зарплаты физических лиц», тогда реально это работает, начинает работать. Причем площади, я хотел бы подчеркнуть... Вы же не обязательно должны... Кто-то площади арендует в коммерческих структурах, кто-то – в городских, но здесь уже кому как повезло. К примеру, у нас сегодня в городе абсолютно свободный рынок, сектор, где малому бизнесу только разворачиваться, – это ЖКХ. Вы, наверное... не знаю, в своих передачах говорили или нет, но, наверное, у каждого москвича все это на языке, и не только у москвича, – товарищества собственников жилья, управляющие компании...

МЕТЛИНА: Да, да, да.

БУЯНОВ: Мы все хотим, чтобы у нас нормальные люди приходили в подъезд, были нормальные, хорошие электрики, сантехники. Кто-то же этим должен заниматься. Вот это реальный сектор малого бизнеса, который нужен сегодня тоже городскому хозяйству.

МЕТЛИНА: Михаил Александрович, я хочу вернуться к первой теме, о которой говорил Юрий Михайлович Лужков, – это все-таки сокращение количества проверок и всевозможные плановые и неплановые...

БУЯНОВ: Однозначно (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Михаил Александрович, я вот хочу вам рассказать одну маленькую, короткую историю, которая связана с одним из членов моей многочисленной семьи, представителем малого бизнеса. Вот к моей троюродной сестре тут пришло «письмо счастья», она его получила, заказное письмо (это было в декабре, конец декабря 2008 года) из налоговой инспекции, в котором писалось, что в 2001-м... Я подчеркиваю, 8 лет назад. Причем она до этого все налоги платила исправно. Что в 2001 году... Дело в том, что кто-то ей составлял, бухгалтер... Официально она, может быть, не была оформлена, потому что содержание ставки бухгалтера – это дополнительный... Не заплатил бухгалтер налог, по-моему, от продаж... я не помню, какой-то налог...

БУЯНОВ: Вообще исковая давность – три года. Я не знаю, что это...

МЕТЛИНА: Нет, нет, нет, по этому налогу нету давности. И в этом «письме счастья» было написано... Причем за восемь лет она ни разу не получала никаких уведомлений о том, что у нее не уплачен вот этот вот налог! Я забыла, какой-то. С прибыли что ли... Ну, неважно. Его сейчас нету. Это какой налог?

БУЯНОВ: (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Это налог с продаж, по-моему. Его сейчас нет, он отменен, да?

БУЯНОВ: Тем более, тогда никто с нее ничего (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Значит, я просто вам хочу сказать, что с 70 тысяч, которые она не уплатила в 2001 году, налог вырос до 234 тысяч. Она очень долго разбиралась с налоговой инспекцией, эту сумму сократили в результате каких-то документов и т. д. до 160-ти. Но все-таки мне кажется, что... Вот она пришла к ним и сказала: «Девочки, ну если вы знали, что у меня не уплачен этот налог, я об этом не знала, это пропуск моего бухгалтера, почему ни в 2002-м, ни в 2003-м вы не проявили какую-то... ко мне лицом не повернулись и не прислали мне письмо, что у вас есть долг, пени у вас сейчас 10 рублей – заплатите?» Почему через 8 лет только с гигантскими этими, которые в четыре раза уже почти перекрыли сумму долга, пенями налоговая инспекция обратилась? Вот я вам рассказываю реальную историю из жизни малого бизнеса. Я думаю, что меня поддержат те люди, которые...

БУЯНОВ: Знаете, как... Во-первых, как говорят: незнание законов не освобождает от ответственности.

МЕТЛИНА: Да.

БУЯНОВ: Если человек занимается бизнесом, то нужно подходить к этому максимально серьезно. Я понимаю, что обидно, это может случиться с каждым.

МЕТЛИНА: Да.

БУЯНОВ: Конечно, ситуация абсолютно, на мой взгляд, такая... Но по телефону очень тяжело, не видя (неразборчиво) говорить.

МЕТЛИНА: Понятно. Нет, нет, я просто говорю, вот такой пример.

БУЯНОВ: Поэтому, о чем мы сегодня говорим в городе? О том, что нужно дать спокойно сейчас, в эту сложную ситуацию, развиваться малому бизнесу, и сократить объем проверок. Причем они же идут не только на уровне города, это и федеральный уровень проверяет (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Да.

