Челябинск, Февраль 20 (Новый Регион, Ксения Уфимцева) – Разочаровавшись в жизнестойкости металлургии в период кризиса, правительство Челябинской области делает ставку на поддержку и развитие малого бизнеса.
Как передает корреспондент «Нового Региона», малый бизнес более мобилен по сравнению с остальными сферами экономики, а потому быстрее сможет адаптироваться к меняющимся в период кризиса условиям. Об этом сегодня на расширенном заседании президиума областного антикризисного штаба правительства Челябинской области заявил вице-губернатор Юрий Клепов. Кроме того, малый бизнес на Южном Урале назван одной из основных площадок для создания новых рабочих мест. Поэтому областные власти предприняли ряд мер для поддержки субъектов малого предпринимательства. Накануне губернатор Челябинской области Петр Сумин подписал распоряжение, которое обязывает областные органы исполнительной власти, выполняющие контрольные функции, приостановить плановые проверки предприятий малого бизнеса, а все внеплановые проводить только после согласования с прокуратурой. Кроме того, готовятся предложения о снижении налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по итогам первого квартала с 15% до 10%. Чтобы повысить доступность кредитов для малого бизнеса, правительством области создан гарантийный фонд. На эти цели из областного бюджета направлено 30 миллионов рублей, из федерального бюджета в марте поступят средства в размере 70 миллионов рублей, а уполномоченные банки дадут гарантии еще не менее чем на 100 миллионов рублей. Помимо этого сейчас утверждаются порядки по предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества на долгосрочной основе и по льготным ставкам для малого бизнеса. Как подчеркнул губернатор, необходимо продолжать поддерживать и развивать малый бизнес, поскольку на сегодняшний день в этой сфере задействовано почти 600 тысяч человек. Его вклад в валовой региональный продукт достиг 24%, и 15% доходов бюджета так же формирует малый бизнес.
Однако эксперты полагают, что столь радужная картина вполне может обернуться очередной потемкинской деревней, где за блестящим фасадом отчетных цифр будет скрываться довольно убогая реальность. Основанием для таких предположений служит прошлогодняя статистика. Напомним, Петр Сумин неоднократно заявлял, что за последние несколько лет в регионе «совершен настоящий прорыв в малом предпринимательстве». В марте 2008 года в Тобольске, на заседании президиума Госсовета РФ, губернатор заявил, что показатель плотности малого предпринимательства (число субъектов МБ на определенное число человек) в Челябинской области выше общероссийского и составляет 840 на 100 тысяч населения. В сфере малого бизнеса, по словам Петра Сумина, работает каждый третий житель Южного Урала.
Однако по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в первом квартале 2008 года во всем УрФО в сфере малого бизнеса было занято лишь порядка 360 тысяч, причем федеральный округ занимал последнее место в России по этому показателю. В Челябинской области в малом бизнесе к апрелю 2008 года работало лишь 102 тысячи южноуральцев. А по количеству субъектов малого предпринимательства из 82 регионов Челябинская область занимала скромное 64 место с показателем в 99,7 малых предприятий на 100 тысяч населения. И это составляло лишь 49,3% от среднероссийского уровня. Так что в малом бизнесе в самый благополучный период его развития, исходя из данных НИСИПП, трудился не каждый третий южноуралец, а приблизительно каждый семнадцатый – восемнадцатый ( если считать только экономически активное население).
Отметим, что прогноз НИСИПП относительно развития малого бизнеса в условиях кризиса не утешителен: «В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:
1) замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);
2) прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3) пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)
4) будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен».
Впрочем, скорее всего, отчеты с мест о развитии малого бизнеса будут более оптимистичны – ведь этот вопрос курирует сам президент РФ Дмитрий Медведев.