БУЯНОВ: И понимаем, для чего иногда приходит проверяющий. Одно дело, когда для дела, а другое дело – когда проверяющий хочет заработать. С другой стороны... Ну, вот у каждого вопроса есть... У каждой медали две стороны. Вы знаете, на мой взгляд, нам с вами хочется всегда, чтобы мы приходили, допустим, в общепит, в кафе, в ресторан куда-то – чтобы была нормальная, качественная пища (неразборчиво).

МЕТЛИНА: Да, конечно. Для этого, безусловно, эти предприятия нужно проверять. Согласна.

БУЯНОВ: (неразборчиво) как их не проверять? А там тоже всего одна проверка в год. Вы понимаете, вот здесь есть некоторые такие моменты...

МЕТЛИНА: Согласна.

БУЯНОВ: Да, когда приходят правоохранительные органы, условно говоря, вынимают всю документацию, и этот бизнесмен больше не поднимается на ноги...

МЕТЛИНА: Да. Это «рэкет» называется просто.

БУЯНОВ: Ну, у нас масса всего бывает. Или пожарники приходят, или еще кто-то.

МЕТЛИНА: Да.

БУЯНОВ: Проверок, к сожалению, очень много, и сегодня город это дело оптимизирует. И почему, например, Юрий Михайлович, я считаю, так сказал – потому что понимает, что даже от того, что есть, сегодня все устали. Поэтому

в этот тяжелый момент нужно создать максимально благоприятное поле именно для развития и сохранения этого (малого - прим.ред) бизнеса. Потому что мы выиграем больше, сохранив рабочие места, когда люди будут получать зарплату, будет спокойно.

МЕТЛИНА: Платить налоги, да. И жить спокойно.

БУЯНОВ: И будет спокойствие в городе. Ну, человек, понимаете... Для мужчины, да и для женщины – для всех работа, наверное, все-таки выходит на первое место.

МЕТЛИНА: Спасибо огромное.

МУРАВЬЕВ: Спасибо огромное.

МЕТЛИНА: Я напоминаю нашим радиослушателям, что у нас на связи был Михаил Буянов, член комиссии Московской городской думы по экономической политике и предпринимательству.

МУРАВЬЕВ: Мы говорили о том, какие планы предпринимает московское правительство для поддержания малого и среднего бизнеса, о том, что изменится, что не изменится. Предприятия малого бизнеса должны прекратить кошмарить. Нам верится с трудом. Вам верится? 730-73-70. Мы прерываемся на короткую рекламу, после нее вернемся, и у нас будут еще компетентные гости, и продолжим, узнаем какие-то подробности.

Реклама.

МУРАВЬЕВ: 18:37 – точное столичное. В студии по-прежнему я, Вадим Муравьев, и моя коллега Наталья Метлина. И сегодня мы говорим о планах московского правительства по поддержке малого предпринимательства. Будут и кредиты выделять, и даже площадь сдавать по 1000 рублей за квадратный метр.

МЕТЛИНА: Стройтесь в очередь.

МУРАВЬЕВ: Стройтесь в очередь, да.

МЕТЛИНА: Мы не будем говорить, как это у Булгакова...

МУРАВЬЕВ: В какую очередь, да.

МЕТЛИНА: Вячеслав, если можно, коротко.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Добрый вечер.

МЕТЛИНА: Да, Вячеслав, добрый вечер. Свою историю, если можно, коротко.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, очень короткая история.

МЕТЛИНА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Фирме буквально...

МЕТЛИНА: А вы малый предприниматель, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Малый предприниматель.

МЕТЛИНА: Так, рассказывайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Фирме два года, работаю пока один. Прибыль, естественно, мизерная, учитывая то, что никакой реальной помощи ни от кого нет – ни от государства, ни от кого, хотя и пытался, и пробовал по-всякому. В конечном итоге мне перед Новым годом, где-то месяца за два, приходит письмо из налоговой...

МЕТЛИНА: «Письмо счастья».

СЛУШАТЕЛЬ: Да, «письмо счастья», в котором указано, что «вы платите очень маленькие налоги». Я звоню инспектору и спрашиваю: «А что случилось? Вот какая есть прибыль...»

МУРАВЬЕВ: Сколько зарабатываю – столько и плачу.

СЛУШАТЕЛЬ: «Я не могу через голову прыгнуть». Она говорит: «Ну что ж, тогда закрывайтесь. А что же вы как... Как же вы так живете-то, если у вас прибыль такая? Вы на метро, наверное, ездите?» – «Ну, у меня есть еще какие-то...»

МУРАВЬЕВ: А какое ваше дело, товарищ инспектор, на чем езжу?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, это, во-первых. А во-вторых, у меня есть совершенно официальные статьи дохода – я преподаю, там еще что-то... там также платятся налоги. Но вот этот подход, то, что «ну нету прибыли – закрывайтесь»...

МУРАВЬЕВ: Вячеслав, скажите, а по поводу аренды площади по 1000 рублей – квадратный метр, не думали выстроиться в очередь?

СЛУШАТЕЛЬ: Думал, даже ходил...

МУРАВЬЕВ: И чего, чего, чего? Расскажите нам.

СЛУШАТЕЛЬ: Там совершенно ситуация гениальная. У меня зарегистрирована фирма на мой адрес, прописки моей, поскольку не могу пока снимать нормальный офис.

МУРАВЬЕВ: Ну, понятно. Многие так делают, да.

СЛУШАТЕЛЬ: И прихожу в поддержку малого бизнеса и говорю: «Помогите что-нибудь, хоть какой-нибудь площадью, хоть как-то». Они говорят: «Да, с удовольствием вам поможем. Вы можете участвовать в тендере, в аукционе, но для этого у вас должна быть уже какая-то съемная площадь, после которой вы будете участвовать в этом аукционе». То есть, получается: хочешь получить площадь – ты сначала сними у кого-нибудь, а потом мы тебе уже, может быть, дадим. Хотя, по моей практике, еще никто не получал, даже те, кто там участвовал.

МУРАВЬЕВ: Но по 1000 рублей? Нет? Разыгрывают?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, там, естественно, не по 1000. Там, естественно, все подороже, но не намного. То есть официальные цифры, да... я когда почитал, я чуть не рассмеялся.

МЕТЛИНА: Но попасть туда невозможно.

МУРАВЬЕВ: Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Вообще нереально.

МЕТЛИНА: То есть это какое-то мороженое по 20 копеек за стеклом. Вот вернул нас Вячеслав на бренную землю, к реальным ценам, к реальной ситуации...

МУРАВЬЕВ: Кстати, еще я, наверное, продолжу мысль Вячеслава, тут такая интересная... Значит, Правительство Российской Федерации (меня кредит этот волнует очень) выдает до 300 тысяч рублей, и процентная ставка там на самом деле никакие не 25% годовых, там от 2% до 5% в месяц. То есть, получается, можно схлопотать такой кредит себе под 60% годовых. По-моему, очень выгодно, на мой взгляд.

МЕТЛИНА: Друзья мои, к нам присоединяется наш следующий гость – Дина Крылова, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «Опоры России». Дина Владимировна, добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Добрый вечер.

КРЫЛОВА: Здравствуйте.

МУРАВЬЕВ: Дина Владимировна, скажите, вот те меры, которые собирается предпринять московское правительство, согласовавшись с федеральным правительством, насколько реально это нужно малому предпринимательству сейчас? Может быть, там нужно что-то другое?

МЕТЛИНА: И поможет?

КРЫЛОВА: Вы знаете, это в высшей степени необходимая мера, поскольку это еще имеет большой политический смысл. Мы сейчас видим, что

многим крупным предприятиям помогают впрямую бюджетными деньгами, а малый бизнес, он не то что не получает надлежащей поддержки, его еще даже не могут защитить от того излишнего административного пресса, который вообще не дает развиваться малому бизнесу в нашей стране.

Поэтому это сейчас более чем своевременная мера. Кредиты не доходят до малых предприятий, которые даже выделяются, с тем, чтобы кредитовать реальный сектор, на самом деле получить их практически невозможно. И поэтому хотя бы прекратить давить малые предприятия. Вот я хочу прокомментировать эту историю про налоговую, в которой представитель налоговой инспекции сказал, что «не можете – закрывайтесь». Вы знаете, это просто очень низкоквалифицированный сотрудник, поскольку любые претензии налоговых органов могут предъявляться, только если вы нарушаете налоговое законодательство.

МУРАВЬЕВ: Мне тоже кажется, что, сколько я зарабатываю, их не касается.

КРЫЛОВА: Если человек платит прибыль, то не дело налоговой инспекции...

МЕТЛИНА: Собирать налоги.

КРЫЛОВА: ...оценивать, большая она или маленькая, эта прибыль. Налоговый инспектор должен посмотреть документы и проверить правильность уплаты налогов. Всё. Все остальное его не касается. Никакого вмешательства в экономическую деятельность предприятия, ни один налоговый инспектор не имеет на это права.

МЕТЛИНА: Дина Владимировна, но, к сожалению, вот таких историй очень много. И та история, которую я рассказала про свою кузину, которой восемь лет не могли прислать уведомление о том, что за ней имеется долг, а пени в это время шли и шли, и этим государство прекрасно пользуется... И когда она пришла, они ей сказали: «Вы знаете, у нас девочки такие неквалифицированные работали тогда. Значит, что-то пропустили». Причем, она показала...

КРЫЛОВА: Вы знаете, надо посмотреть, может быть, срок давности уже вышел...

МЕТЛИНА: Нет, нет, нет, там нет срока давности. Но дело в том, что она показала все бумаги – у нее все было проплачено. Я вот к чему веду. К тому, что мы сейчас сидим, я думаю об этом, рассуждаем... Читаем интервью мэра – так все гладко! Выступает представитель Московской городской думы – там все замечательно!

КРЫЛОВА: Нет мотивации. Когда человек идет на проверку, у него есть мотивация: либо ему скажут «спасибо» его проверяющие органы, если он насчитает штрафы, пени и т. д., либо он получит взятку за то, что отстанет от этого предпринимателя.

МЕТЛИНА: Дина Владимировна, вот смотрите, у меня такое ощущение, что реальные проблемы, вот реальные... Вот посадите малого предпринимателя и скажите... И любой малый предприниматель... Допустим, у человека, например, парикмахерская или маленький магазинчик. Мы все знаем, что каждый там... ну, один человек из десяти не пробивается, потому что иначе ну невозможно! Невозможно делать бизнес так, как указано это в книжках по экономике.

КРЫЛОВА: Вы знаете, безусловно, нужно максимально снижать избыточные требования к бизнесу. Безусловно, нужно исходить из реальных условий. Но все дело еще и в ответственности. Дело в том, что у нас должностные лица, которые, так или иначе, имеют отношение к регулированию, к контролю над малым и средним бизнесом, ну и над предпринимательством в целом, они, собственно никакой большой ответственности не несут. Принимает орган власти, чиновник какое-то неправомерное решение – и потом месяцами, иногда годами предприниматель бьется. В итоге отменяется это решение, он потерял кучу времени, нервов, сил...

МУРАВЬЕВ: Ну, просто, может быть, стоит начать даже...

КРЫЛОВА: А чиновнику за это ничего, понимаете!

МЕТЛИНА: Да.

КРЫЛОВА: Он сказал: «Ах, так ты на меня еще и жаловался!» Он еще и злой на него, понимаете.

МУРАВЬЕВ: Да.

МЕТЛИНА: Правильно.

КРЫЛОВА: Хотя кто на кого должен быть злой? Понимаете, вот нет такой политической ответственности, что в это тяжелое время... Что если вот этот предприниматель, который преподает и платит маленькие налоги, по крайней мере, он не стоит на бирже труда, он не получает пособие, он сам себя кормит – это уже большое благо! Пусть он вообще ничего не платит даже государству. В наше тяжелое время любое рабочее место на вес золота. Если не будет у органов власти ответственности за то, чтобы эти рабочие места сохранять, создавать... Ну, вот какой сейчас смысл этой налоговой...

МУРАВЬЕВ: Ну, Дина Владимировна, о чем может быть речь, когда ты приходишь к чиновнику...

КРЫЛОВА: Подождите, подождите, подождите. Вот какой смысл налоговой сейчас уничтожать это предприятие, которое восемь лет назад в чем-то ошиблось?

МЕТЛИНА: А я вам скажу. Я вам скажу более того... Я ей сказала: «Подруга моя, ты можешь обратиться в арбитражный суд...»

КРЫЛОВА: Конечно.

МЕТЛИНА: И сегодня арбитражные суды (я вам хочу сказать логическую цепочку) охотно берутся за такие дела, и предприниматели их выигрывают. Но, выиграв это дело, она снова придет в конце года или в конце квартала в эту...

КРЫЛОВА: Ничего (неразборчиво). Ой, вы знаете... Подождите, подождите... Не надо!

МЕТЛИНА: И они ей жизни не дадут! Вот и всё.

КРЫЛОВА: Ничего подобного. Бояться не надо. Чтобы вы знали, более 60% дел выигрывают предприниматели. И не надо бояться, что налоговые их потом сожрут и уничтожат.

МЕТЛИНА: Да, хорошо, она это выиграет...

МУРАВЬЕВ: Но после этого...

КРЫЛОВА: Ничего не будет, поверьте мне!

МЕТЛИНА: Кто ее защитит?

КРЫЛОВА: Пусть обращается в «Опору России», мы ей поможем.

МУРАВЬЕВ: Выход есть.

КРЫЛОВА: Понимаете, ну какой смысл уничтожать работающее предприятие, если все равно такие налоги оно заплатить не может? Понимаете, сейчас в наше тяжелое время будут уничтожены рабочие места. То есть должна измениться психология, и должна измениться политическая воля.

МУРАВЬЕВ: Ну, потому что, Дина Владимировна, ощущение, что чиновникам все равно. Ну, давайте послушаем истории наших слушателей, которые звонят со своими историями. Вот люди занимаются малым бизнесом.

МЕТЛИНА: Да, прокомментируйте, пожалуйста.

МУРАВЬЕВ: Андрей, добрый вечер. Ваша история коротенечко.

МЕТЛИНА: Да, Андрей у нас на связи. Андрей, ваша история. Вот Дина Владимировна ее прокомментирует. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Слышно, да?

МЕТЛИНА: Да, слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел бы сказать следующее. Я занимаюсь обслуживанием ресторанов. Мы чистим канализацию, вентиляцию очищаем от жира, предотвращаем там всякие пожары и т. д.

МЕТЛИНА: Отличный бизнес, очень интересный.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, наверное, отличный и, наверное, очень интересный...

МЕТЛИНА: Ну, это любопытно, да.

СЛУШАТЕЛЬ: Так вот, когда мы создавали этот бизнес, это было в 2003 году, нам ни (неразборчиво)(неразборчиво)(неразборчиво) вообще никто не помог в этой жизни.

МУРАВЬЕВ: А сейчас кто-нибудь руку помощи протянул?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, кроме моих друзей никто не протянул. То есть мне дали денег совсем не московское правительство и не кто-то (неразборчиво).

МУРАВЬЕВ: Хорошо, Андрей, а вы ходили куда-то, вы просили помощь?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно, мы ходили.

МЕТЛИНА: Что?

МУРАВЬЕВ: Куда ходили, и что вам там сказали?

СЛУШАТЕЛЬ: Чтобы получить кредит какой-то, это нужно просто застрелиться. Понимаете, там такое количество бумаг! Притом, что бизнес рабочий, притом, что у меня есть два офиса, которые я снимаю за свои деньги, не по 1000 рублей за метр, а совсем за другие деньги.

МЕТЛИНА: Андрей, а вы не пробовали по 1000 снять у московского... вот у «Комимущества»?

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно, пробовал.

МЕТЛИНА: И что?

МУРАВЬЕВ: И что?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне вот лично удобно на площади Гагарина, как бы у меня там база вся рядом. Ну, там 60 лет Октября, улица (неразборчиво)...

МУРАВЬЕВ: Так, хорошо, да, да, да.

МЕТЛИНА: Так, короче. Ну?

СЛУШАТЕЛЬ: Мне предложили в Бутово хороший такой...

МЕТЛИНА: Понятно.

МУРАВЬЕВ: А, ну предложили, по крайней мере. Понятно. Дина Владимировна, вот история.

МЕТЛИНА: Все ясно. Дина Владимировна, вот прокомментируйте историю Андрея.

КРЫЛОВА: Ну что я могу сказать... Большинство предпринимателей слыхом не слыхивали о поддержке. Большинство из тех, которые слышали, никакую поддержку получить им не удается.

МУРАВЬЕВ: Да.

КРЫЛОВА: То есть, есть какие-то, наверное, очень искусные предприниматели, которым все-таки удается ее получить, но как-то так получается, что все эти меры поддержки в основном доступны какому-то достаточно...

МУРАВЬЕВ: ...узкому кругу людей.

КРЫЛОВА: ...небольшому, да, кругу. И для того чтобы это было действительно общедоступно, должны быть ясные и понятные, прозрачные критерии того, кто может на нее рассчитывать, по каким критериям. К минимуму должно быть сведено усмотрение чиновника, какие-то дополнительные требования. Вот тут предприниматель до этого говорил, что условием участия в конкурсе на право аренды является, чтобы у тебя было арендованное помещение.

МЕТЛИНА: Ну, это же бред.

КРЫЛОВА: Это ему сказали, или он это прочитал?

МЕТЛИНА: Ему это сказали.

КРЫЛОВА: Понимаете, вот надо, чтобы все это было написано, тогда не будет никаких претензий.

МУРАВЬЕВ: А что же оно не написано до сих пор? Уже столько лет, и всё...

КРЫЛОВА: Не знаю, может быть, написано. Может, мы с вами не знаем. Я просто хочу сказать, что очень мало предпринимателей из тех, которых я знаю, действительно пользуются каким-то механизмом поддержки.

МЕТЛИНА: Дина Владимировна, я хочу вектор немножко в конце нашей беседы сместить. То есть вы считаете, что большинство предпринимателей просто не знакомы со всеми возможностями, которые готово предоставить государство, просто не верят и не хотят?

КРЫЛОВА: Нет, во-первых, они просто информационно об этом не знают.

МЕТЛИНА: Не осведомлены.

МУРАВЬЕВ: Да.

КРЫЛОВА: Во-вторых, эти механизмы таковы, что реально ими воспользоваться могут далеко не все, то есть они не равнодоступны. Они слишком запутаны, и слишком много там отдано на усмотрение чиновников...

МЕТЛИНА: Ну, если подключить голову...

КРЫЛОВА: Подождите. Получается, что приближенные получают, все остальные не получают. Вот, к сожалению, де-факто получается так. То есть должны быть абсолютно четкие, прозрачные эти механизмы, и они должны быть понятны, почему те или иные требования выставляются, например, вот с этой же самой арендой, что у тебя должно быть другое арендованное помещение.

МУРАВЬЕВ: Да.

КРЫЛОВА: То есть они должны быть логичны. И тогда действительно можно говорить, что это работающие механизмы. А сейчас пока что это способ поддержки определенной категории бизнеса, хотя, слава богу, что хоть какую-то категорию поддерживают. Но ни о какой равнодоступности в этой ситуации...

МУРАВЬЕВ: Речи быть не может.

КРЫЛОВА: ...речь идти не может. Но самое

главное – обеспечить вообще в государстве некие общедоступные механизмы. Это и снижение налогов, и отсрочки по налогам.

Это то, что предлагает «Опора России» правительству. Это и естественные монополии обязать, чтобы они размещали свои заказы как госзаказы, то есть по определенным процедурам, прозрачно, в соответствии с требованиями закона. Это и правило «второй руки», чтобы те крупные госзаказчики, которые получают большие подряды, чтобы они обязательно в качестве субподрядчиков брали какой-то процент малых предприятий. Обязательно сделать какие-то упрощенные формы кредитования, и для того чтобы эти деньги там не украли, если боятся, может, сделать это по принципам проектного финансирования, то есть финансировать не предпринимателя, а его проект, то есть проплачивать какие-то эти вещи...

МЕТЛИНА: Ну, какой-то грант, да.

КРЫЛОВА: Нет, проплачивать просто отдельные обязательства по его проекту. Тогда не будет такой большой опасности, что этот предприниматель скроется с деньгами или не вернет. Понимаете, надо оценивать его проекты, и, в общем, если это действующий предприниматель, то нужно, чтобы он получал поддержку на таких же условиях доступности, как это доступно сейчас для крупных компаний. Хотя спроса на их продукцию часто и нет, а их все равно поддерживают.

МУРАВЬЕВ: Понятно.

КРЫЛОВА: Но хотя бы поддержать тех, спрос на чью продукцию все-таки имеется. И, конечно, очень важно, чтобы оградили малых предпринимателей в это трудное время от никому не нужных, избыточных проверок, от плановых проверок. Я понимаю, если есть тревожные сигналы, что кто-то отравился, или что где-то там какая-то пожароопасная ситуация...

МЕТЛИНА: Ну да, да, да.

МУРАВЬЕВ: Ну да.

КРЫЛОВА: Это другое дело. Но просто так приходить, трепать нервы даже в это трудное время, когда люди стараются удержать свой бизнес, удержать своих работников, сохранить заработную плату... в это время заниматься тем, что трепать им нервы с этими проверками... С этим, конечно, надо заканчивать.

МУРАВЬЕВ: Ну, вот сейчас вроде как Лужков подписал и запретили.

МЕТЛИНА: Ну да. Спасибо огромное.

МУРАВЬЕВ: Спасибо огромное. У нас на связи была Дина Крылова, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства «Опоры России». Мы вынуждены прерваться на короткую рекламную паузу, после нее вернемся, и у нас будет, между прочим, еще один компетентный гость.

Реклама.

МУРАВЬЕВ: Еще раз вечер добрый. В студии по-прежнему Вадим Муравьев и Наталья Метлина. Сегодня говорим о малом бизнесе, о том, как ему помочь. Вот мэр высказался, теперь дадим возможность высказаться людям. Наши корреспонденты вышли на улицы города и задали прохожим вопрос: «Как помочь малому бизнесу в период кризиса?» Вот что нам ответили:

Опрос:

– Не мешать ему – это будет самая лучшая помощь. Палки в колеса не вставлять, проверок чтобы было меньше, естественно, потому что проверками замучили.

– Не мешать. Естественно, налоги... Убрать налоговую, убрать всех остальных проверяющих...

– Конечно, ему надо помогать. В условиях кризиса это, прежде всего кредиты. Это борьба с коррупцией. В-третьих, для малого бизнеса нужно создать нормальную конкурентную среду. Потому что процветают у нас крупные монополии, у нас нет конкуренции, а конкуренция начинается, прежде всего, с малого бизнеса.

– Мне кажется, нужно побольше крупных клиентов найти, чтобы за них увязаться и держаться как-то на них на плаву.

– Конечно, надо упорядочивать и приводить в норму. Арендные ставки действительно высокие, и самое главное, что выжимает их государство.

– Меньше словами, больше делом. Я думаю, раньше не давали ему нормально расти, а сейчас слова, может быть, будут снова. Давайте не душить и просто давать свободу больше, помогать материально, подсказывать, поддерживать.

МУРАВЬЕВ: Ну, вот так вот люди на улицах отвечали на вопрос наших корреспондентов: «Как помочь малому бизнесу в период кризиса?»

МЕТЛИНА: Ну, в общем, единодушны.

МУРАВЬЕВ: Ну, ты знаешь, мне нравится еще вопрос... Это мы с Диной Владимировной сейчас говорили, что нужно обезопасить государство от того, что предприниматель деньги возьмет и их украдет. А нельзя ли предпринимателя обезопасить от того, что чиновник деньги возьмет и украдет, какие-нибудь гранты подписывая?

МЕТЛИНА: Да. Ну, друзья мои, у нас на сегодняшний день последний гость – Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Алексей, добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Добрый вечер.

ШЕСТОПЕРОВ: Добрый вечер.

МУРАВЬЕВ: Алексей, вот наши люди на улицах, которых опрашивали наши корреспонденты, сказали, что, в общем-то, от малого предпринимательства, прежде всего, нужно отстать и коррупцию победить. Вот вы согласны с тем, что это, в общем, основные проблемы?

ШЕСТОПЕРОВ: Да, я соглашусь, это ключевые проблемы. И, к сожалению, органы государственной власти на это внимание сейчас в меньшей степени обращают. Речь идет, прежде всего, о механизмах финансовой поддержки предпринимателей. Однако о том, чтобы сократить именно уровень административных барьеров... все-таки этому меньше внимания уделяется. В то же время, на мой взгляд, все-таки наиболее действенными мерами было бы именно сокращение вот этих барьеров и, может быть, какие-то преференции налогового характера, может быть, «налоговые каникулы». Потому что, как показывает практика, средств в любом случае на всех не хватит.

МУРАВЬЕВ: Ну, тем более, с нашим подходом.

ШЕСТОПЕРОВ: Да. В прошлом году на поддержку малого бизнеса выделялось порядка 10 миллиардов рублей, и в то же время вот эту помощь получили только 6 тысяч малых предприятий. В масштабах страны это какое-то минимальное просто количество. Сейчас действует где-то более миллиона предпринимателей, там более миллиона малых предприятий и порядка трех миллионов индивидуальных предпринимателей...

МЕТЛИНА: Алексей, вот скажите, пожалуйста... Вот одно слово вы упомянули про помощь. Нам пишет на наш сайт finam.fm Игорь. Вот смотрите. «Почему в Китае, – пишет Игорь, – государство дает предпринимателям кредит где-то под 6% годовых, а у нас 25%, и еще...»

МУРАВЬЕВ: Это, начиная от 25% – уточним.

МЕТЛИНА: Да, от 25%. «И еще нужно выиграть конкурс на это». Задает вопрос Игорь: «Какую нужно закладывать прибыль тогда? И будет ли такой бизнес конкурентоспособный? Ну и такое наблюдение: последние полгода наоборот идет усиленный «наезд» на бизнес налоговой (читаем – со стороны государства)». Вот что вы думаете?

ШЕСТОПЕРОВ: Ну да, собственно говоря, те средства, которые сейчас выделяются, не так легко получить. И даже если получить к ним доступ, то вот эти проценты, вот эти условия кредитования, они очень жесткие, и не все просто готовы к этому идти. Почему так происходит? Ну, наверное, это результаты общей политики государства, оно все-таки в большей степени акцентирует внимание на поддержке крупных градообразующих предприятий...

МУРАВЬЕВ: То есть, Алексей, если речь идет о 300 тысячах рублей, то понятно, что крупному градообразующему предприятию эти деньги как капля в море, то есть они ему не нужны. Малому предприятию, может быть, они пригодятся, но под 25%, а то и под 60% – ну это слишком! Может быть, если сделать...

ШЕСТОПЕРОВ: Ну, я соглашусь, что это очень странная ситуация. И почему так происходит... ну, это политика властей.

МУРАВЬЕВ: То есть это, получается, помощь ради процесса помощи?

ШЕСТОПЕРОВ: Фактически да. Можно сказать, что это, может быть, даже непоследовательная политика. С одной стороны,

на верхнем уровне заявляется о том, что нужно поддерживать малый бизнес. Но если мы спустимся до конкретных решений, то такого рода кабальные условия, они, никакой роли в поддержке не могут сыграть.

То есть кто-то решается, ну и подсаживается на вот эту «кредитную иглу». В Китае же совершенно другая ситуация, как-то более, может быть, четко осознали власти, что надо начинать именно с малого предпринимательства.

МЕТЛИНА: Алексей, если можно, коротко. Замминистра Попова напомнила, что государственная программа поддержки малого бизнеса предусматривает дополнительную капитализацию «Внешэкономбанка» на 30 миллиардов рублей, и все эти средства должны быть направлены на кредитование малого бизнеса в России. Это очень большая сумма! Для малого бизнеса это буквально... ну, огромному количеству предприятий можно миллионные кредиты выдать.

МУРАВЬЕВ: Будет ли столько желающих просто взять такие кредиты?

МЕТЛИНА: Да. Тем не менее, все равно вся эта кредитная история, она остается фактически недоступной.

ШЕСТОПЕРОВ: Ну да, в принципе, может быть, у нас есть какой-то дефицит подходов по поддержке на федеральном уровне. Потому что, как я уже говорил, в прошлом году средства дошли до 6 тысяч предприятий. Сейчас же объемы увеличатся... В прошлом году 10 миллиардов, в этом, получается, с учетом вот этой дополнительной поддержки, где-то 50. Ну, может быть, количество малых предприятий увеличится с 6 тысяч до 12, но, опять же, это тоже капля в море.

МЕТЛИНА: Это капля в море.

ШЕСТОПЕРОВ: И тут надо понимать, что, пока эти деньги дойдут до предприятия, пройдет не одна неделя. То есть это решение может быть принято, но пока средства будут выделяться региональным бюджетам, пока региональные бюджеты будут проводить конкурсы, пройдет месяц, может быть, два, и, может быть, спасать уже будет некого. Поэтому в данной ситуации, мне кажется, намного эффективней было бы уделить внимание именно непосредственному решению вот этих административных барьеров, борьбе с административным давлением, которое испытывают малые предприниматели...

МУРАВЬЕВ: Ну и с проверками. Ну, вроде как мэр пообещал прикрыть. Спасибо огромное. Это был Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Ну что же, поживем – увидим, кто эти деньги получит, как израсходуют. Но мне кажется, что в такие тяжелые времена брать кредит даже под 25% – по-моему, это слишком.

МЕТЛИНА: Слишком.

МУРАВЬЕВ: До завтра.

МЕТЛИНА: Друзья мои, всего доброго.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости